Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4 Типы конфликтов.






Классификации конфликтов.

Внутриличностный конфликт.

Межличностный конфликт.

Групповой конфликт.

Конфликты в различных сферах социального взаимодействия.

 

 

Классификация — научный метод, заключающийся в разъединении всего мно­жества изучаемых объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения объекта к той или иной группе, назы­вается основанием классификации. Классификация конфликтов необходима для сравнительного изучения их существенных признаков, связей, функций, от­ношений, уровней организации и т. п.

Классификация — это не только приведение в систему определенной суммы понятий, характеризующих объект науки, хотя данная задача и занимает доста­точно важное место в исследовательской деятельности. Это получение новых зна­ний об объекте науки, расширение понятийно-категориального аппарата конф­ликтологии, приведение его в более полное соответствие объективным законам развития конфликтов. Основная задача классификации — выявить те системные признаки, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов.

Основные виды классификации.

Типология — в ее основе лежит существенный признак конфликта. Это наибо­лее ценный и сложный вид классификации. В результате типологии выделяется ряд типов конфликтов. Сам тип выступает единицей расчленения множества конф­ликтов по выбранному основанию классификации.

Систематика — приведение в систему представлений о некоторой совокупно­сти конфликтов. Основанием для классификации служит менее существенный признак конфликта, нежели тип. Частные систематики конфликтов созданы. Полная систематика конфликтов в конфликтологии в ближайшее время вряд ли достижима. Однако в принципе создание полной систематики конфликтов возможно.

Таксономия — теория классификации и систематизации деятельности, име­ющей обычно иерархическое строение.

В конфликтологии таксономических классификаций конфликтов пока нет, хотя они в принципе возможны. «Гроздь» соподчиненных, взаимосвязанных конф­ликтов называется таксоном.

Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности челове­ка, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребно­сти можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней. К ним относятся потребности: физиологические; в безопасности и защищенности; социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. В случае не­удовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. Можно использовать более обобщенную градацию блокированных потребно­стей — материальные, социальные и духовные.

В зависимости от типа противоречия конфликты можно делить на возникшие как результат антагонистического противоречия и вследствие неантагонистиче­ского противоречия.

Важной характеристикой конфликта является острота противодействия уча­ствующих в нем сторон. В западной конфликтологии эта характеристика называ­ется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделяют конфликты низ­кой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности — спор между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается физиче­ским уничтожением одной из сторон.

В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, поли­тические и др.

Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приво­дящей к качественным различиям, выступает их длительность.

Конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах их делят на конструктивные, имеющие позитивные и негативные последствия одновремен­но, и деструктивные.

Американские конфликтологи (Р. Даль и др.) классифицируют социальные конфликты в обществе по количеству сторон, участвующих в конфликте, и их по­следствиям.

Конфликты можно классифицировать по степени разработанности норматив­ных способов их разрешения. Существуют конфликты, для разрешения которых не разработано никаких нормативных механизмов. Примером такого конфликта может быть ссора двух пассажиров в общественном транспорте. Можно выделить полностью институционализированные конфликты, напри­мер дуэль. Между этими крайними полюсами существует много видов конфликтов, нор­мативное урегулирование которых осуществляется частично.

Внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы.

Психоаналитическое направление — биопсихологическая трактовка: столкно­вение желаний (3. Фрейд); регресс на более низкий уровень психики (К. Юнг); столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как про­тиворечие «невротических потребностей» (К. Хорни).

Бихевиоризм — плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Д. Скинep); фрустрация (Н. Миллер, Дж. Доллард).

Гуманистическая психология — противоречие между осознанными, но ложны­ми самооценками (К. Роджерс); нереализованная потребность человека в самоактуализации (А. Маслоу).

Когнитивная психология — когнитивный диссонанс как негативное состояние в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний (Л. Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возника­ющее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэто­му личность стремится устранить его.

Теория поля — ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют про­тивоположно направленные силы примерно одинаковой величины и субъект вынужден делать выбор между тенденциями: положительной и отрицательной; положительной и положительной; отрицательной и отрицательной (К. Левин).

Логотерапия — потеря смысла жизни (В. Франкл).

Интеракционизм — конфликт ролей (А. Голднер).

Психосинтез — острые противоречия внутри личности, снижающие цельность «Я» (Р. Ассаджиоли).

Таким образом, в большинстве теорий внутриличностного конфликта, разра­ботанных зарубежными психологами, основу составляют категория противоре­чия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конф­ликта). Протекание внутриличносгного конфликта связывается с негативными переживаниями.

Российская школа видит внутриличностный конфликт как столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций (А. Лурия); «резуль­тат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» (В. Мерлин); столкновение двух внутренних побуждений, отражен­ных в сознании в виде самостоятельных ценностей (Ф. Василюк) и др.

Внутриличностный конфликт — острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее про­тиворечивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Сферы внутриличностного конфликта: когнитивная сфера, эмоциональная сфе­ра, поведенческая сфера, интегральные показатели.

Для того чтобы построить типологию внутриличностного конфликта, нужно основание, которое объединяет разнообразие всех внутренних конфликтов. Принятие ценностно-мотивационной сферы личности за основание для построения единой типологии внутриличностного конфликта позволяет выле­чить основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конф­ликт (А. И. Шипилов).

• Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребно­сти, интересы, желания, влечения и т. п.). Могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

• Ценности как принятые личностью, так и навязанные обществом, воплоща­ющие в себе общественные нормы и выступающие как эталоны должного. Обозначаются как «надо» («Я должен»).

• Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка лично­стью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.