Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1 Определение и функции конфликта.






Определение конфликта.

Интерпретация функций конфликта в социологии и философии.

 

Возможность связать в систему исследования конфликта, которые ведутся в рамках психологии, социологии, правоведения, искусствоведения, истории, ма­тематики, педагогики, политологии, социобиологии, философии, военных и дру­гих наук (например, в психиатрии и экономике), основывается на том, что в осно­ве любого конфликта лежит противоречие, играющее системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения.

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завер­шения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

Объект конфликтологии - конфликты в целом.

Конфликтологию в большей мере интересуют два типа конфлик­тов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты.

Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные.

Предмет конфликтологии - общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы уп­равления ими.

Конфликт – биполярное явление, противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, где стороны конфликта выступают в качестве активного субъекта.

Сегодня в понятие конфликта включают три аспекта:

1. состояние открытой борьбы (война);

2. состояние столкновения противоположностей (между людьми, идеями, интересами);

3. борьба взаимно исключающих психических характеристик (чувства, желания).

Ряд авторов практически отождествляют понятия конфликт и социальный конфликт.

Социальный конфликт - наиболее острый способ развития и завершения зна­чимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, за­ключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.

Внутриличностный конфликт - выраженное негативное пережи­вание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее при­нятие решения.

Общенаучные принципы изучения конфликта:

Принцип развития требует выявлять тенденции в эволюции конфликтов (постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к другим, чаще от простых к более сложным.

Принцип всеобщей связи требует исследования максимального количества существенных связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами.

Принцип соблюдения законов диалектики требует учета основных законов парных категорий диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей показывает внутренний источник развития конфликтов: единство и борьбу противоположных сторон, сил, тенденций. Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует на поиск закономерностей, ко­торым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение каче­ственных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление свя­зей между ними. Закон отрицания отрицания дает возможность прогнозировать направление развития конфликтов: от простого к сложному, от низшего к высшему, от одного к другому. Парные категории диалектики (материальное и идеальное, время и пространство, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, сущ­ность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие и другие), позволяют определить общий подход к изучению конфлик­тов, ориентироваться в общей оценке правильности полученных выводов.

Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики рас­крывает диалектику движения знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания.

Принцип системного подхода ориентирует в по­иске причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта.

Принцип конкретно-исторического подхода показывает необходимость уче­та в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий их развития.

Принцип объективности требует минимизировать влияние личных и группо­вых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результа­ты исследования конфликтов.

Принцип междисциплинарности ориентирует на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии. Важнейшей стороной принципа междисциплинарности является прин­цип равенства всех шестнадцати отраслей конфликтологии. Роль системообразующей науки на данном этапе развития конфликтологии призвана выполнить психология.

Принцип эволюционизма ориентирует на учет основных закономерностей эво­люции конкретных видов конфликтов.

Принцип личностного подхода учет личностных особенностей конкретных людей.

Принцип поиска скрытого содержания конфликтов ориентирует на изучение глубинных причин конфликтов, выявления неосознаваемых мотивов поведения людей.

Основные направления психологических исследований конфликта:

• психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

• социотропное (У. Мак-Дугал, С. Сигеле и др.);

• этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

• теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

• фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

• поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс);

• социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

• интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
Современные подходы:

• теоретико-игровое (М. Дойч);

• теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

• теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

В истории изучения конфликта в западной социологии выделяются три этапа:

• вторая половина XIX в. — социал-дарвинизм (Г. Спенсер и др.), описавший проявления социальной борьбы при столкновении интересов, унаследован­ные нормы и новых идеи, привлекшие внимание к проблеме конфликта, и марксистская теория где классовый конфликт рассматривался без теоре­тического анализа его разнообразных поведенческих форм;

• первая половина XX в. — функциональная теория конфликта (Г. Зиммель) и структурный функционализм (Т. Парсонс), ставивший задачу найти эф­фективные методики разрешения конфликтных ситуаций в организациях, на производстве, при этом конфликты оценивались как негативные процес­сы, сдерживающие развитие общества;

• вторая половина XX в. — теория позитивно-функционального конфликта (Л. Козер), конфликтная модель общества (Р. Дарендорф), общая теория конфликта (К. Боулдинг), рассматривавшая конфликт в виде всеобщей ка­тегории, присущей всему живому и неживому миру, служащей базой для анализа любых процессов.

В отличие от психологии и социологии, где концепции конфликта стали уже классическими, в политологии собственно конфликтологические теории выде­лить сложно. Правомернее говорить о взглядах политологов на роль конфликтов в обществе, на управление политическими конфликтами.

Политологические исследования конфликта связаны со следующими направле­ниями:

теории политических групп (В. Парето и Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли),

теории политической стабильности (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет, Д. Сандерс)

этнополитические теории (И. Гектер, Т. Нейрн, Дж. Ротшильд).

 

К.Маркс – разработал учение о противоречии и развил модель конфликта революционного класса и социального изменения. Основные тезисы:

социальные отношения проявляют свойства системы и содержат большое количество конфликтных интересов.

социальная система систематически порождает конфликты.

конфликт неизбежен и является свойством социальной системы.

конфликты чаще всего происходят из-за недостаточности ресурсов, особенно власти.

конфликт – главный источник изменений социальных систем.

любой конфликт имеет антагонистический характер.

чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем более, насильственным будет конфликт.

чем более насильственным является конфликт, тем больше структурных изменений системы и перераспределение недостающих ресурсов.

Георг Зиммель – автор теории конфликтного функционализма, считал, что конфликт в обществе неизбежен. В отличии от К.Маркса, представившего структуру общества в виде господствующих и подчиненных страт, Г.Зиммель социальную структуру общества представил в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации и диссоциации ее элементов, где конфликт необязательно приводит к разрушению системы и социальным изменениям. Основные идеи:

· конфликты сохраняют и укрепляют социальную систему

· источник конфликта – столкновение интересов и проявление инстинктов " враждебности" – инстинкты любви и ненависти.

· эмоциональность членов групп усиливает остроту конфликта.

· практическая задача социологии – способствовать трансформации конфликтов в сотрудничество. После работ Зиммеля в научный оборот вошел термин " социология конфликта".

 

М. Дойч предложил типологию конфликтов:

Критерии Типы конфликтов
по сферам жизни общества и деятельности людей · экономические · политические · идеологические · финансовые · торговые · таможенные
по причинам · объективные · субъективные · реалистические нереалистические
по субъектности · международные · межгосударственные · межконфессиональные · расовые, межэтнические · межличностные

Ральф Дарендорф автор теории конфликта в основе которой идея " социального изменения". Основные тезисы:

· главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подчинение.

· общественная структура основана на власти одних групп людей над другими.

· каждая такая группа имеет общие интересы независимо от того, насколько их осознают участники.

· при осознании своих общих интересов люди образуют общественный класс, выраженный либо через лобби политической партии, либо через профсоюзное движение и т.д.

· обострение классового конфликта обусловлено следующими обстоятельствами:

а) власть сосредоточена в руках нескольких людей;

б) лишенные власти не имеют возможности ее получить.

в) люди имеют возможность свободно организовывать политические группы.

· предложил следующую типологию конфликта:

Критерий Тип
по источнику возникновения · интересов · ценностей · идентификации
по социальным последствиям · успешные · безуспешные · созидательные (конструктивные) · разрушительные (деструктивные)
по масштабности · локальные · региональные · межгосударственные · глобальные · микро, макро, мегаконфликты
по формам борьбы · мирные · немирные
по направленности · вертикальные · горизонтальные
по особенностям условий происхождения · эндогенные (внутренние причины) · экзогенные (наружные причины)
по отношению субъектов к конфликту · подлинный · случайный (условный) · смещенный · ложный · неверно приписанный · латентный (скрытый)
по использованной сторонами тактике · " сражение" · " игра" · " дебаты"

 

Льюис Козер развивает концепцию " конфликтного функционализма", дал наиболее распространенное в западной науке определение конфликта: " Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника".

Основные идеи:

· социальный мир необходимо рассматривать как систему различным образом взаимосвязанных частей;

· в любой системе обнаруживается отсутствие равновесия, конфликтные интересы, напряженность;

· процесс, которые разрушают систему (насилие, разногласия, конфликты и т.д.) при определенных условиях укрепляют основы интеграции, а также ее " приспособляемость" к окружающим условиям.

Зигмунд Фрейд – считал, что человек конфликтен по природе. Определяющая роль в поведении человека принадлежит инстинктам, особое значение имеют два инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт) и Танатос (инстинкт агрессии, разрушения). Вечная борьба между Эросом и Танатосом определяет развитие человечества в целом. В психике человека одновременно присутствуют желания, осознаваемые и неосознаваемые, направленные на одни и те же объекты. Они могут иметь противоположное содержание, что зачастую объясняет противоречивость человеческой натуры. Человеческие чувства противоречивы, что приводит к их постоянному столкновению (амбивалентность чувств – результат и следствие противоречивости бытия). Социальное бытие усиливает амбивалентность до состояние конфликта. Энергия сексуального влечения может сублимировать в разнообразных видах деятельности человека, в том числе и его творчестве.

Концепция структуры личности наиболее отчетливо выражает представление З.Фрейда о конфликтной природе человека. Личность является единством трех противоречивых начал: " Оно", " Я" и " Сверх-Я".

" Оно" первичная, прирожденная инстанция, подчиненная принципу удовольствия (бессознательные импульсы и реакции, имеющие биологическое происхождение и психобиологическую форму проявления).

" Я" это рассудительность, рациональное, организованное начало личности, контролирующее инстинкты и импульсы. Действия " Я" это реализация принципа реальности. " Я" приводит иррациональные, бессознательные импульсы в соответствие с требованиями действительности.

" Сверх – Я" – продукт культуры, в нем реализуются комплексы совести, морали, социальные нормы и требования, которые предъявляет общество к человеку. Это результат опыта человека, влияния социума. " Сверх-Я" выполняет функции контроля оценки и наказания.

В своих поступках человек реализует " Оно", " Я" и " Сверх-Я", которые находятся в постоянном противоречии и противоборстве; его действия и реакции являются результатом взаимосвязи всех трех структурных компонентов. Взаимоотношения " Я" и " Оно" З.Фрейд сравнивал с отношениям всадника (" Я") и лошади (" Оно"). " Я" по отношению к " Оно" подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силой лошадь, с той лишь разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, тогда как " Я" – силами заимствованными.

Эрих Фромм – на основе " экзистенциональной дихотомии" делал вывод о том, что противоречия содержатся в самой сути человека. Поэтому они не могут быть преодолены: проблемы жизни и смерти, ограниченность жизни, огромные потенциальные возможности человека и ограниченные условия их реализации. Развил теорию социального характера. К типам социального характера отнесены – рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный. Типы характеров реализуются через действия психических механизмов: мазохистского, садистского, деструктивного и конформистского.

В психике человека заложен конфликт двух начал: жизни и смерти. Биофильство – это глубинная жизненная ориентация человека. Она приводит к смерти. Некрофильство – страсть к уничтожению. Некрофил – антипод биофила. Некрофильские тенденции укрепляются по мере ухода человека от природы в мир вещей, техники, индустриализации, обостряя противоречивость и конфликтность психики человека.

Внутриличностный конфликт часто приобретает социальный аспект. Деструктивность характера в таком контексте рассматривается как желание разрушить мир, чтобы избавиться от чувства собственного бессилия, как последняя попытка не дать миру разрушить себя. Деструктивности противостоит конформистский тип ориентации, благодаря чему человек преодолевает чувство собственной ничтожности. Человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными усилиями он может придать смысл своей жизни.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.