Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель и формы семинарских занятий по истории Древнего мира






Методическое пособие для студентов I курса.

Самара, 2012 – 28 с.

 

 

Рецензент: доктор исторических наук, профессор И.Г. Гурин

(кафедра всеобщей истории СГУ)

 

Методическая разработка составлена в соответствии с программой по истории древнего мира для исторических факультетов педагогических университетов. Она содержит вводное разъяснение целей и форм практических занятий, список хрестоматий по истории древнего мира, темы и планы семинарских занятий, списки источников и литературы, методические указания, конкретизирующие задания по каждому пункту плана. Методические рекомендации помогают студентам рационально организовать самостоятельную подготовку к занятиям, способствуют формированию навыков работы с источниками и научной литературой. Разработка может быть использована также в процессе выполнения контрольных работ и при подготовке к экзаменам.

 

 

© А. И. Попов, 2006

© Тольятти, 2006

 

 

Цель и формы семинарских занятий по истории Древнего мира

Задачей данного пособия является помощь студентам дневного и заочного отделений в подготовке к практическим занятиям, а также при самостоятельном изучении ими источников в процессе выполнения контрольных и курсовых работ, при подготовке к экзаменам. В то же время оно, освобождая преподавателя от затраты учебного времени на методические разъяснения и советы по заданию, позволяет посвятить все занятие непосредственной работе над источниками.

Семинарские занятия являются одной из важнейших форм работы со студентами. Проведение этих занятий имеет следующие цели: - углубление и закрепление знаний по ряду узловых проблем, содержащихся в лекционном курсе по истории древнего мира; - привитие студентам навыков самостоятельной работы с различными видами источников, специальной и учебной литературой; - приобретение ими навыка изложения изученного материала, то есть умения составлять четкий план по теме, систематизировать материал и делать итоговый вывод; - освоение техники цитирования источников и научной литературы, оформления научного аппарата (сносок и ссылок).

Следует сразу сказать о трудностях, с которыми неизбежно столкнется первокурсник на семинарских занятиях. Во-первых, сведения по древней истории, причем самые элементарные, он получил подростком 11-12 лет в 5-6 классе, к тому же, за последующие годы и эти скромные знания в значительной мере забываются. И, наконец, надо учитывать, что история древнего мира преподается на I курсе, когда студенты еще недостаточно знакомы с основами исследовательского подхода к фактам и основными методами исторической науки. В силу этого перед студентами I курса стоят две основные задачи: овладение фактическими знаниями и теоретическая подготовка в области исторических методов исследования.

Специфика исторического познания такова, что сами исторические факты, поскольку они принадлежат к прошлой реальности, можно добыть только из источников. Поэтому основной задачей семинарских занятий является обучение студентов критическому разбору различных по характеру источников, анализу их с позиций исторической методологии. Работа на семинаре предполагает предварительную подготовку студентов.

Подготовку необходимо начать с изучения важнейших теоретических понятий, которыми пользуется историческая наука, как-то типы социальных групп, сословия, эксплуатация, владение, собственность, социальные статусы, этнос, государство, цивилизация, древневосточная деспотия, сельская община и др., в соответствии с характером изучаемой темы. Затем следует ознакомиться с общими сведениями об эпохе и стране, для чего нужно прочитать лекционный материал и соответствующие главы в рекомендованной учебной, научной и справочной литературе. После этого можно приступать к следующему, основному этапу работы, изучению источников по теме. Как следует анализировать источник?

Характеристику источника условно делят на два этапа. Первый, так называемая внешняя критика источника, заключается в описании его внешнего вида, материала, из которого он изготовлен, степени его сохранности, места и времени создания, установлении авторства. Желательно определить ценность источника, указать, какие стороны жизни он отражает (экономику, социальную сферу, сословное деление общества и т.д.), к какому типу источников может быть отнесен, степень его достоверности.

Следующий, более углубленный этап анализа именуется внутренней критикой источника. Необходимо составить представление об авторе изучаемого документа, его сословной принадлежности, мировоззрении, политической ориентации; выяснить цели, поставленные автором при написании данного сочинения, его отношение к изображаемым событиям, степень непосредственного участия в них и т.д. При этом нужно учитывать время, в которое он жил и временной промежуток, отделяющий автора от описываемых им событий. Очень важно выявить тенденциозность автора, каковая может выражаться в одностороннем подборе фактов, в их интерпретации и оценке. В источниках часто содержится мифологический, легендарный материал, который следует отделить от реальных событий и фактов. Если на семинаре используется несколько источников, весьма важно сравнитьих, отметив, где они освещают события одинаково, а в чем расходятся. Подумайте о причинах этих расхождений и попытайтесь ответить, какой из источников и почему заслуживает большего доверия.

После характеристики источника приступайте к анализу его по пунктам рекомендованного плана, систематизируя материал отдельных вопросов и делая конкретные выводы. При подготовке ответа по отдельным пунктам плана пользуйтесь конкретными методическими указаниями, приложенными к плану каждого семинара. Они помогут Вам правильно и рационально ставить вопросы к источнику и получать ответы на них. При этом помните, что " половина ответа содержится в вопросе". Очень важно научиться извлекать информацию даже из самых незначительных по объему отрывочных данных, искать не только прямые, но и косвенные свидетельства, памятуя афоризм известного историка В.О. Ключевского: " Торжество исторической критики - из того, что говорят люди известного времени, подслушать то, о чем они умалчивают".

Разумеется, анализ отрывочных сведений очень сложен, но методически полезен, поскольку приучает студента утилизировать даже самые скромные данные. При ответах на частные вопросы документы желательно цитировать, можно пересказывать, но в любом случае необходимо давать точную ссылку. Так, в судебнике Хаммурапи и в других законах надо указывать номер статьи, таблицы, в сочинениях античных авторов - номер книги, главы или параграфа и т.д. Если источник не разделен на параграфы, можно назвать страницу практикума или хрестоматии, где он опубликован.

Практические занятия проводятся в различных формах, которые постепенно усложняются. Вначале это коллективное чтение и комментирование источников, обсуждение отдельных вопросов по заранее заданному материалу. 3адания студентам здесь строго конкретны, невелики по объему, но обязательно требуют самостоятельного поиска. Например, сравнить несколько точек зрения по одному вопросу, уяснив при этом логику рассуждений авторов; показать, какое из мнений представляется наиболее убедительным и почему. После того, как студенты приобрели некоторые навыки работы с источниками и литературой - преимущественно в конце первого семестра - форма занятия меняется. Начинается подготовка, чтение и обсуждение письменных докладов или рефератов, чаще всего по одному из пунктов плана. Каждый студент обязан либо написать доклад, либо выступить оппонентом и принять участие в его обсуждении. Устное выступление докладчика должно быть строго продумано, и занимать не более 10-15 минут. Обычно же нами применяется смешанная форма проведения семинара, когда чтение 1-2 докладов и их обсуждение сочетается с опросом прочих студентов по остальным вопросам.

Предлагаемые темы практических занятий далеко не исчерпывают всего курса истории Древнего Востока. Выбор их определялся методологической и методической значимостью, а также наличием и состоянием источников, доступных для изучения на I курсе. Тематика, предлагаемая в пособии, рассчитана на большее, нежели предусмотрено учебным планом и реально выполнимо, количество часов практических занятий. Это вызвано желанием составителя, предоставить студенту возможность самостоятельно изучить отдельные темы, а преподавателю - варьировать из года в год темы семинаров в зависимости от контингента студентов и меняющейся научной актуальности тех или иных проблем. Большинство тем рассчитано не на одно, а на несколько занятий.

Изучение Раздела I. Древний Восток рекомендуется начинать с первых трех тем, работа над которыми представляет для учащихся меньшую трудность ввиду ограниченного привлечения научной литературы и однотипности изучаемых источников в рамках одного этногеографического региона. После того, как учащиеся получат необходимый начальный опыт работы с источниками и научными трудами, можно переходить к более сложным для изучения темам 4, 5, 7 – на выбор преподавателя. Тема 6 и методические указания к ней сформулированы так, чтобы достичь среднего уровня сложности для студента.

Пособие включает темы практических занятий, их примерные планы, списки источников, литературы и методические указания. Принятые в нём сокращения таковы: ВДИ - Вестник древней истории, ВИ - Вопросы истории, ПИШ – Преподавание истории в школе, УЗ – Учёные записки. Основными (базовыми) хрестоматиями для обоих разделов курса - Древний Восток и античность - являются следующие издания:

Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред. В.В. Струве. Т. I-III. М., 1950-1953

Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М., 1963

Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева. Ч. 1-2. М., 1980

История Древнего Востока. Тексты и документы. Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002

Хрестоматия по истории древней Греции. Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964

Хрестоматия по истории древнего Рима. Под ред. С.Л. Утченко. М., 1962

Хрестоматия по истории древнего Рима. Под ред. В.И. Кузищина. М., 1987

Желательно пользоваться именно этими, базовыми хрестоматиями, как наиболее полными из доступных сборников источников. В случае их отсутствия, можно использовать также хрестоматии и практикумы из приведенного ниже списка, но в них часть источников приведена неполно, а некоторые и вовсе отсутствуют.

Тематическая хрестоматия по истории древнего мира. Вып. 1. М., 1963.

Практикум по истории древнего мира. Под ред. И.С. Свенцицкой. Вып. 1. Изд. 3-е. М., 1981

Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред. В.Г. Боруховича. Саратов. 1973

Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителей. Изд. 2-е. М., 1987

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1973

Хрестоматия по истории древнего мира: Эллинизм. Рим. Под ред. В.Г. Боруховича. М., 1998

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.