Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы психического развития человека.






Психология как наука изучает психику человека. Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Развитие психики человека. Развитие психики – это закономерные изменения всех псих.процессов во времени, выраженное в кол-веных, качественных, и структурных преобразований. Характер развития психики животного существенно отличаются друг от друга. Главным механизмом развития психики человека яв-ся усвоение его общественно-историческим опытом. Общественный характер развития обусловлен тем, что ребенок рождается и живет в человеческом мире, в мире человеческих предметов, отношений, усваивают опыт, культуру, традиции, накопленные поколениями через обучение и воспитание, т.е. вне социума, вне человеческого общества человеческое развитие не возможно(пример – дети-маугли). Исторический характер развитии обусловлен овладением человека определенными средствами в которые входят: орудия труда, знаковая система, возникновение и развитие этих средств, в том числе и развитие культуры характеризует прежде всего процесс исторического развития психики.

16.2. Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность или биологический фактор, среду или социальный фактор, активность самого человека и обучение воспитание. Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие – это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды.

 

20. Понятие возраста. Разные подходы к возрастной периодизации.

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития.

Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным.

Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед.

В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно.

Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.