Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования в современной психологии.






Метод в переводе с греч. означает путь к чему-либо – это способ, путь анализа и накопления определенных фактов. МНИ - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

2.2.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ (МНИ) Как и все естественные науки, психология располагает двумя основными методами получения психологических фактов: метод наблюдения (описательный метод) и метод эксперимента. Наблюдение - это систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Невмешательство исследователя с ожиданием, когда интересующие явления проявятся таким образом, что их можно будет зафиксировать и описать, является наиболее важной характеристикой данного метода. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длительное, иногда многолетнее наблюдение за одной и той же группой испытуемых), сплошное (исследуются все представители изучаемой группы), выборочное (получение информации о больших группах людей путем изучения только какой-то их части, составляющей репрезентативную, иначе представительную, выборку) и особый вид - включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Задачами наблюдения могут быть изучение психологических особенностей не только отдельной личности, но и целого коллектива. Требования к наблюдению: - поставить цель и четко разработать план; - выбор разновидности наблюдения; - наблюдение за естественным поведением человека; - объективность; - систематичность, регулярность. + и – наблюдения: + позволяет увидеть все псих.явления в реальном поведении и в жизни человека; + легкость применения; - объем времени большой; - ограниченность в сфере наблюдения; - полностью воспроизвести увиденное при наблюдении повторно не возможно. Эксперимент является наиболее эффективным способом выявления причинно-следственной зависимости между изучаемыми переменными. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию. Эксперимент в психологии заключается в том, что намеренно создаются и видоизменяются условия, в которых действует испытуемый, ставятся перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судят о возникающих при этом психических явлениях. Выделяют две основные разновидности психологического эксперимента: естественный и лабораторный. При естественном эксперименте обследуемый может даже не подозревать, что он подвергается психологическому исследованию. + естественная обстановка; + возможность привлечь большое кол-во людей; - не возможно повторить; - не точность. Лабораторный эксперимент проводят в специально созданных условиях, часто с применением аппаратуры. Испытуемый знает, что над ним экспериментируют и действия его определяются инструкцией. + возможность повторить; + точность исследований; - не всегда есть оборудование, условие; ограниченность во времени. Даже при строгом обеспечении нужного уровня контроля всех переменных в проводимом эксперименте искажения возможны за счет ожиданий, как экспериментатора, так и испытуемых. Эксперимент включает в себя этапы: - постановка цели; - планирование хода эксперимента; - проведение эксперимента, сбор данных; - анализ полученных результатов; - выводы. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. Кроме основных методов исследования в психологии применяется также и ряд дополнительных методов. К ним относятся метод тестов, моделирование, метод анализа продуктов деятельности человека и беседа (опрос). В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты, тесты достижений и специальных способностей (перцептивных, мнестических, мыслительных, музыкальных, профессиональных и др.), личностные тесты (интересов, установок, ценностей), а также тесты, диагностирующие межличностные отношения. Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления другими способами затруднено. На модели детально исследуют явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть математическими (выражение или формула, включающая переменные и отношения между ними), техническими (прибор или устройство, имитирующее изучаемое явление) и кибернетическими (использование в модели понятий из области информатики и кибернетики). Метод анализа продуктов деятельности. Продуктами деятельности людей являются созданные ими различные вещи, написанные книги, письма, изобретения и т.п. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию и включенных в эту деятельность психических процессах. Беседа как метод психологического исследования - это выяснение при помощи системы специально подобранных вопросов тех или иных особенностей психических явлений или психических качеств человека. Можно выделить следующие разновидности этого метода: интервью и психологические анкеты. Интервью - вид беседы, при которой ставится задача получить ответы на определенные и обычно заранее приготовленные вопросы. Анкетирование - имеет место в том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме. Анкеты могут давать достоверные результаты только при тщательной разработке предлагаемых вопросов, часто при этом структурируют и сами ответы,

предлагая испытуемому выбор из предложенных вариантов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.