Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастная периодизация.






Педагогика как наука о воспитании. 1.1 Объкт и предмет изучения пед. Её цели и задачи.

Педагогика – это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием и самообучением и направленных на развитие человека.

Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Предмет педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания, как специально организованного педагогического процесса.

Задачи педагогической науки.

1. вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образованием и воспитанием

2. изучение и обобщение практики, опыта пед. деятельности

3. разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными системами

4. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее

5. внедрение результатов исследований в практику.

1.2Связь педагогики с другими науками. Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке.

Базовыми для педагогики являются такие науки, как

- психология изучающая законы развития психики человека, в то время, как педагогика занимается разработкой законов управления развитием личности. У педагогики и психологии очень близкие методы исследования;

- физиология изучающая закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частях;

- социология – ее данные содействуют осмыслению процессов социализации личности;

- философия – это наука из которой вышла педагогика и на сегодняшний день является основой пед. науки(философия образования).

Также можно перечислить целый ряд наук с которыми тесно связанна педагогика – это кибернетика, экономика, статистика, экология, этнология, история, технические науки.

1.3

2.Методы исследования в педагогике. 2.1 Традиционные методы исследования.(Беседа, наблюдение, изучение опыта).Пед. эксперимент. Пед. тестирование. Методы изучения коллективных явлений.(социометрия, анкетирование) Кол-венные методы в педагогике.Познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешной. Именно по этой причине мы должны познакомиться с методами исследования в педагогике. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. Методами пед. исследования называется совокупность приемов и операций, направленных на изучение и обобщение пед. явлений и решение разнообразных научно-пед. проблем. 2.2 Традиционными называются методы свойственные для использования в педагогике исторически. К традиционным относим такие методы, как наблюдение, беседа, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества.

Наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования к наблюдению: - определение задач; - выделение объекта; - разработка плана наблюдения; - фиксирование результатов; - обработка данных; Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным, массовым.

Беседа – вербальный метод исследования, направленный на выявление особенностей внутреннего мира воспитанника, причин тех или иных поступков. Требования к беседе: - наличие четкого, продуманного, индивидуализированного плана беседы; - обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях; - варьирование вопросов. постановка их в удобной для собеседника форме; - корректность вопросов -умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах;

Изучение опыта может предполагать изучение опыта учителей, педагогов достигших определенных успехов в своей деятельности. Также есть необходимость в таком методе исследования как изучение первоисточников или архивный метод. Важным исследованием для педагогов является изучение школьной документации и продуктов творческой деятельности учащихся. Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования пед. процесса в точно учитываемых условиях. Экспериментальные исследования могут быть различными по длительности: краткосрочными, долгосрочными. Для проведения эксперимента необходимо соблюдение следующих требований: - Обоснование рабочей гипотезы; - Разработка исследуемого вопроса; - Составление детального плана проведения эксперимента; - Точная фиксация результатов исследования; - Анализ полученных данных; - Формулировка выводов. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают: - констатирующий, при котором изучаются существующие педагогические явления; - проверочный, уточняющий, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; - созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические модели. Чаще всего приведенные виды эксперимента не применяются изолированно.Также различают естественный и лабораторный пед. эксперименты. Среди модификаций естественного эксперимента выделяется параллельный и перекрестный эксперимент. Педагогическое тестирование. Тестирование – одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющих объективно измерять изучаемые характеристики пед. процесса. Сегодня сложно отличить тест педагогический от психологического но можно привести пример нескольких чисто педагогических видов тестирования: - тесты успеваемости - тесты элементарных умений(таких как чтение, письмо, простейшие арифметические операции) - тесты для диагностики уровня обученности направленные на выявление степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам. Тесты исследовательские очень близки с тестами практическими, направленными на выявление успеваемости. Выделяются 2 вида тестов – тесты скорости и тесты мощности. Для текущего контроля также используются тестовые задания, которые содержат от 5 до 10 заданий. Методы изучения коллективных явлений. Процессы воспитания, образо-вания, обучения имеют коллективный характер. По этой причине в педагогике применяются социологические методы исследования, такие как анкетирование и социометрия. Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью специально разработанного опросника, называемого анкетой. Сейчас в педагогических исследованиях применяются различные виды анкет: открытые и закрытые, именные и анонимные, полные и урезанные. Чтобы анкета была эффективной необходимо чтобы она соответствовала ряду требований: 1. Тщательно продуманные вопросы; 2. соответствие возрасту и уровню развития; 3. вопросы должны быть не прямыми, завуалированными, чтобы получить правдивые ответы; 4. корректность вопросов. Социометрия - метод изучения групповой дифференциации позволяющий анализировать внутригрупповые явления и отношения. Кол-венные методы в педагогике. В педагогике различается два основных направления в использовании количественных м.: 1-е–для обработки результатов наблюдений и экспериментов, 2-е – для моделирования, диагностики, прогнозирования.К 1гр. относятся: - статистический метод предполагающий применение следующих конкретных методик–регистрация, ранжирование, шкалирова-ние. Регистрация – выявление определённых. качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества(например кол-во успевающих и неуспевающих учеников. Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание зафиксированных показателей). Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. 2.3

3.Факторы развития человека. 3.1Процесс – движение вперед, изменение. Процесс развития личности – это целый ряд количественных и качественных изменений происходящих под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Результат развития - становление человека, как биологического вида и как социального существа.

Исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему присущи от рождения, тогда как личностные качества – психические и социальные – формируются и развиваются прижизненно, можно сделать следующие выводы: объектом и предметом пед. теории и пед. деятельности могут и должны быть: - личность человека во всем многообразии ее природных, психических и социальных свойств, качеств и проявлений; - процесс воспитания, обеспечивающий целенаправленное формирование и развитие личности.Развитие человека зависит от ряда внешних и внутренних условий. Внутренние условия: Физиологические свойства организма; Психические св-ва человека; Внешние условия: Окружение человека: Среда обитания в которой он живет и развивается;

3.2 Наследственность – один из факторов влияющих на развитие человека, иначе данный фактор еще называют природным. Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них со всем окружающим миром.Отражение биологического – наследственность.

Под наследственность понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены.

Наследственная программа развития включает устойчивую и переменную части. Устойчивая часть обеспечивает продолжение человеческого рода и предполагает передачу от родителей к детям таких качеств, как речь, прямохождение, мышление; внешние признаки: особенности телосложения, цвет глаз, волос, кожи, сочетание различных белков, группа крови, резус. особенности развития нервной системы и т. д. Переменная часть обеспечивает способность приспосабливаться к реальной жизни. Эта часть дает возможность для воспитания, саморазвития, самосовершенствования.

В проблемах наследственности самыми актуальными для педагогики являются вопросы- передаются ли по наследству такие качества, как: - уровень интеллекта, - специальные качества, - моральные качества.

По поводу передачи по наследству уровня интеллекта существует множество разных мнений, но одно из самых распространенных – ученые считают, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта но может быть неблагоприятная для развития интеллекта наследственность и среда. Рассматривая проблему передачи специальных качеств необходимо сказать что специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Специальными задатками называются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и многие др. Самый сложный и спорный вопрос возникает по поводу наследования моральных качеств. Споры по поводу наследования моральных качеств имеют долгую историю и сегодня трудно с полной уверенностью говорить о верности одной или другой версии. Но сегодня все больше ученых приходят к утверждению о том, что моральные качества передаются по наследству.

Влияние среды на развитие личности. Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общение, взаимодействие с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности влияний выделяют ближнюю и дальнюю среду. К ближней среде относят влияния семьи, родственники, друзей. К влияниям дальней или социальной среды относят влияния общественного строя, системы производственных отношений, материальных условий жизни и т.д. Как же среда влияет на развитие человека? Конечно, человек достигает более высокого уровня развития, когда ближнее и дальнее окружение предоставляют ему наиболее благоприятные условия. Наиболее интенсивным и действенным в жизни человека является влияние семьи, в которой закладываются основные моральные и нравственные нормы. Кризис семьи о котором много говорят в современном обществе несомненно плохо отражается на воспитанности молодежи и развитии подрастающего поколения. Ученые, представители различных течений- биогенетического и социогенетического пытаются доказать преобладание влияний наследственности или среды. Но никто с полной уверенностью не сможет сказать какой из факторов преобладает так как в каждом случае это соотношение будет индивидуальным.

Развитие и воспитание. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание призвано помочь качественной социализации человека. Эффективность воспитательного влияния в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Слабость в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия в то время, как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека невозможно. Воспитание призвано заполнить пробелы в программе развития человека. Одна из основных задач воспитания – выявить склонности и дарования человека и развивать их на максимальном уровне возможностей.

3.2.

 

4. Возрастная периодизация в педагогике. 4.1 Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями развития человека. В современных психолого-педагогических и медицинских исследованиях выделяется ряд возрастных периодов в развитии человека. Известно, что подобного рода схемы строятся на основе обобщений, пределы которых очень широки, В каждом конкретном случае колебания в уровне реального развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду, что обусловлено действием внешних и внутренних факторов. Поэтому представленные варианты достаточно условны. Существует целый ряд иных версий периодизации развития и число их продолжает увеличиваться, поскольку единый и бесспорный критерий пока не найден.

Возрастная периодизация.

В возрастной физиологии В медицине В возрастной психологии и педагогике
Новорожденность (первые 10 дней) Новорожденность (первые3-4 недели) Младенчество(от рождения до года)
Грудной возраст (до года) Грудной возраст (младший ясельный) 4 недели – 1 год Преддошкольный возраст (1-3 года)
Раннее детство (1-3 года) Преддошкольный возраст(старший ясельный) (1-3 года)
Первое детство(4-7 лет) Дошкольный возраст (3-7 лет) Дошкольный возраст (3-6 лет)
Второе детство (8-12 лет) Младший школьный возраст (7-12 лет) Младший школьный возраст (6-10 лет)  
Подростковый возраст: мальчики-13-16 лет; девочки- 12-15 лет; Подростковый возраст. Подростковый возраст (среднешкольный) (10-15 лет)
Юношеский возраст: юноши- 17-21 год; девушки –16-20 лет. Старший школьный (12-18 лет) Юность: 1-й период – 15-17 лет 1-й период – 17-21 год

 

4.2Представляет интерес возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину:

Возрастной период Ведущая деятельность Объект познава- тельной деятель- ности Какая сфера психики преимущественно развивается Новообразования возраста
Младенческий (0-1 год) Непосред- ственно эмоциональное общение Отношения Личностная (потребностно-мотива-ционная) Потребность в общении. Эмоциональные отношения.
Раннее детство (1-3 года) Предметно-манипулятив-ная Предметы Познаватель- ные процессы Речь и наглядно- действенное мышление
Дошкольный возраст (3-7 лет) Сюжетно-ролевая игра Отношения Личностная (потребностно –мотива-ционная) Потребность в общественно- зна- чимой и общественно-оцениваемой деят.
Младший школьный возраст (7-11 лет) Учебно-познавательная Начала наук Интеллекту- ально-познава- тельная Произвольность. Внутренний план действий.Самоконт-роль. Рефлексия
Подростковый возраст (11-15 лет) Общение в процессе обучения и труда Основы наук Система отношений в различных ситуа-циях Личностная (потребностно –мотивацион- ная) Стремление к «взрослости».
Старший школьный возраст (15-17 лет) Учебно –професси- Ональная Основы наук и професси- ональной деятель- ности Интеллекту- альнопознава-тельная Личностная (потребностно –мотивац.) Мировоззрение. Профессиональные интересы.

4.3 Особенности воспитания мл. школьников. Становление личности мл. школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности – учения, общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). В младшем шк. возрасте дети очень восприимчивы к воспитательным влияниям, т.к. личность учителя для них очень авторитетна. Правильно организованные пед. влияния обязательно будут эффективными. В данном возрасте хорошо формируются нравственные мотивы поведения. Дети очень податливы, внушаемы, склонны к подражанию. Велика роль личного примера. Хорошие результаты дает воспитание в деятельности и в игре, когда в процессе конкретных действий происходит усвоение способов поведения в обществе.

Средний шк. возраст. Данный период характеризуется как переходный от детства к юности переломный, трудный в силу того, что человек уже не ребенок но еще не взрослый. Подросток легко возбудим, интересные уроки и интересные дела легко увлекают подростка но так же легко он от них отвлекается в случае появления нового, отвлекающего момента. Основной вид деятельности в этом возрасте – общение со сверстниками и по этой причине взрослый (учитель, родитель) теряет уровень авторитетности, который имел у младшего школьника. Поэтому учителю важно научится понимать подростка и строить с ним демократические, дружеские взаимоотношения. Важно интересоваться его мнением, отношением к тем или иным вещам. В подростковом возрасте ярко проявляются чувства человека, их подросток может проявлять очень бурно. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева и т.д. Чтобы контролировать развитие чувств подростков, дать им позитивное развитие, необходимо давать возможность заниматься творческой деятельностью, способствующей самовыражению, реализации эмоциональной энергии.

Старший школьный возраст. В данном возрасте в основном заканчивается физическое развитие. Юноша лучше чем подросток осознает, что он хочет от школьного обучения, от учителей. Появляется избирательное отношение к учебным предметам в связи с определенными представлениями о будущей профессии. Вырабатывается мировоззрение, убеждения характер, стремление формулировать собственную точку зрения. Важным требованием к педагогу работающему с юношами является профессиональная компетентность, уважение к личности школьника, к его мнению и точке зрения.

 

5. Возрастная специфика воспитательного взаимодействия. 5.1 В основе построения любой возрастной периодизации лежат возрастные особенности.

Возрастными особенностями называют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Особенности воспитания мл. школьников. Становление личности мл. школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности – учения, общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. В младшем шк. возрасте дети очень восприимчивы к воспитательным влияниям, т.к. личность учителя для них очень авторитетна. Правильно организованные пед. влияния обязательно будут эффективными. В данном возрасте хорошо формируются нравственные мотивы поведения. Дети очень податливы, внушаемы, склонны к подражанию. Велика роль личного примера.Хорошие результаты дает воспитание в деятельности и в игре, когда в процессе конкретных действий происходит усвоение способов поведения в обществе.

Средний шк. возраст. Данный период характеризуется как переходный от детства к юности переломный, трудный в силу того, что человек уже не ребенок но еще не взрослый. Бурное физ-кое и псих-кое развитие в данном возрасте накладывает свои отпечатки и на воспитательный процесс. Подросток легко возбудим, интересные уроки и интересные дела легко увлекают подростка но так же легко он от них отвлекается в случае появления нового, отвлекающего момента. Основной вид деятельности в этом возрасте – общение со сверстниками и по этой причине взрослый теряет уровень авторитетности, который имел у младшего школьника. Поэтому учителю важно научится понимать подростка и строить с ним демократические, дружеские взаимоотношения. Важно интересоваться его мнением, отношением к тем или иным вещам. Чтобы контролировать развитие чувств подростков, дать им позитивное развитие, необходимо давать возможность заниматься творческой деят-ностью, способствующей самовыражению, реализации эмоциональной энергии.

Старший школьный возраст. В данном возрасте в основном заканчивается физическое развитие. Юноша лучше чем подросток осознает, что он хочет от школьного обучения, от учителей. Появляется избирательное отношение к учебным предметам в связи с определенными представлениями о будущей профессии. Вырабатывается мировоззрение, убеждения характер, стремление формулировать собственную точку зрения. Важным требованием к педагогу работающему с юношами является профессиональная компетентность, уважение к личности школьника, к его мнению и точке зрения.

6.1 Принципы ЦПП. Пед. процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитуемых направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личных свойств и качеств воспитанников.

Иначе ПП называется учебно –воспитательный процесс.

Пед. процесс происходит в рамках определенной воспитательной системы типа школ, техникумов, ВУЗов.

Основные принципы ЦПП.

Принцип(от лат. слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей.

Принципами пед. процесса называют определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых способствует эффективности развития личности.

В педагогике выделяют такие принципы ЦПП как:

1. Принцип целенаправленности.

2. Принцип научности содержания воспитания и обучения.

3. Принцип связи школы с жизнью, с общественной деятельностью.

4. Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

5. Принцип систематичности и последовательности.

6. Принцип сознательности, активности и творчества учащихся.

7. Принцип наглядности.

8. Принцип коллективного характера обучения и воспитания.

9. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

10. Принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания.

11. Принцип прочности, осознанности действенности результатов образования, воспитания и развития.

1. Общность и специфика обучения и воспитания.

 

7. Общность и специфика процессов обучения и воспитания:

7.1 В педагогике применяется несколько понятий воспитания в широком и узком социальном смыслах а также в широком и узком педагогическом смыслах. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное взаимодействие человека с общественными институтами с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, формирования жизненных навыков.

В широком пед. смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие воспитателей и воспитуемых с целью формирования у воспитуемых определенных свойств и качеств личности, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком пед. смысле воспитани е – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и способностей, потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

 

7.2 Обучение Воспитание

Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется, как воспитывающее обучение.

 

Воспитание осуществляется в общеобразовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему(кружки, общественная работа). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

 

Воспитание осуществляется вне образовательного процесса(но в соответствии сего общими целями): семьей, коллективом, группой, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.

 

Воспитание осуществляется и другими(не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.) сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

 

Специфика обучения и воспитания:

Обучение   Воспитание

 

Образование, развитие и формирование личности происходит в познавательной деятельности.   Образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности.

 

Педагогические влияния выступают в более «чистом» виде, чем в воспитании.   Совпадение многообразных влияний.

 

Протекает сравнительно гладко: к имеющемуся уровню знаний присовокуплятся новые беспрепятственно.   Протекает часто с противодействием, борьбой: новое часто встречает отпор уже сложившегося противоположного.

 

Результат четко определен.   Результат вариативен, зависит от внутреннего состояния учащихся которое трудно улавливается.

 

Результат выясняется сравнительно просто.   Результат выясняется немного сложнее.

 

Процесс познания протекает значительно быстрее чем процесс воспитания.   Воспитание длительный процесс.    

 

Успехи достигаются быстрее и проще.   Достичь успеха значительно сложнее, требуется больше усилий, подготовленности.

 

Обучение воздействует на интеллектуальную сферу личности.   Воспитание воздействует на эмоционально-действенную сферу личности.

7.3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.