Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Делопроизводство экзаменационных комиссий






5.1. Экзаменационными комиссиями ведутся:

- журнал регистрации заявлений, поступивших от претендентов на должность судьи (приложение 2);

- протокол заседания с обязательным отражением необходимых сведений (приложение 3);

- журнал учета выданных удостоверений о сдаче экзамена на должность судьи (приложение 4).

5.2. Протоколы заседаний экзаменационных комиссий хранятся пять лет, другая документация - три года.

5.3. Ведение делопроизводства возлагается на аппарат экзаменационной комиссии, состоящий из необходимого числа сотрудников Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов, и контролируется секретарем экзаменационной комиссии.

 

11. Этические основы судебной деятельности. Основные положения кодекса судейской этики. Особенности юридической ответственности судей.

Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его честности и независимости судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы.

Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности закреплены в Кодексе судейской этики, утвержденного VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.. Они сводятся к следующему:

1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти. Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

2. Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было. При исполнении своих обязанностей судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера.

3. Общественное мнение, возможная критика деятельности судьи не должны влиять на законность и обоснованность его решений.

4. Судья должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Судье следует требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве.

5. Судья не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей.

6. Судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в прессе по существу дел, находящихся в производстве суда, до вступления в законную силу принятых по ним постановлений. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег.


7. Судья не может препятствовать стремлению представителей средств массовой информации освещать деятельность суда и, если это не будет создавать помех проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд, должен оказывать им необходимое содействие.

8. Судья должен поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия.

Правила поведения судьи во внеслужебной деятельности заключаются в том, что:

1. Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности.

2. Судья вправе заниматься любым видом деятельности, не противоречащим требованиям Закона РФ " О статусе судей в РФ" и Кодекса судейской этики.

3. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.

4. Судья может взаимодействовать с органами законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам права, судебной системы, судопроизводства, судоустройства, избегая при этом всего, что может вызвать сомнение в его независимости и беспристрастности.

5. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.

6. Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.

7. Судья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона РФ " О статусе судей в РФ" и положений Кодекса судейской этики) на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи.

Кодекс судейской этики предполагает профессиональную деятельность, которая руководствуется положениями Конституции и другим юридическими актами, принятыми на территории РФ, и при этом содействует утверждению в обществе мнения о справедливом, беспристрастном и независимом правосудии. - Работа в данной должности и выполнение установленных обязанностей должны стать доминирующими факторами над всеми остальными интересами. - Судья не имеет право принижать авторитет правосудия и наносить вред престижу своей профессиональной деятельности в угоду интересам иных лиц или личным убеждениям. - Он должен всячески избегать ситуаций, унижающих личное достоинство, что может причинить ущерб репутации, ставя при этом под сомнение объективные и независимые качества при осуществлении судебной деятельности. Кодекс этики профессиональной и внеслужебной деятельности - Все принимаемые решения должны быть беспристрастными и не быть подвержены влиянию со стороны других лиц. - Приоритетными профессиональными качествами судьи должны стать терпимость, тактичность, уважительное и вежливое отношение со всеми гражданами, предполагающими общение по роду своей деятельности. - Обязательное сохранение профессиональной тайны, касающейся информации, полученной при исполнении обязанностей. Это значит, что судья не имеет право делать публичные заявления касательно дел, находящихся на данный момент в производстве суда. - Оказывать всяческое содействие средствам массовой информации, освещающим деятельность судебных органов. При этом не выходить за профессиональные рамки, дозволенные законом. - Данная должность позволяет заниматься любой деятельностью, в том числе и общественной, если это разрешает Закон о статусе судей, и если она не наносит ущерб авторитету судебного органа. - Кодекс чести судьи не позволяет принадлежать к каким-либо политическим партиям, тем более поддерживать их морально и материально. Политические взгляды не должны предаваться огласке. - Всячески избегать порочащих личных связей, причиняющих ущерб профессиональной и личной репутации. Ответственность Кодекс судейской этики предполагает несение ответственности за совершение проступка в соответствии с положениями действующего законодательства, соблюдая при этом судейскую неприкосновенность. Все нарушения должны быть рассмотрены судейской квалификационной коллегией

 

12. Понятие судебного делопроизводства: правовые основы, порядок ведения, значение.

Настоящая Инструкция разработана в целях соблюдения и совершенствования документационного обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации*(1) по исполнению полномочий, возложенных на него Конституцией и законодательством Российской Федерации.

Настоящая Инструкция является внутренним актом, предназначенным для использования в служебной деятельности работниками аппарата Суда.

В настоящей Инструкции определяется порядок организации документооборота и делопроизводства в Суде по работе с документами несекретного характера и документами ограниченного распространения (для служебного пользования) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Регламента Суда, Положения об аппарате Суда, государственных стандартов в области делопроизводства и архивного дела*(2).

1.2 Настоящая Инструкция устанавливает в Суде единые правила ведения делопроизводства и порядок работы с процессуальными и иными документами с использованием программных и технических средств автоматизированной информационной системы Суда.

Эти правила включают в себя приём, учёт и регистрацию поступивших в Суд процессуальных и иных документов, оформление (в том числе печатание и тиражирование) документов Суда и отправку документов по предназначению, текущее хранение документов в структурных подразделениях Суда*(3) и передачу их на хранение в архивный фонд Суда*(4).

1.3. Порядок работы с секретными документами в Суде определяется Председателем Суда в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, иными нормативными правовыми актами и методическими документами по защите сведений, составляющих государственную тайну.

1.4. Настоящая Инструкция, а также изменения к ней утверждаются приказом Председателя Суда

 

2. Организация документооборота и делопроизводства в суде. Состав документов суда

 

2.1. Порядок организации документооборота и делопроизводства

 

2.1.1. Организация документооборота и делопроизводства в Суде представляет собой единую систему документационного обеспечения деятельности Суда, предназначенную для работы с процессуальными и иными документами, в том числе созданными в процессе судопроизводства в Суде (приложение 1).

2.1.2. Единая система документационного обеспечения деятельности Суда базируется на основе современных информационных технологий и программно-технических средств по подготовке и обработке документов.

Входящие и исходящие документы, а также внутренние (организационно-распорядительные) документы Суда учитываются и регистрируются в единой автоматизированной информационной системе Суда*(5).

2.1.3. Методическое руководство и контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в Суде осуществляется Управлением делами (документооборота и делопроизводства) Суда*(6).

2.1.4. Обеспечение функционирования и развития АИС, разработка предложений по внедрению современных информационных технологий и программно-технических средств в делопроизводство Суда осуществляется Управлением правовой информатизации Суда.

2.1.5. Ведение делопроизводства непосредственно в подразделениях Суда возлагается на работников подразделений Суда, ответственных за ведение делопроизводства в этих подразделениях.

Их обязанности и права определяются руководителями подразделений Суда по согласованию с Управлением делами в должностных регламентах, которые утверждаются в установленном порядке.

2.1.6. Ведение секретного делопроизводства осуществляется Первым отделом Суда совместно с подразделениями Суда в установленном порядке.

Обработка секретной информации, разработка и изготовление секретных документов и их копий осуществляется на специальных (защищённых) технических средствах в режимных помещениях Суда.

2.1.7. Ответственность за организацию делопроизводства в подразделениях Суда и соблюдение требований настоящей Инструкции возлагается на руководителей подразделений Суда.

2.1.8. Работники аппарата Суда должны знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

По заявкам руководителей подразделений Суда (приложение 46) в Управлении делами и Управлении правовой информатизации Суда организуются и проводятся занятия с работниками аппарата Суда по ознакомлению с настоящей Инструкцией (приложение 7), программными и техническими средствами АИС.

2.1.9. С использованием АИС, состоящей из комплекса технологических подсистем, осуществляется:

- автоматизированный учёт документов входящей корреспонденции в экспедиции общего отдела Управления делами*(7);

- автоматизированная регистрация судебных дел и процессуальных жалоб (представлений) и ведение судебного делопроизводства и судебной статистики в Управлении по организационному обеспечению рассмотрения обращений, в секретариатах судебных составов судебных коллегий и некоторых подразделениях Суда;

- автоматизированная регистрация входящих документов непроцессуального характера, внутренних (организационно-распорядительных) документов Суда и ведение общего делопроизводства в подразделениях Суда;

- автоматизированная подготовка документов Суда в подразделениях Суда;

- автоматизированная регистрация исходящих документов Суда, ведение судебного и общего делопроизводства и судебной статистики в подразделениях Суда;

- автоматизированный учёт исходящей корреспонденции Суда в экспедиции;

- автоматизированная подготовка и направление в Суд запросов в виде электронных документов, их регистрация и обработка, подготовка и отправка ответов на них в электронном виде по сети Интернет;

- автоматизированный контроль исполнения приказов, распоряжений и поручений Председателя Суда и его первого заместителя;

- наполнение и использование информации Банка данных судебных документов Суда;

- автоматизированное протоколирование судебных заседаний;

- наполнение и использование информации Банка данных информации о деятельности Суда.

2.1.10. АИС позволяет создать в Суде единую базу данных с информацией:

- о всех входящих, внутренних и исходящих документах;

- о прохождении документов (поручениях Руководства Суда, исполнителях и ходе исполнения документов);

- о движении судебных дел, надзорных жалоб (представлений) и результатах их рассмотрения.

С использованием АИС имеется возможность знакомиться с электронными образами документов Суда, осуществлять автоматизированный поиск документов по различным критериям, оперативно получать справочную информацию в установленном объёме за определённый период, изготавливать копии документов, а также осуществлять контроль за прохождением и исполнением документов.

2.1.11. Работа в АИС основывается на принципе первоначального автоматизированного учёта поступивших в Суд документов и последующей автоматизированной их регистрации в подразделениях Суда.

Для регистрации входящих, внутренних и исходящих документов в подразделениях Суда используются программные и технические средства АИС и при необходимости соответствующие журналы и книги учёта и регистрации, утверждённые Сводной номенклатурой дел, нарядов и производств Суда.

 

 

Письменная корреспонденция доставляется в Суд через отделение связи (почтой, телеграфом), фельдъегерской и специальной связью, нарочными (курьерами) и специализированными службами доставки через экспедицию, а также через Приёмную Суда непосредственно гражданами (физическими лицами) и представителями организаций (юридическими лицами), общественных объединений, органов государственной власти или местного самоуправления.

2.3.2. Письменная корреспонденция (судебные дела, письменные обращения, жалобы, запросы, законы и иные нормативные правовые акты, а также другие служебные документы), доставляемая в Суд в конвертах, бандеролях, посылках, принимается ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, в установленное время.

Во внеслужебное (в нерабочее) время приём корреспонденции, доставляемой фельдъегерской и специальной связью, нарочными (курьерами) и специализированными службами доставки, осуществляется ответственным дежурным по Суду в установленном порядке*(9).

2.3.3. Приём письменной корреспонденции, первоначальный учёт документов, распределение и передача их для регистрации в подразделениях и дальнейшего прохождения осуществляется экспедицией.

2.3.4. При приёме письменной корреспонденции проверяются правильность её адресования, оформления и доставки, а также целостность упаковки.

При вскрытии конвертов (бандеролей, посылок) проверяются комплектность документов, отсутствие их повреждений и соответствие вложений их названиям.

В случае отсутствия, повреждения вложений или отдельных листов, наличия ошибочных вложений составляется акт в двух экземплярах (приложение 47), один из которых хранится в экспедиции, а второй вместе с полученными документами направляется отправителю документа.

Ошибочно доставленные в Суд документы и судебные дела пересылаются экспедицией (подразделением Суда) по назначению или возвращаются отправителю с кратким изложением причин возврата.

Конверты (пакеты) после вскрытия и учёта вложенных в них документов в экспедиции, как правило, не уничтожаются.

Конверты, в которые были вложены жалобы (представления) и обращения, сохраняются и прикладываются к жалобам (представлениям) и обращениям, а после их рассмотрения в судебных коллегиях (подразделениях Суда) подшиваются в производства по жалобам или в наряды.

2.3.5. Конверты (бандероли, посылки), поступившие из органов государственной власти в адрес Руководства Суда*(10) с пометкой " Лично", в экспедиции не вскрываются, учитываются и передаются в общий отдел Управления делами*(11) для регистрации по реквизитам, имеющимся на конверте (бандероли, посылке), и доклада Руководству Суда.

Конверты, поступившие из органов государственной власти в адрес Руководства Суда с пометками " Срочно", " Весьма срочно" и " Вручить немедленно", вскрываются, учитываются и оперативно передаются в общий отдел для регистрации вложенных документов и доклада их Руководству Суда.

2.3.6. Документы на иностранном языке, адресованные Руководству Суда, учитываются в экспедиции и передаются в Международно-правовой отдел для обеспечения перевода на русский язык и доклада Руководству Суда.

2.3.7. Первоначальный автоматизированный учёт всех поступивших в Суд документов осуществляется в экспедиции путём проставления (наклеивания) на лицевой стороне первого листа документа (сопроводительного письма), на конверте (бандероли, посылке) с пометкой " Лично" этикетки (стикера) с штрих-кодом, учётным номером и датой поступления документа (приложение 59).

2.3.8. Судебные дела учитываются в автоматизированном режиме путём проставления (наклеивания) этикетки (стикера) на лицевой стороне сопроводительного письма, а также путём записи в Журнале учёта (приложение 8).

При этом на лицевой стороне обложки судебного дела ставится учётный штамп экспедиции (приложение 60), в котором проставляется индекс субъекта Российской Федерации, на территории которого размещён федеральный суд, направивший судебное дело (приложение 42), и дата его поступления в Суд.

2.3.9. Для каждого подразделения Суда установлен буквенный индекс (приложение 41), а для каждого субъекта Российской Федерации, на территории которого размещён федеральный суд, направивший судебное дело в Суд (республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа Российской Федерации, а также окружного (флотского) военного суда Российской Федерации), - индекс административно-территориальной единицы (приложение 42).

2.3.10. Не подлежат учёту и регистрации поступившие в Суд рекламные извещения, плакаты, поздравительные письма, пригласительные билеты, печатные издания (книги, журналы, бюллетени) и т.п.

Указанная корреспонденция передаётся по назначению.

2.3.11. После прохождения автоматизированного (журнального) учёта в экспедиции судебные дела и документы передаются в подразделения Суда в соответствии с их предназначением для регистрации, доклада и исполнения.

Доставка документов в подразделения Суда осуществляется работниками экспедиции. Срочные документы передаются в подразделения Суда оперативно по мере их поступления.

Передача документов в подразделения Суда осуществляется с проставлением подписи о приёме (далее - под расписку) в Реестре передачи документов или в Разносной книге (приложение 9). Информация о передаче учтённых документов из экспедиции в подразделения Суда отражается в АИС.

Наряды с реестрами хранятся в установленном порядке.

2.3.12. Документы, ошибочно направленные в подразделения Суда, должны быть возвращены в экспедицию в 3-дневный срок для передачи по назначению. При этом (при необходимости) за подписью руководителя подразделения Суда оформляется справка с обоснованием причин передачи документа в другое подразделение Суда.

 

2.4. Регистрация и прохождение входящих и внутренних документов, не подлежащих рассмотрению в порядке, установленном процессуальным законодательством

 

2.4.1. Регистрация входящих и внутренних документов в подразделениях Суда осуществляется в день их поступления работниками подразделений Суда, ответственными за ведение делопроизводства в этих подразделениях.

Для регистрации документов заполняется электронная регистрационная карточка документа, а на первой странице каждого документа в правом нижнем углу ставится регистрационный штамп с наименованием подразделения Суда, номером и датой регистрации (приложение 61). При наличии приложений к документу на оборотной стороне последнего листа каждого приложения ставится штамп (приложение 62).

После регистрации входящие документы в установленном порядке сканируются и их электронные образы помещаются в АИС работниками подразделений Суда, ответственными за ведение делопроизводства в этих подразделениях.

2.4.2. Электронная регистрационная карточка документа содержит определённый и необходимый набор реквизитов с информацией о документе (судебном деле), а также дополнительные реквизиты, состав которых может изменяться.

2.4.3. Регистрационный номер входящего документа состоит из порядкового номера, который присваивается автоматически, косой черты, двух последних цифр календарного года, дефиса, номера наряда, дефиса, индекса (буквенного обозначения подразделения) (приложение 41) и даты регистрации.

Например: 679/12-2-ВС.

Регистрационный номер организационно-распорядительного документа состоит из порядкового номера, дефиса, буквенного обозначения вида документа (приказ - П, распоряжение - Р) и даты регистрации.

Например: 5-П.

2.4.4. Регистрация входящих и внутренних документов, подготовка к докладу документов, требующих решения по ним Руководства Суда, передача этих документов в подразделения Суда и контроль за исполнением документов в соответствии с поручениями Руководства Суда осуществляются общим отделом, за исключением приказов и распоряжений Председателя Суда и первого заместителя Председателя Суда по личному составу Суда, которые регистрируются в Управлении кадров и государственной службы Суда.

2.4.5. При подготовке к докладу входящего документа из нарядов (производств) подбираются и приобщаются к нему ранее поступившие документы и соответствующая переписка по ним, на которые имеется ссылка в документе или электронной регистрационной карточке.

2.4.6. Письменные указания по исполнению документов даются Руководством Суда, руководителями секретариатов Председателя Суда и первого заместителя Председателя Суда в форме резолюций (поручений), в которых указываются исполнители (соисполнители) и сроки исполнения.

Резолюции (поручения) Руководства Суда, руководителей секретариатов Председателя Суда и первого заместителя Председателя Суда оформляются на бланках установленного образца (приложение 4) или на свободных от текста полях документа и подписываются ими с указанием даты.

2.4.7. Руководители подразделений Суда организуют и обеспечивают исполнение документа в соответствии с резолюцией (поручением) Руководства Суда в форме письменных указаний на оборотной стороне бланка резолюции (поручения) Руководства Суда, на самих документах или на бланках установленного образца (приложение 5).

2.4.8. В резолюции (поручении) указываются фамилия и инициалы исполнителя и соисполнителей, при этом если исполнитель не определён, то им является исполнитель, указанный в резолюции (поручении) первым.

Текст резолюции (поручения), фамилии и инициалы исполнителя и соисполнителей, а также изменения в прохождении документа вносятся в электронную регистрационную карточку документа.

2.4.9. Подлинник документа передаётся ответственному исполнителю, указанному в резолюции (поручении) первым, который обязан организовать исполнение в установленный срок, а копии документа - соисполнителям.

Документы передаются под расписку в Реестре передачи.

2.4.10. Передача документов другому исполнителю, продление (изменение) сроков исполнения документов осуществляются в соответствии с решением Руководства Суда, руководителей секретариатов Председателя Суда и первого заместителя Председателя Суда.

 

2.5. Приём, обработка и передача документов по каналам факсимильной и электронной связи

 

2.5.1. Для оперативной передачи или приёма текстов служебных документов, информационных материалов и справочных данных, поступивших из органов государственной власти, а также для подготовки и предварительного согласования проектов документов могут использоваться средства факсимильной связи, установленные в подразделениях Суда.

Документ, принятый (переданный) с использованием средств факсимильной связи*(12), регистрируется в АИС. При поступлении подлинника документа на обороте последнего листа факсограммы делается соответствующая отметка (номер и дата регистрации).

2.5.2. Виды документов Суда, тексты которых могут передаваться с использованием средств факсимильной связи, а также необходимость и порядок направления адресатам оригиналов этих документов определяются Руководством Суда и руководителями подразделений Суда.

2.5.3. При передаче и приёме текстов документов по каналам факсимильной связи необходимо руководствоваться следующими требованиями:

- ответственность за содержание информации, передаваемой по факсимильной связи, возлагается на исполнителя, подготовившего документ к передаче, и руководителя соответствующего подразделения Суда;

- тексты документов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и с пометкой " Для служебного пользования" передавать запрещается;

- подлинники документов после передачи возвращаются исполнителям с отметкой на обороте последнего листа о времени и дате отправки и учётном номере факсограммы;

- факсограммы на иностранных языках отправляются при наличии перевода, заверенного лицом, подписавшим факсограмму.

2.5.4. Поступившие по каналам факсимильной связи обращения (заявления и жалобы), в том числе те, порядок рассмотрения которых установлен процессуальным законодательством, не регистрируются и Судом к рассмотрению не принимаются.

2.5.5. Контроль за использованием средств факсимильной связи осуществляется руководителями подразделений Суда, в которых установлены факсимильные аппараты.

2.5.6. По каналам электронной связи в Суд могут направляться запросы о предоставлении информации о деятельности Суда*(13). Порядок направления, регистрации и обработки запросов, поступивших в Суд в виде электронных документов по сети Интернет, установлен соответствующим Положением*(14).

Документы Суда оформляются на бланках установленных видов либо без использования бланков.

В Суде в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ " О Государственном гербе Российской Федерации" используются бланки решений Суда и бланки Суда с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации в многоцветном варианте.

2.7.2. Организационно-распорядительные документы Суда оформляются на бланках Суда в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 " Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (приложение 3Б).

Процессуальные документы судебного производства Суда оформляются на бланках решений Суда в соответствии с процессуальным законодательством.

Для обеспечения подготовки и оформления документов в АИС Управлением правовой информатизации Суда устанавливаются электронные образы бланков решений Суда и бланков Суда.

При подготовке с использованием АИС проектов непроцессуальных документов (официальных писем, сопроводительных писем Суда), направляемых из Суда, на каждой странице документа в правом нижнем углу автоматически проставляется штрих-код исходящего документа.

2.7.3. Документы Суда, подготовленные на бланках, должны иметь установленный состав реквизитов.

В зависимости от расположения реквизита " Государственный герб Российской Федерации" устанавливаются два варианта бланков решений Суда и бланков Суда - продольный и угловой.

Реквизиты (наименование Суда, справочные данные о Суде, наименование вида документа, место составления или издания документа), ограничительные отметки для реквизитов (дата документа, регистрационный номер документа, ссылка на регистрационный номер и дату документа) в пределах границ зон расположения реквизитов, а также реквизит адресата размещаются центрированным способом (каждая строка реквизита центрируется по отношению к самой длинной строке).

2.7.4. Документы Суда, подготовленные на бланках решений Суда и бланках Суда установленной формы, подписываются Руководством Суда, судьями Суда, руководителями (заместителями руководителей) подразделений Суда и другими работниками аппарата Суда в соответствии с их полномочиями.

 


13. Понятие и виды судебных документов.

Состав документов Суда определяется компетенцией Суда и включает в себя:

а) судебные дела, рассматриваемые Судом в качестве суда первой инстанции;

б) решения Суда:

- решения, определения и постановления Суда;

- постановления Президиума Суда;

- постановления Пленума Суда;

- иные документы, вынесенные в соответствии с процессуальным законодательством;

в) официальные документы (письма, телеграммы) Суда, в том числе сопроводительные документы и приложения к ним, за подписью должностных лиц Суда в соответствии с их полномочиями;

г) внутренние документы:

- организационно-распорядительные документы Суда (приказы, распоряжения Председателя Суда и первого заместителя Председателя Суда, распоряжения заместителей Председателя Суда);

- иные служебные документы, обусловленные необходимостью обеспечения служебной деятельности*(8) (образцы оформления некоторых из них приведены в приложениях 44, 45);

д) документы архивного фонда Суда, в том числе переданные на постоянное хранение в Государственный архив Российской Федерации.

Документы Суда совместно с другими документами могут формироваться в соответствующие дела, наряды и производства в зависимости от их принадлежности.

 

14. Правовой статус помощника судьи и секретаря судебного заседания.

Одним из способов решения этой сложной и многоаспектной проблемы является более активное и в то же время взвешенное вовлечение помощников судей в деятельность по отправлению правосудия.

В 2000 г. в арбитражных судах, а затем и в судах общей юрисдикции появились новые сотрудники аппаратов - помощники судей. Их появление в штате судов было обусловлено необходимостью разгрузить судей, освободив их от работы, носящей технический характер, и дать им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия < 3>.

Сначала помощники судей имели статус лишь сотрудников аппарата арбитражных судов, а с введением в действие АПК РФ 2002 г. - и как процессуальные фигуры. К сожалению, ГПК РФ 2002 г. не отреагировал на появление в судах общей юрисдикции этих новых государственных служащих, деятельность которых до сих пор остается за рамками гражданского судопроизводства, хотя их задачи и перспективы возможного процессуального использования во всех судебных процедурах представляются аналогичными.

Проанализируем сложившийся процессуальный статус помощника судьи в арбитражных судах.

В соответствии с принятой в теории арбитражного процессуального права классификацией участников процесса помощник судьи отнесен к разряду лиц, содействующих осуществлению правосудия (ст. 54 АПК РФ), поскольку не имеет никакой юридической заинтересованности в процессе. Более того, если помощник судьи является родственником участвующих в деле лиц, лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, позволяющие сомневаться в его беспристрастности, а также если он находился или находится в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя либо он делал публичные заявления по рассматриваемому делу, по вопросам, связанным с делом, то помощник должен быть отведен из процесса (ст. 21, 23, 24 АПК РФ). Таким образом, требования к объективности помощника предъявляются практически такие же, как и к судье, что повышает значимость данной процессуальной фигуры.

В соответствии со ст. 58 АПК РФ помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса и не может выполнять функции по осуществлению правосудия, а также совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение и прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Вместе с тем ряд ученых-процессуалистов отмечают нечеткую регламентацию законом его статуса и высказывают предложения о возможности расширения обязанностей помощника судьи с целью оказания судье реальной помощи в освобождении его от рутины судебных дел < 4>. Обоснованность отнесения арбитражным процессуальным законом помощника судьи и секретаря судебного заседания к разряду лиц, содействующих осуществлению правосудия, оспаривается рядом специалистов. По их мнению, эти участники находятся по другую сторону процесса от участвующих в деле лиц - на стороне суда как субъекта процессуального правоотношения < 5>. В связи с этим предлагается помощников судей выделить в качестве отдельной самостоятельной группы (отдельного субъекта) арбитражного процесса либо причислить их к группе такого субъекта, как арбитражные судьи < 6>. Развивая свое обоснование последнего предложения, Е.А. Трещева указала на то, что у помощников судей, а также секретарей судебных заседаний в арбитражных судах как государственных служащих, обеспечивающих исполнение полномочий арбитражных судов, не возникает процессуальных отношений с арбитражным судом, а потому они не могут быть отнесены к обычным участникам процесса (лицам, участвующим в деле или содействующим осуществлению правосудия), находящимся с арбитражным судом в процессуальных правоотношениях. Арбитражный суд, его должностные лица, работники аппарата арбитражного суда - это такие субъекты арбитражных отношений, которые либо осуществляют правосудие (суды, отдельные судьи), либо обеспечивают исполнение полномочий судей (помощники судей, секретари судебных заседаний) <

В соответствии с разработанным ВАС РФ Положением о помощнике арбитражного судьи уровень предъявляемых к этой кандидатуре требований весьма высок. Лица, претендующие на эту должность, должны иметь высшее юридическое образование, стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет и соответствовать требованиям, предусмотренным ФЗ " О системе государственной службы Российской Федерации" < 8>. Назначение на должность производится председателем соответствующего арбитражного суда, а в должностных инструкциях помощника судьи ряда арбитражных судов установлен также испытательный срок до 6 месяцев.

Статус помощника судьи приобрел процессуальный характер и отчасти регламентируется АПК РФ, однако большинство его правомочий урегулировано соответствующими должностными инструкциями. Анализ возлагаемых ими на помощника судьи обязанностей позволяет классифицировать их по характеру, выделяя следующие группы полномочий:

1. Полномочия процессуального характера, реализуемые на основании процессуального законодательства. К ним можно отнести:

1) участие в решении задач подготовки дела к судебному разбирательству, включая:

- определение круга лиц, участвующих в деле, и оказание им содействия в представлении необходимых доказательств;

- принятие мер к примирению сторон;

2) участие в организации подготовки и проведении судебного заседания, включая:

- контроль за изготовлением и своевременным направлением копий судебного акта, которым извещаются или вызываются участники процесса;

- подготовку судье информации о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, причинах их неявки в судебное заседание;

- ведение протокола судебного заседания.

2. Полномочия, напрямую не являющиеся процессуальными, лишь косвенно связанные с ними и выполняющие вспомогательную функцию по разрешению дела. Сюда следует отнести:

- изучение поступивших судье заявлений, в том числе исковых, жалоб, представлений и внесение предложений по их рассмотрению;

- подготовительную и аналитическую работу с нормативными, статистическими материалами и судебной практикой, что позволяет правильно квалифицировать спорные правоотношения, правильно определить предмет доказывания по делу, а также выявить сложившуюся судебную практику по данной категории дел;

- подготовку проектов процессуальных документов, ответов по поступающим обращениям и запросам, подписываемых судьей;

- осуществление контроля по заявлениям, в том числе исковым, и жалобам, оставленным без движения, по делам, где отложено рассмотрение или приостановлено производство.

3. Полномочия технического характера по оказанию судье помощи, не относящиеся к процессуальной деятельности, включая:

- подготовку статистических отчетов судье;

- подготовку данных и материалов, необходимых судье для обобщений, докладов, выступлений;

- подготовку проектов ответов на обращения и запросы по делам, находящимся в производстве судьи.

4. Контрольные полномочия помощника судьи по отношению к другому техническому персоналу аппарата суда, работающему вместе с ним. Поскольку помощник судьи практически старший из всех других сотрудников " офиса судьи", то именно он осуществляет текущий ежедневный контроль за их работой. Это выражается в реализации контроля за работой специалистов:

- по формированию материалов дела;

- по своевременному направлению участвующим в деле лицам и их представителям копий судебных актов и исполнительных листов;

- по заполнению карточек первичного учета.

Таким образом, большинство полномочий помощника судьи - это технические и контрольные по отношению к другим сотрудникам " офиса судьи". Вместе с тем как на процессуальную фигуру на помощника возложена обязанность совершения ряда процессуальных действий, не влекущих юридических последствий для участников процесса. Традиционно все процессуальные действия осуществляются судьей, чаще всего единолично. Вместе с тем зарубежный опыт показывает, что многие функции может совершать его помощник. Например, практически все действия на стадии возбуждения производства по делу, по подготовке дела к судебному заседанию, разъяснению сторонам и участвующим в деле лицам их процессуальных прав и обязанностей, оказанию содействия сторонам по истребованию необходимых доказательств, а также добровольному урегулированию споров во время подготовки дела к судебному разбирательству (функции посредника) можно поручить помощнику при контроле со стороны судьи. Эти процессуальные действия во многом носят характер подготовительных или вспомогательных, напрямую не влекущих юридических последствий, как не разрешающих дела по существу или завершающих судебную процедуру.

Еще на стадии подачи заявлений в суд помощник может помочь гражданам в инициировании процедуры судебного разбирательства в мировых судах. К примеру, в судах мелких исков США юридически неосведомленным сторонам клерк или судебный администратор оказывает помощь при возбуждении дела; они могут помочь истцу заполнить заявление, разъяснить порядок его подачи, сроки и процессуальные правила разбирательства дела, вынесения и исполнения судебного решения. Заинтересованным лицам, желающим получить более полную информацию, предлагается использовать компьютерную программу, содержащую ответы на самые распространенные вопросы и представляющую собой подробное популярное руководство по ведению дела. В офисе клерка можно также посмотреть видеопрограмму, наглядно объясняющую процедуру судебного разбирательства. Почти во всех судах имеются печатные издания, в которых освещаются основные этапы прохождения дела - от подачи заявления до исполнения решения, приводится перечень примерных доказательств по определенным категориям споров < 9>. Необходимость внедрения подобного опыта в российских судах весьма актуальна в условиях низкой правовой осведомленности граждан и серьезных затруднений получения ими квалифицированной юридической помощи.

Помощник судьи изначально анализирует поступающие заявления, в том числе исковые, и может самостоятельно или после консультации с судьей определить наличие предпосылок возбуждения производства по делу, подготовив для подписи судьей определение о возбуждении производств по делу и подготовке дела к судебному заседанию. При выявлении же недостатков заявления готовить иной процессуальный акт по указанию судьи.

На необходимость учета зарубежного опыта передачи ряда полномочий судьи в стадии подготовки дела к судебному разбирательству их помощникам < 10> и расширения полномочий помощника российского судьи по участию в подготовке дела уже неоднократно указывалось в литературе < 11>.

Так, например, в США часто клерки по правовым вопросам (аналог российского помощника судьи) концентрируются на исследовании юридических вопросов и подготовке процессуальных документов. Как правило, широкий диапазон обязанностей клерков по правовым вопросам включает следующее: проведение юридического исследования, подготовка справок по делу, составление распоряжений и мнений по отдельным вопросам, редактирование распоряжения и мнения судьи. Много судей обсуждают рассматриваемые дела с клерками по правовым вопросам и даже совещаются с ними относительно возможных решений. Часто клерки по правовым вопросам также собирают документы, обеспечивают вызовы в зале суда и выполняют другие поручения судьи < 12>.

Помощник судьи вполне способен согласовывать с участниками процесса время проведения возможных собеседований, которые по поручению судьи может проводить самостоятельно, на что указывается в Постановлении Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 65 " О подготовке дела к судебному разбирательству". Он уже сейчас устанавливает реальную связь со всеми участниками дела, выявляя все возможные для использования виды получения информации (почтовые и электронные адреса, телефоны, факсы). Помощник контролирует поступление необходимых материалов и доказательств от лиц, участвующих в деле, оказывая им при этом помощь, подготовкой запроса, судебного поручения, разъяснением о необходимости представления доказательств, контролирует имеющиеся у специалиста и администратора данные о поступлении по делу документов, ходатайств, жалоб, иных материалов. Помимо этого, помощник судьи обеспечивает по согласованию с администратором суда предоставление зала судебных заседаний на необходимое время, а также согласовывает с участниками процесса поступившие ходатайства о возможности и целесообразности проведения выездного судебного заседания. Упомянутое Постановление Пленума ВАС РФ предусматривает право помощника вести " календарь" организации движения дела, не только фиксируя поступающую информацию, но и планируя по согласованию с судьей, сторонами, представителями, арбитражными заседателями сроки проведения предварительного заседания, судебного заседания, а также представления недостающих доказательств. Эти полномочия помощников были определены не в законе, а в упомянутом Постановлении Пленума.

Особо следует остановиться на возможности участия помощника судьи в мирном урегулировании спора. По статистическим данным и по результатам опроса судей, заключением мирового соглашения или отказом от иска заканчиваются порядка 3% дел. Это очень незначительное количество. В этом вопросе следует воспринимать положительный опыт других стран, таких, как Великобритания или США, где около 87% возбужденных дел заканчивается примирением сторон < 13>. Подобное положение дел объясняется тем, что в судебных системах этих стран очень важное значение уделяется реализации примирительных процедур.

Определенные меры по расширению использования примирительных процедур сделаны новым АПК РФ, включившим самостоятельную главу, посвященную примирительным процедурам и мировому соглашению. При этом предусмотрены обязанность суда содействовать сторонам в урегулировании спора и право сторон заключить мировое соглашение или использовать другие примирительные процедуры (ст. 138 АПК РФ).

Помощь сторонам в достижении мирового соглашения может быть оказана и помощником судьи уже в рамках подготовки дела к судебному разбирательству. Этому способствует предусмотренное арбитражным процессуальным законодательством правило об обязанности каждого лица, участвующего в деле, раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими участвующими в деле лицами до начала судебного заседания (ч. 3, 4 ст. 65 АПК РФ). Таким образом, стороны уже в стадии подготовки дела к слушанию представляют в суд все имеющиеся у них доказательства. Это позволяет идти в процесс " с открытым забралом" без припрятанных на особый случай доказательств, поэтому уже на стадии подготовки стороны могут совершенно объективно оценить свои правовые перспективы выиграть процесс, а помочь им в этом может судья или его помощник, разъяснив, каковы их реальные позиции, в чем преимущества мирного урегулирования спора. Для удачной реализации этих полномочий позитивным представляется соответствующее предварительное обучение судьи и помощника необходимым методам применения процедур альтернативного урегулирования споров (ADR).

Большие перспективы более активного использования помощника судьи существуют и по делам о банкротстве, поскольку при их рассмотрении судьей разрешается много условно технических вопросов, не связанных с разрешением спора (конфликта). Например, включение в реестр требований кредиторов, по которым не поступило возражений со стороны должника, утверждение арбитражного управляющего, назначение ему размера вознаграждения, установление и продление сроков процедур банкротства. Помимо этого, помощник может принимать меры по опубликованию информации о принятых по делу решениях, осуществлять взаимодействие с аудиторами, специалистами, переводчиками, представителями и другими лицами, оказывающими суду содействие в делах о банкротстве. На возможности активного использования потенциала помощника судьи по аналогии с зарубежным опытом указывалось в литературе. В частности, рассмотрение дела о несостоятельности в Германии построено на тесном сотрудничестве судьи, его помощника и арбитражного управляющего. Судья решает наиболее важные вопросы, связанные с движением производства по делу: его возбуждением, возвращением заявления, признанием должника банкротом. В обязанность помощника входит обеспечение беспрепятственного хода производства по делу, ведение собрания кредиторов, разрешение предусмотренных жалоб < 14>. Помощник судьи в немецкой судебной системе наделен большими полномочиями при рассмотрении и других категорий дел. Изначально его задачей было освобождение судьи от рутины судебных дел, а полномочия определены Законом о помощнике судьи 1969 г. Как указывают специалисты, помощник судьи, не являясь судьей, обладает некоторыми его функциями и имеет право на вынесение решений по определенному кругу дел. К ним относятся наследственные, кадастровые дела, по опеке и попечительству, о взыскании задолженностей в порядке судебного приказа и некоторые другие < 15>.

Опыт наделения помощника судьи правом вынесения судебного приказа нуждается в более детальном изучении и, возможно, восприятии российским судопроизводством, учитывая, что ежегодно в России мировыми судьями выносится более миллиона судебных приказов. В условиях всеобщего признания слишком большой загруженности мировых судей оптимизация этой процедуры вполне заслуживает серьезного изучения и адаптирования к российским условиям. Это тем более становится возможным в условиях серьезной трансформации процедуры выдачи судебного приказа, направленной на ее упрощение и ускорение, в ГПК РФ 2003 г. В течение всей процедуры, занимающей пять дней, судья рассматривает лишь соответствующее заявление кредитора (заявителя) и представленные им документы (ст. 126 ГПК РФ). Никаких возражений или документов со стороны должника к судье не поступает, более того, должник даже не уведомляется о поступавшем заявлении. Перечисленные особенности позволяют некоторым авторам не без основания " рассматривать приказное производство не как вид гражданского судопроизводства, а как упрощенную его альтернативу, которая находится за рамками гражданской процессуальной формы, а значит, и правосудия" < 16>.

Арбитражные суды укомплектованы помощниками судей практически полностью: каждый арбитражный судья имеет своего помощника. Хотя еще несколько лет назад соотношение числа должностей помощников и судей было совершенно иным: один помощник работал с двумя или большим количеством арбитражных судей.

Несколько лет назад некоторые судьи арбитражных судов высказывали мнение о том, что многие из них еще не готовы использовать помощника с полной загрузкой, так как не уверены в его компетентности для самостоятельной работы, поэтому полагают, что проще сделать работу самому, чем учить, проверять и контролировать помощника < 17>.

Часто судья использовал помощника исключительно для технической работы, когда он практически выполнял функции специалиста (особенно часто это происходит, когда судья работает без последнего), что совершенно непродуктивно. Однако с учетом требований, предъявляемых к кандидату на эту должность, помощник постепенно становится вполне самостоятельной процессуальной фигурой. Для его надлежащей подготовки должно быть организовано предварительное краткосрочное обучение кандидатов на эти должности, что планируется сделать на базе Российской академии правосудия.

При этом следует учесть американский опыт подготовки сотрудников аппарата суда. В ходе обучения в Правовой школе потенциальные клерки и секретари должны изучить все основные курсы, касающиеся процедур рассмотрения гражданских, уголовных дел, дел о банкротстве и иные специфические процессуальные процедуры, имеющиеся в США. После принятия предложения о потенциальной работе в суде претендент узнает пожелания и рекомендации судьи относительно прослушивания перечня специфических дополнительных курсов для обучения в Правовой школе.

Предполагаемый для получения должности клерка студент сначала еще в период своего обучения знакомится с предъявляемыми судьей специфическими требованиями к кандидатуре клерка или специалиста. Учет этих требований помогает создать максимально доверительные и рабочие отношения между судьей и секретарем в будущем. Юридические школы часто предоставляют полезную информацию относительно особенностей секретарской работы, включая сроки передачи заявлений по заявкам и перечень необходимой информации, которая необходима для направления судье. Некоторые судьи посылают претендентам секретарской работы письменное описание предлагаемой работы, которое включает информацию о продолжительности назначения (обычно один или два года), об основных обязанностях, преобладающих категориях рассматриваемых судом дел и другую общую информацию. Подобное резюме помогает предполагаемым претендентам оценить, насколько им интересна предлагаемая работа, что соответственно сокращает персональные интервью и снимает необходимость повторения ответов судьей на обычные вопросы претендентов.

Предполагаемые сотрудники в ходе обучения учитывают персональные требования судьи относительно потенциальной работы. Принимая во внимание, что новые клерки принимаются на работу в большинстве судов ежегодно, то весьма важным для них является получение максимальной информации относительно судьи и его требований к персоналу < 18>.

В настоящее время большинство российских судей убеждены, что квалификация помощников значительно повысилась с момента появления этих сотрудников в судах. Сейчас налаживаются нормальные деловые отношения между судьями и их помощниками, чему способствует установление в некоторых судах шестимесячного испытательного срока для этих работников. Судья в течение этого времени имеет возможность проверить уровень подготовки помощника для поручения ему самостоятельной работы в рамках должностных обязанностей. Некоторые арбитражные судьи, особенно апелляционных и кассационных инстанций, высказали предложения о необходимости выделения каждому судье этих инстанций дополнительно еще по одному помощнику. Рассмотрение жалоб в этих инстанциях проходит в коллегиальном составе, один из состава судей является председательствующим и по сложившейся практике именно на него возлагается обязанность по детальной подготовке дела и жалобы к рассмотрению. Другим судьям, входящим в судебный состав, бывает сложно с учетом значительной нагрузки своевременно до судебного заседания ознакомиться с материалами тех дел, по которым они не являются председательствующими (судьями-докладчиками). Помощники судьи могли бы оказывать судьям существенное содействие, как это делается, например, в американских и канадских судах.

Многие окружные судьи (судьи апелляционных инстанций) в США требуют, чтобы их клерки по правовым вопросам готовили " судейские памятки" - записки по каждому делу для судьи как обзор устных аргументов, с которыми обращаются стороны в апелляционную инстанцию. Большинство судей изучают эти резюме до выступления сторон с устными доказательствами. Подающее апелляцию лицо (апеллянт) начинает выступление с изложения устных доказательств. Поскольку судья имеет возможность знакомиться с памяткой, благодаря чему хорошо осведомлен о спорных вопросах, то он может включаться в опрос стороны сразу, начиная задавать вопросы поверенному после получения им слова для изложения доказательств, чем серьезно экономится время в судебном заседании < 19>.

Помощники российских судей могли бы также заблаговременно изучать назначенные к рассмотрению дела и поступившие апелляционные и кассационные жалобы, составлять соответствующие справки и заключения для судей, акцентируя их внимание на наиболее проблемных и важных спорных вопросах, требующих дополнительного изучения. Подобный подход серьезно сможет облегчить работу судьи, сократив время на изучение материалов дел.

Интересен шведский опыт ступенчатой системы становления молодого специалиста после окончания учебного заведения полномочным судьей. Он заключается в том, что после получения диплома юриста молодому специалисту необходимо приобрести, как и в России, определенный стаж в судах разной инстанции: сначала в течение двух лет в суде первой инстанции в качестве стажера, обязанности которого схожи с обязанностями секретаря судебного заседания. Затем на должности стажера судьи в суде второй инстанции он должен проработать один год, после чего вернуться в суд первой инстанции на должность судьи-стажера (или так называемого помощника судьи), а далее необходимо проработать еще один год в суде апелляционной инстанции. На каждом этапе оценивается как текущая его работа, так и результат итогового экзамена.

Следует отметить, что в Швеции после двухмесячной стажировки судье-стажеру (или помощнику судьи) доверяют разрешение ходатайств об отсрочке; после шестимесячной стажировки - рассматривать дела и выносить решения по несложным гражданским делам (например, о расторжении брака, при отсутствии между супругами спора о детях и имуществе); после стажировки в течение десяти месяцев - быть председательствующим по простым уголовным делам о преступлениях, по которым предусматривается наказание в виде денежного штрафа, а также по упрощенным гражданским делам. Таким образом, по мере прохождения стажировки и получения соответствующего опыта полномочия помощников значительно расширяются < 20>, и он приобретает право выполнять определенные функции по рассмотрению несложных дел.

В заключение можно констатировать, что предлагаемое совершенствование процессуального статуса помощника судьи позволит значительно расширить и позитивно использовать потенциал этого процессуального субъекта и таким образом повысить уровень организации в деятельности судов, позитивно повлияв на снижение нагрузки судей. Расширение полномочий помощника судьи во многом сделает сопоставимым его правовой статус со статусом аналогичных сотрудников суда в зарубежных судебных системах

 

 

23.10.2014 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.