Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чувственное и рациональное познание, их основные формы и роль в познании.




Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа познания: Чувственное и рациональное. Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществляется контакт человека с миром мат объектов. Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие мат объектов. такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно- практической деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения мат объекта. Ощущения может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувств познания. Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предмета через призму чел сознания. Ощущения не просто фиксирует воздействие объектов, существуют независимо от человека. В ощущениях начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окружающим миром с которым практически взаимодействует субъект. Ощущения зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту двойную зависимость ощущения и от объекта и от субъекта, в процессе практического функционирования сознания у чел выработалась способность оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущениями. Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Эмоции - комплексная форма человеческой чувственности. Эмоции, подобно всем другим формам чувственности, с одной стороны заключают в себе аспекты объект отражения реальных связей, в кот включен человек, с другой стороны, они фиксируют объект отношение чел к миру. Эмоции всегда включают в себя момент оценки явления.

Чувственное познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. социально-истор ическй характер. Конечно , в чувственном познании чел имеет место непосредственное взаимодействие вн предмета и органов чувств. Чувственное восприятие человеком конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Понятие является результатом исторического опыта человечества. Понятия- это такие воплощенные в словах продукты в социально-историческом процессе познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которые присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут существует 2 важных момента: При абстрагировании человек исходит из объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует о активности чел познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направлении на фиксирование отношений. Теоритическое познания различает структурные объяснения, отвечает на вопрос, как устроен объект; функциональные объяснение - как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются - объясняемыми. .Что же дает нам процесс объяснения. Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов. Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры как Интерпретация- первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; Дивергенция - разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование. Понимание, следовательно представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле. (ирр. в частности является экзистенциализм)Рационализм - Учение в теоритическом познания, согласно кот всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, сущ только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.004 сек.)Пожаловаться на материал