Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль социального педагога в обеспечении эффективной социализации детей и молодежи






 

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи детям и молодежи в процессе и их социализации, социального воспитания, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе [1, с. 93].

Социализация – это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде [10, с. 120].

Процесс социализации может быть как стихийным, так и управляемым. В первом случае социализация протекает спонтанно, в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода их нестандартных ситуаций. Эта особенность является одним из отличительных признаков социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Во втором – она является относительно регулируемым и осуществляется как преднамеренный и специально организованный процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений.

Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания, а завершается с его смертью.

Процесс социализации охватывает разнообразные явления общественной жизни. Не скрою, что в момент определения параметров развития человека возникает целая вереница правил и законов, которые определяют движение человека по его жизненной траектории. Однако в судьбе каждого заложен механизм реализации в силу его генетических особенностей и возможностей, именно здесь, в этом социальном пространстве. Одни думают, что это связано с Божественной Волей, другие - со случайным стечением обстоятельств. В появлении человеческого существа на Земле «заряжены» многочисленные факторы, которые характерны для данного типа общества и направлены на его движение по пути реализации общественного плана, заложенного в единый код развития мироздания. Таким образом, процесс социализации содержит в себе целевую составляющую, направленную на совершенствование всей общественной жизни. Инструментом выступает человек, который порождает общественные нормы, опираясь на предыдущие, при этом изменяет их или привносит качественно новые. В социализации, таким образом, ведущими становятся отношения, которые порождаются людьми для осуществления личностного развития и реализации своих личностных планов. Если возникает ситуация, когда происходит сбой в отношениях, который приводит к разрушению связей и нарушениям в развитии личности, возникает побочный процесс социализации (дисоциализация), создающий иное социальное пространство, основанное на ложных ценностях, нормах, способах поведения [20, с. 201].

Неудовлетворенность собой, своим социальным положением является важным стимулом как для дисоциализации, так и ресоциализации, т.е. восстановления прерванных связей с обществом и стремление к движению по пути социализации. Опережение в развитии личности также возникает тогда, когда стимулом становится неудовлетворенность, что подталкивает человека к поиску новых смыслов и определению новых мотивов. Значит, социализация опирается на личностные мотивы, которые, в свою очередь, порождены ею.

В целом каждый член общества в процессе социализации и взросления формируется как социально-культурное существо, и в этом качестве он усваивает и интегрирует в себя культуру общества или отдельные ее компоненты. С этой точки зрения каждый человек является носителем общей культуры в той мере, в какой он социализируется в условиях данной конкретной социальной общности.

Социально-педагогическая работа (деятельность) выступает средством социального воспитания личности как социально-культурного индивида, соответствующую данному обществу.

Социально-педагогическая деятельность в детских и молодежных организациях – это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача и освоение детьми и молодежью социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования с использованием позитивных возможностей детских и молодежных общностей.

В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериоризации социокультурных программ и общественного наследия.

Социально-педагогическая деятельность - общественно необходимый вид деятельности для обеспечения преемственности, постоянного совершенствования общества.

Основа социально-педагогической деятельности в детских и молодежных объединениях - общение человека с человеком, которое носит событийнодиалогический характер. Это встреча людей с различными мировоззрениями, системами воспитания, менталитета, поведения и т.д., но при этом объединенных общей идей [22, с. 109].

Основные направления социально-педагогической работы в детских и молодежных объединениях определяются проблемами, возникающими в процессе социализации.

Хотя направления работы и перечислены в квалификационной характеристике, но практически их круг значительно шире. Социальный педагог должен быть главным посредником между ребенком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями милиции, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.

Основные направления деятельности социального педагога [24, с. 159]:

- Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых, попадающих в сферу влияния социального педагога. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая).

Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

- Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.).

- Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его социализацию. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка.

Предотвращение серьезных последствий развития сложных для ребенка событий.

- Профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей.

Пропаганда здорового образа жизни в детских и молодежных объединениях.

- Привлечение детей, родителей к организации и проведению социальнопедагогических мероприятий, акций детских и молодежных объединений.

Организация разнообразной социально-значимой деятельности детей в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.

- Индивидуальное и групповое консультирование детей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов.

- Организация взаимодействия детских и молодежных объединений, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в детских и молодежных коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

Социально-педагогическая деятельность реализует социальное проектирование и конструирование. Эта функция реализуется следующим образом:

1. формулировка цели деятельности - положительного идеала;

2. создание положительного «проекта», сценария будущего на основе анализа реального бытия человека или группы;

3. прогнозирование результата - формирования определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения, самоутверждения.

Результаты социально-педагогической деятельности могут носить не только положительный характер, но и реакционный, при котором закрепляется деперсонализация человека, его отчуждение от себя и общества, и консервативный характер, при котором происходит закрепление господствующих у человека социальных ценностей и форм поведения.

В целом этот вид деятельности носит гуманистическую направленность, поскольку его цель - противостоять отчуждению, подавлению и угнетению человека, содействовать развитию его индивидуальности.

Организаторы социально-педагогической деятельности начинают свою работу с изучения личности влияния на личность позитивных и негативных факторов этой среды, организованных и стихийных воздействий. В гуманизации и оздоровлении среды ближайшего окружения личности видит социальная педагогика основной подход к социализации личности. Для решения этой магистральной задачи социальной педагогики необходимо [1, с. 203]:

- восстановление воспитательной функции общины, сообщества;

- укрепление воспитательной функции семьи;

- ориентация содержания образования (дошкольного, школьного, дополнительного, начального профессионального, семейного) на потребности человека, проживающего в специфических условиях социума;

- укрепление социально-педагогических функций школы;

- внедрение института социальных педагогов и социальных работников;

- усиление воспитательной направленности социальной работы;

- развитие детских и молодежных объединений Одним из основных направлений социально-педагогической деятельности является работа с детьми и молодежью, стратегической целью которой является достижение ощутимых результатов в социальном благополучии данной категории граждан.

Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью использует разные виды социальной поддержки и помощи, не обходит своим вниманием деятельность детских и молодежных общественных объединений, досуговых объединений по интересам (кружки, клубы, секции), работу различных учреждений по проблемам воспитания, образования, трудозанятости, планирования семьи, профориентации, профилактики детской беспризорности и преступности и другим направлениям.

Особое место в организации социально-педагогической деятельности занимают такие общественные институты воспитания, как учреждения дополнительного образования. В современной России существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей: дворцы, дома и центры детского творчества; подростковые клубы юных авиаторов, моряков, автомобилистов и т.д.; станции юных туристов, натуралистов, техников; студии по различным видам искусства, спорта; парки, музеи, детские спортивнооздоровительные лагеря Детские и молодежные объединения - социокультурные общности, для которых характерна субкультура - смысловое пространство ценностей, традиций, ритуалов, способов и форм совместной деятельности, общения участников. Социально-педагогический характер деятельности детских и молодежных общественных объединений позволяет рассматривать их как открытые социально-воспитательные системы, закрепляющие в поведении участника нравственные ценности и нормы, способствующие воспитанию и развитию личности. В современных условиях детские и молодежные общественные объединения выступают в качестве центров, организующих воспитательное пространство (среду), в котором могут быть реализованы следующие цели: развитие и саморазвитие детей, подростков, молодежи с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей и интересов; раскрытие творческого потенциала, обеспечение каждому члену объединения позиции субъекта познания, деятельности, права; социальная адаптация, включающая опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы, развитие общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени; социализация детей, подростков, молодежи во взаимодействии с социумом на основе признания таких общечеловеческих ценностей как Человек, Общество, Культура, Отечество, Мир и др. [5, с. 184].

На современном этапе государственные общеобразовательные учреждения строят отношения с детскими и молодежными объединениями как равные партнеры с учетом прав и интересов детей, подростков и молодежи. Педагог лидер и организатор совместно с администрацией и педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения определяет модель взаимодействия с детскими и молодежными объединениями, в основе которой – социально-педагогическая поддержка их функционирования.

Социально-педагогическая поддержка имеет ряд особенностей.

Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, — это социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.

Л.А.Беляева и М.А.Беляева, рассматривают социально-педагогическую деятельность как «способ гармонизации отношений человека, группы и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития лич ности, с одной стороны, и педагогической среды – с другой». Особый вид социальнопедагогической деятельности, направленной на оказание социальнопедагогической помощи детям, называется социально-педагогической поддержкой[2; с.209]. Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога. Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (Л.Я. Олиференко и др.), другие – для помощи в развитии индивидуальности, личности ребенка (Р.А. Литвак и др.), третьи – для помощи в процессе самореализации (Н.А. Соколова).

Однако социально-педагогическая поддержка может рассматриваться и как помощь со стороны педагога и привлеченного сообщества личности и группе лиц для решения их проблем, успешного развития и саморазвития в процессе социализации.

В понятии «социализация» важным для понимания социально-педагогической поддержки является то, что личность не только усваивает, но и воспроизводит, обогащает определенную систему знаний, норм и ценностей, т.е. успешно самореализуется в обществе. А для этого индивиду требуется поддержка со стороны тех, кто призван помогать в развитии личности ребенку – педагогов в широком смысле (родителей, учителей, врачей, социальных педагогов, общественных организаций и лиц и т.д.). Причем важно понимать, что самореализация необходима личности не только в процессе практического воплощения интересов и возможностей, данных от природы, но и в процессе преодоления негативных качеств, черт характера, позитивного изменения направленности личности для реализации своих талантов и способностей.

Самореализация в контексте данной работы рассматривается как возможность раскрытия своих индивидуальных лидерских способностей и качеств, потребностей, замыслов, целей личности через разнообразие видов и форм деятельности в условиях разнообразной социокультурной среды и культурной среды образовательного учреждения.

Итак, социально-педагогическую поддержку можно рассматривать как оказание помощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов при условии принятия интересов и норм общества для участия в его дальнейшем социально активном преобразовании в деятельности субъекта [23, с. 161].

Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях предопределила интеграцию диагностики и проектирования. С одной стороны, диагностика дает педагогу прямой материал для разработки программы деятельности, с другой – ребенок является субъектом собственной диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.