Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мезо- и микрофакторы социализации детей и молодежи в условиях современного общества






 

Мезофакторы — это условия социализации больших социальных групп людей. К ним относятся место и тип поселения, принадлежность к сетям массовой коммуникации, принадлежность к субкультурам. Сельские поселения. В России в сельской местности проживает около 26% населения. Это больше, чем в развитых странах. Сельские поселения многообразны - маленькие деревни, большие села и т.д. Но при этом они обладают типичными характеристиками[6, с. 173].:

- небольшое количество жителей;

- малая плотность населения; - малая степень разнообразия видов трудовой деятельности;

- плохо развитое общественное обслуживание;

- почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей для проведения досуга. В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни.

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями сельского труда:

- подчиненность труда ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года, - более тяжелые, чем в городе, условия труда;

- малые возможности для профессиональной мобильности жителей;

- большая слитность труда и быта, трудоемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах.

Особо следует отметить, что сельские поселения являются эффективным фактором социализации, так как в них достаточно высок социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны окружающих. Жизнь селян в большей мере «публична», т.е. доступна для соседей. Для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность. Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую роль, чем городская семья. В сельской семье сосредоточены и труд, и отдых, и наиболее важные социальные связи. Набор занятий в свободное время довольно сильно ограничен. Достаточно часто встречается примитивное времяпрепровождение. В сельских поселениях велик процент алкоголизма. Экономический кризис на селе сопровождается далеко идущими изменениями в социальной жизни. В деревне сложилась сложная социально-демографическая ситуация, что проявилось в усилении миграционных процессов. Происходит уменьшение сельского населения. Можно говорить и том, что положение крестьянина сильно дестабилизировано, продолжается процесс раскрестьянивания. Произошло отчуждение человека деревни от труда и его результатов. Все перечисленные факторы оказывают влияние на формирование образа жизни, на социализацию личности. Все перечисленное позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, существуют факторы для эффективной социализации, с другой стороны, существует достаточно много негативных явлений.

Городские поселения. Город - тип поселения, для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории, высокая степень разнообразия человеческой деятельности; дифференцированная социально-профессиональная структура населения; достаточно высокая пространственная, профессиональная и социальная мобильность населения. Перечисленные характеристики существенно различаются в зависимости от размера города, его географического положения и характера занятости населения [1, с. 168].

Городской образ жизни, как фактор социализации имеет следующие обобщенные характеристики:

- преобладание анонимных, деловых, кратковременных контактов;

- снижение значимости соседских связей;

- увеличение субъективной значимости семьи для человека;

- многообразие культурных стандартов, ценностных ориентации, стилей жизни;

- повышение социальной мобильности горожан, неустойчивость социального статуса;

- слабое влияние традиций в регулировании поведения человека;

- слабый социальный контроль из-за анонимности и разнообразия социальных связей, значительная роль самоконтроля поведения.

Для личностного развития город потенциально дает больше возможностей. У жителей городов больше выбор во всех сферах жизнедеятельности. В тоже время город оказывает и разрушительное воздействие. Город дает больше шансов не только для просоциальной социализации, но и для антисоциальной социализации. В средних и крупных городах значительнее сосредоточение криминальных факторов, криминальных структур и групп, всех видов девиантного поведения. Город оказывает разрушительное воздействие и на психофизиологическом уровне, что связано с состоянием городской среды.

Средства массовой коммуникации (СМК).

Средства массовой коммуникации - это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.д.) на количественно большие и рассредоточенные аудитории. Объектом воздействия СМК является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации. СМК играют большую роль в жизни человека любого возраста. Роль средств массовой коммуникации можно представить следующим образом[22, с. 251].

1. Информационная и просветительская. СМК представляют собой систему информационного образования, просвещения различных слоев населения.

2. Развивающее воздействие СМК. Это воздействие не однозначно. Исследования показали, что просмотр телепередач ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к моменту поступления в школу. Телевидение значительно влияет на кругозор малообразованных слоев населения. Но вместе с этим, с появлением радио, телевидения произошло падение интереса к чтению. Получаемая информация многими не усваивается и тем более не «присваивается».

3. Формирование ценностных ориентации личности, усвоение широкого спектра социальных норм. Например, это проявляется в формировании в массовом порядке материальных и социальных потребностей.

4. Рекреативная роль. СМК определяют досуговое времяпрепровождение (групповое или индивидуальное).

5. Релаксационная роль. СМК отвлекают от неприятностей, заглушают эмоциональную неудовлетворенность.

6. Интеграция общества и его саморегуляция через СМК. Субкультуры. Субкультура, как фактор социализации, задает специфику процесса социализации.

Субкультура - это совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они». Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий[23, с. 139].

К признакам субкультуры относятся:

- специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

- статусная структура;

- набор предпочитаемых источников информации;

- своеобразные увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения;

- специфический жаргон;

- фольклор.

Микрофакторы. Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за качество социализации, которое они ему обеспечат. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Естественное усвоение ребенком социального опыта посредством подражания близким; личностно значимым для малыша взрослым; усвоение норм, правил поведения, взаимоотношений и др., - происходят в сочетании с постоянным подкреплением - поощрением или осуждением, способствующими формированию у ребенка его собственной моральной картины мира. В семье происходит и половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из родителей своего пола и присваивает присущие полу формы и способы поведения [20, с.42].

Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребность в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации.

Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходят в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения, школы. Все это и есть микросреда, благодаря которой ребенок не только получает информацию о социальном мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств. Приведите примеры того, что ребенок в младенческом, раннем, дошкольном возрасте может быть активным преобразователем окружающего его социального мира: в плане изменения предметов, взаимоотношений, отношения к себе самому и к людям, к природе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.