Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этические проблемы науки в конце ХХ столетия.




Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, со­вокупность ценностных принципов, принятых в научном сообще­стве. По определению Р. Мертона, этос науки — это эмоционально окрашенный комплекс пра­вил, предписаний и обычаев, ценностей, которые считаются обязательными для ученого.

Со­временная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Сейчас присутствует реальная угроза и риск здоровью и существованию человека.

Наиболее важным в сфере этики ученого мира является про­блема авторства научных открытий, проблема плагиата, компе­тентности и фальсификации научных открытий. В научном сооб­ществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за со­вершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не мо­жет фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследо­вателей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фикси­руется авторство тех или иных идей.

Ученый также ответствен лишь за достоверность предлагае­мых знаний, а не за последствия их практического применения.

Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия расщепления атома урана. На повестку дня стал вопрос о практическом применении атомного и ядерного оружия.

В области генети­ки проблемными оказались вопросы о влиянии половых разли­чий на умственную деятельность, генетические и интеллектуаль­ные различия между расами и народностями. Выводы теории генетического различия умственной деятель­ности подводили к принятию расизма и геноцида.

На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэти­ки. В настоящее время идет процесс выработки основ­ных критериев, допускающих экспериментирование на человеке, применение раз­личных методов искусственной репродукции человека, замены по­раженных органов и тканей, замещение поврежденных генов.

Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области оказания жизненно важных медицинских услуг, и в области транс­плантации органов, и в области лекарственных препаратов и тех­нологических новаций.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период ока­залась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в гене­тический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воз­действия на человеческий мозг составляют особую группу про­блем. Сред­ства манипуляции психикой по своему воздействию сравнивают­ся с транквилизаторами и наркотиками.

Другой животрепещущей проблемой современности является технология клонирования. Революционная ситуация в генетике и удавшийся эксперимент клонирования — создания клона. Клонирование человека – вызов природе, всемирной религиозной морали, нравственности человечества. Неизвестны последствия такого эксперимента и возможные патологии.




mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.012 сек.)