Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерактивная сторона общения






Общение как взаимодействие (интерактивная сторона) характеризует непосредственную организацию совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности, а само общение, в частности деловое, почти всегда предполагает определенный результат - изменение поведения и деятельности других людей. В этой связи общение, как взаимодействие, можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление партнера контролировать, управлять ситуацией общения и определять поведение других, желание играть доминирующую роль во взаимодействии. Стратегия «контролера» осуществляется в намерениях навязать свой план взаимодействия, свое понимание ситуации.

Ориентация на понимание - это стремление не только понять ситуацию общения и поведения партнеров, а также наличие желания улучшить взаимодействие и избегать конфликтов, что связано с представлениями о равенстве в общении. Стратегия «понимателя» характеризуется больше горизонтальными (равными) взаимодействиями, чем вертикальными, и направлена на адаптацию к партнеру по общению.

В зависимости от мотивов, с которыми партнеры вступают в общение, выделяют следующие социально-психологические виды взаимодействия:

Сотрудничество - взаимодействие, при котором оба партнера содействуют друг другу, стремясь достигнуть общих и индивидуальных целей.

Противоборство - взаимодействие, при котором партнеры подавляют цели и интересы
друг друга, препятствуют их достижению.

Уклонение от взаимодействия - вид взаимодействия, при котором партнеры избегают активного сотрудничества, уходят от контакта для того, чтобы исключить выигрыш другого.

Однонаправленное содействие - вид взаимодействия, в процессе которого один из его участников способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества.

Контрастное взаимодействие - взаимодействие, базирующееся на противоположных
действиях партнера, - один из которых, старается содействовать другому, а последний
активно ему противодействует.

Компромиссное взаимодействие - взаимодействие, характеризующееся тем, что оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

 

Интерактивная сторона общения по сути своей является психологическим воздействием проникновения одного человека (группы людей) в психику другого (группы людей). Результатом такого рода проникновения выступают изменения индивидуальных или групповых взглядов, мотивов, отношений, установок и состояний. Эти изменения могут быть временными, преходящими или устойчивыми. Однако в процессе этого воздействия стоит психологическая защита, отделяющая желательные, полезные воздействия, соответствующие потребностям, ценностям, убеждениям человека, от воздействий нежелательных, вредных.

 

Дополнительная информация:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.