Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные этапы формирования личности (периодизация Л. С. Выгодского и Д. Б. Эльконина)






 

Название Возраст Ведущая деятельность. Кризис
Младенческий От 0 до 1 года Эмоциональное общение со взрослым. Кризис одного года — потребность в автономии, потребность встать на но­ги и пойти, сделать что-то без помощи взрослого
Раннее детство От 1 года до 3 лет Предметно-манипулятивная деятель­ность. Кризис трех лет: Самоутвержде­ние, «Я — сам», отделение от взросло­го, впервые — ощущение собственной личности
Дошкольный От 3 до 7 лет Игровая деятельность. Включение в группу ровесников в детском саду
Младший школьный От 7 до 10 (11) лет Учебная деятельность. Кризис семи лет — кризис смены деятельности. Ре­бенок начинает заниматься общественнозначимой деятельностью. Формиро­вание произвольности и рефлексии
Подростковый От 10(11) до 14 (15) лет Интимно-личностные отношения со сверстниками (или общественнополезная деятельность). Формирование подростковой субкультуры. Подростко­вый кризис — протест против взрослой жизни, попытка отделения
Ранняя юность От 14(15) до 17(18) лет Учебно-профессиональнаая деятель­ность. Кризис — выход в жизнь (пози­тивный или негативный выход)

В основу возрастной периодизации Д. Б. Элькониным был положен принцип ведущей деятельности. Ведущая деятельность — эта такая деятельность, которая в данный момент ведет психическое развитие возраста. В ведущей деятельности появляются и реализуются новооб­разования возраста, здесь же зарождается потребность в новой ведущей деятельности. Необходимо добавить, что переход из одного возраста в другой происходит через кризис. Кризис в контексте развития лично­сти необходим. Это переход на новый уровень самостоятельности личности.

По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды». Первое рождение личность получает в возрасте трех-четырех лет. На этом этапе развития, согласно вышепреведенной периодизации, воз­никает кризис трех лет: ребенок уверенно заявляет о собственном Я, настаивает на том, чтобы выполнить свои действия самостоятельно. Ребенок уже может продуктивно общаться со взрослым (развитие лич­ности ребенка немыслимо без участия взрослого). Личность начинает­ся с определенного поступка в неопределенной ситуации. Такая си­туация есть борьба двух равнозначных побуждений или мотивов, выбор между которыми трудноосуществим.

Согласно А. Н. Леонтьеву, второе рождение личности есть осознание ее мотивов, потому что, осознавая свои мотивы, человек может изменить их структуру, а значит, и ядро личности, и родиться второй раз.

В период от 18 до 25 лет в процессе профессионального обучения и трудовой деятельности человек овладевает профессионально-трудовыми умениями, осваивает социальные отношения уже на новом уровне в трудовом коллективе, в производственных отношениях. На этапе «человеческой зрелости» главньм по прежнему выступает труд, однако не менее важным становится общение в кругу семьи и передача опыта детям. Ведущей стороной социализации является здесь освоение и воспроизводство трудового опыта и норм общения.

В целом, по мнению И. С. Кона, говоря о развитии человека, становлении его как личности, раскрытии его индивидуальности, необходимо обращаться к междисциплинарному подходу к этой проблеме, сочетающему в себе не только данные психологии, но и биологии, социологии и утверждающему, что: ни процесс, ни конечный результат развития человека нельзя считать однонаправленным; человек развивается от зачатия и до смерти, причем способность к развитию сохраняется на всем протяжении его жизненного пути.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.