Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности семейно правовых санкций






Начнем с того, что семья находится под защитой государства это прописано в (ст 38 Конституции РФ). Это озна­чает, что наряду с проявлением заботы о семье, поощрением материнства, позитивным регулированием прав и обязанностей субъектов семейных отношений государство предусматривает и возможность применения принудительных мер, закрепленных в различных отраслях права, и прежде всего семейно-правовых санкциях

Применения санкций связывается с неправомерным поведением субъектов семейных правоотношений, когда своим поведением они нарушают нормы семейного права и тем самым нарушают субъективные права других участников семейных правоотношений. При этом на необходимость применения санкций не влияет то обстоятельство, что правонарушители могут действовать невиновно. Для применения санкций достаточно противоправного поведения, которое негативно влияет как на права отдельных членов семьи, так и на нормальное функционирование семьи в целом Применение мер государственного воздействия направлено на борьбу с таким негативным влиянием, связано с приведением семейных отношений к нормальному состоянию, пресечением, а также предупреждением в будущем семейных правонарушений. В связи с различными целями государственного воздействия в законе выделяются и различные формы государственного воздействия. Так, например, ст. 81, 84, 85, 87 и др. статьи Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) направлены на принуждение субъектов семейных правоотношений к исполнению обязанностей, предусмотренных семейным законодательством. В данном случае - на исполнение обязанности по содержанию того или иного члена семьи. В СК РФ предусмотрены нормы, санкцие которых направлены на предупреждение правонарушений. В частности, ч. 4 ст. 66 СК РФ указывает на возможность отказа в предоставлении информации родителю о ребенке при условии наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. [5]Аналогичным образом ст. 77 СК РФ закрепляет возможность немедленного отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка. Ряд норм семейного законодательства направлен на восстановление положения, существовавшего до совершения правонарушения. К таким нормам можно отнести ст. 27 СК РФ, ч. 3 ст. 35 СК РФ и др. Часть норм семейного законодательства с целью защиты субъективных прав участников семейных правоотношений прибегает к отказу в защите субъективных прав другого субъекта семейных правоотношений. Так, отказ в защите права родителей требовать возврата ребенка у третьих лиц, удерживающих у себя ребенка не на основании закона или судебного решения, может иметь место в случае, когда передача родителям ребенка не отвечает интересам ребенка. Следует отметить, что в этом случае родители не лишаются родительских прав, они несут обязанности по его содержанию. Помимо этого, отказ в защите права может произойти по причинам, не зависящим от родителей, независимо от их виновного поведения. Ряд семейно-правовых норм имеют своей целью устранение препятствий для реализации семейных субъективных прав: ст. 66, 67 СК РФ содержат указание на обязанность родителей не препятствовать общению ребенка с другими родственниками, при условии, что это не причиняет вреда физическому и психическому здоровью ребенка и его нравственному развитию. Наконец, ряд норм семейного законодательства предусматривают карательные меры в отношении виновного лица. К таким нормам следует отнести ч. 4 ст. 30 СК РФ, ст. 115 СК РФ. Если к карательным мерам относить любое лишение или ограничение права, то к таким мерам следует также отнести и ст. 69, 73, 92, ч. 2 ст. 152, ст. 140 и др. СК РФ

Отличительной чертой норм этой группы является то, что они направлены на лишение (ограничение) субъективного права и в большинстве случаев невозможность его восстановления в будущем либо накладывают на субъекта дополнительные обременения. В силу тяжести этих норм для их применения необходимо виновное поведение субъекта семейных правоотношений. Так, ст. 92 СК РФ среди условий освобождения супруга от обязанности по содержанию другого супруга называет недостойное поведение супруга, требующего выплаты алиментов, а также если нетрудоспособность его наступила в результате злоупотребления спиртными напитками или в результате совершения им умышленного преступления. Освобождение от обязанности одновременно лишает права супруга, требующего алиментов, на содержание. Аналогично решается вопрос и в отношении обязанности совершеннолетних детей по содержанию своих родителей. В этом случае дети могут быть освобождены от такой обязанности при условии, что родители уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей.

Таким образом, в большинстве случаев государственное воздействие носит скорее позитивный характер для лица, право которого нарушается или оно встречает препятствия для его реализации. Направленность государственного воздействия объясняется необходимостью восстановить нарушенное право и создать условия для нормального осуществления субъективных прав участников семейных правоотношений. Для достижения этой цели семейное законодательство обладает рядом охранительных мер, которые отличаются по своему содержанию, но, как нам представляется, имеют одну цель - защитить нарушенные субъективные права и законные интересы субъектов семейного права. В связи с этим санкции исключительно карательного характера являются скорее исключением для семейного права, нежели закономерностью. В этом состоит специфика семейно-правовых санкций. И даже те санкции, которые содержат в себе неблагоприятные последствия для правонарушителя, направлены на пресечение правонарушения и восстановление нарушенного права. И. Н. Гливинская указывает на три значения санкции. Это прежде всего структурный элемент правовой нормы. Также санкция рассматривается в смысле меры государственного принудительного воздействия на правонарушителя. И наконец, санкция понимается как неблагоприятные последствия в виде лишения личного и имущественного характера < 3>. Полагаем, что третье значение санкции входит в состав второго. Меры государственного воздействия выражаются в виде лишения права либо дополнительного обременения. Следовательно, санкция - это мера государственного принудительного воздействия, выражающаяся в неблагоприятных последствиях. Хотелось бы отметить, что в семейном праве не все санкции содержат указания на неблагоприятные последствия. Так, например, ст. 68 СК РФ содержит указание на истребование родителями ребенка у любого лица, незаконно удерживающего у себя ребенка. В этом случае никаких неблагоприятных последствий для лиц, удерживающих у себя ребенка, не предусмотрено, т. к. эти лица вообще не имели права удерживать у себя ребенка. И возврат ими ребенка родителям или органам опеки и попечительства не является для них неблагоприятным последствием, т. к. в этом случае они лишь принуждаются не делать того, чего делать не имеют права. Наоборот, в этом случае законодатель понуждает их к правомерному поведению. Полагаем, что правомерное поведение никак нельзя назвать " неблагоприятным последствием”.

Из приведенного определения можно сделать вывод о том, что цель санкции состоит лишь в обеспечении надлежащего исполнения обязанностей. Полагаем, что это возможно в формате выполнения превентивной функции ответственности. То есть наличие санкции, наказание, предусмотренное законодателем за определенное неправомерное поведение, должны устрашить граждан, и они, зная о существовании санкции, должны не совершать противоправных действий. Таким образом, санкция побуждает субъектов семейных правоотношений не совершать противоправных действий и обеспечивает надлежащее исполнение обязанностей. Полагаем, что, безусловно, наличие санкции за конкретное правонарушение имеет своей целью предупредить совершение правонарушения в будущем, но главной задачей для данного правоотношения, в котором права одного субъекта уже нарушены, является предотвращение этого правонарушения и восстановление прав потерпевшего лица. С этой точки зрения санкцию нельзя рассматривать лишь как меру, которая призвана обеспечивать надлежащее исполнение возложенных на субъекта семейных правоотношений обязанностей. Действительно, санкция в некотором смысле предшествует ответственности, т. к. ответственность проявляется при наличии определенных событий. Санкция же предусмотрена законодателем и закреплена в правовой норме. Представляется, что ответственность реализуется через санкцию. Без санкции нет ответственности, и наоборот, если правонарушители не несут ответственности, то санкция становится декларативной, абстрактной угрозой. Несмотря на связь между санкцией и ответственностью, отождествлять эти понятия не представляется возможным. Санкция определяет лишь меру ответственности, меру взыскания, меру лишения, которые применяются к правонарушителю. Она лишь - часть правовой нормы, которая устанавливается законом на случай нарушения этой нормы и определяет степень воздействия на правонарушителя. В свою очередь ответственность - это не только реально возникшее правоотношение, являющееся результатом совершенного правонарушения, но и угроза претерпевания неблагоприятных последствий, которая возникает в момент возникновения самого семейного правоотношения. С этой точки зрения нельзя согласиться с мнением Л. И. Глушковой, которое состоит в том, что санкция - это угроза наступления неблагоприятных последствий, а ответственность - наступившие неблагоприятные последствия для конкретного лица. Представляется, что санкция и ответственность соотносятся другим образом. Она определяет пределы, размеры, меры ответственности при совершении правонарушения. Таким образом, в качестве угрозы выступает не санкция, а угроза наступления ответственности, которая реализуется за счет санкции. То есть если санкция сработала, значит, и ответственность реализовалась. Но санкция при этом определяет лишь пределы ответственности, но не саму ответственность.[6]

Следует отметить, что санкции применяются и при непротивоправном поведении субъектов семейных отношений. Например, при освобождении супруга от обязанности содержать другого супруга закон в качестве одного из условий называет непродолжительность пребывания супругов в браке. Или отказ в праве общаться с ребенком родителю, проживающему отдельно, при условии, что такое общение наносит вред психическому здоровью ребенка. Полагаем, что такой вред может быть нанесен не только в связи с противоправным поведением родителя. Например, родитель не имеет возможности часто видеться с ребенком, а редкие наезды могут оказывать негативное влияние на психику ребенка. При этом родитель не совершает никаких противоправных поступков, наоборот, он желает выполнять свои обязанности по воспитанию, желает реализовать свое право, установленное в законе. Действительно, одна из популярных классификаций санкций - это деление на правовосстановительные и карательные. Это деление санкций совпадает с классификацией санкций на меры защиты и меры ответственности. Такое деление санкций отражает особенности действия санкций, их последствия для лица, в отношении которого они применяются.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.