Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О взаимосвязи динамики, темпа и дыхания

(А.Анисимов, комментируя данную главу книги П.Г.Чеснокова пишет, что советы, изложенные в ней являются спорными, основанными на дореволюционной исполнительской практике, главным образом, церковно-певческой литературе.)

Каждое хоровое сочинение, как и всякое музыкальное произведение, написано по определенному плану или форме. Оно всесторонне продумано и прочувствовано автором; в него вложены мысли и настроения, которые составляют внутреннюю сущность сочинения.

Уметь проанализировать сочинение, понять его внутреннюю сущность, раскрыть в мастерском исполнении все вложенное в него автором содержание и его форму, – вот задачи, которые стоят перед дирижером.

После выработки ансамбля и строя дирижер переходит к работе над правильным применением нюансов.

Правильное применение нюансов – это, пожалуй, самый обширный и глубокий раздел хороведения. Нюансы помогают раскрыть внутреннее, художественное содержание сочинения и дать ему должное выражение. Чрезвычайная гибкость и разнообразие приемов нюансировки предоставляет широкий простор высокому мастерству и вдохновению. Однако в этом
разнообразии таятся и большие опасности: в применении нюансов нередко встречаются всякого рода произвольные толкования.

Если, не зная ансамбля, не занимаются выработкой его, как одного из основных элементов хоровой звучности, то все же следят за тем, чтобы ни отдельный певец, ни целая партия не выделялись слишком грубо из общей хоровой звучности.

Если, вырабатывая строй, руководствуются исключительным слухом, ощущением строя, а не знанием его, то все же стремятся к чему-то определенному: к чисто звучащему аккорду.

Для применения же нюансов нет никакой определенной опоры, за исключением малочисленных динамических пометок, не всегда притом точных.

Вот почему ничто не искажается в исполнении так часто, как правильные, естественные, художественные нюансы.

Динамические изменения могут быть более или менее продолжительными. Более продолжительные – это постепенное изменение динамики, менее продолжительные – быстрая смена динамики.

Производным от слова нюанс термином “ нюансировка ” мы называем умение накладывать на музыкальный звук различные степени силы, делая звук содержательным, выразительным.

От соединения двух-четырех выразительных звуков образует мельчайшая органическая частичка мелодии – мотив, имеющий одну вершинную точку – ударение, акцент. Два слившихся мотива образуют следующую составную величину мелодии – фразу, имеющую уже два акцента, из которых более сильный, подчиняя себе слабый (но не уничтожая, а лишь смягчая его), образует единую вершину фразы. От соединения двух (и более) фраз образуется предложение, т.е. хотя еще не законченная часть музыкальной мысли, а лишь первая ее половина, но уже с какой-либо (кроме полной) каденцией и с естественным требованием (в силу закона равновесия) ответного придаточное предложения. Такое придаточное предложение, слившись с главным и закончившись полной каденцией, образует цельную, законченную музыкальную мысль – период.

Расчленяя цельную музыкальную мысль на ее составные элементы, мы тем самым вступаем в область фразировки и исследования музыкальной формы.

Исследовав музыкальные формы, мы разделим избранное нами сочинение на его главные части. Затем разобьем каждую часть на составляющие ее периоды, предложения, фразы и мотивы. Проделав такой анализ от общего к частному и найдя нужные нам наименьшие частицы, мы пойдем обратным путем; от частного, от самого малого к общему, к большому, к целому сочинению. При этом мы попутно будем извлекать и накладывать на мотивы, фразы, предложения, периоды, таящиеся в их содержании, естественные, единственные для них, художественные оттенки – нюансы. Постепенно соединяя нюансированные по отдельности мельчайшие частицы с мелким, мелкие со средними, средние с большими, мы в результате получим совершенно обработанное с точки зрения нюансов произведение. Обработка эта будет построена уже на научных, а потому точных и верных основах. Только тогда в отысканные нюансы можно будет вложить должное содержание и художественное выражение. Это уже будет делом даровитости, мастерства и талантливости дирижера.

Композиторы указывают только общие нюансы и далеко не выявляют всей массы различных мельчайших нюансов, которые таятся в сочинениях. Поэтому извлечение всех нюансов из сочинения, наполнение их художественным содержанием при исполнении, - это уже дело дирижера.

Исследуя вопрос о правильном применении нюансов, необходимо коснуться тех средств, которые совершенствуют, оттачивают их, без которых правильно найденные нюансы даже внешне будут все же недостаточно точны и определенны. Такими средствами являются ритм и темп.

Роль и значение этих средств в хоровом исполнительском искусстве велики. Неточный ритм, неправильный темп, неясная дикция не могут повлиять разве только на хоровую звучность. Однако они пагубно отзовутся на самом сочинении, его форме и содержании, а главное, на выразительности. Не может, например, быть совершенно crescendo, если при этом нет прогрессирующего ритма, правильного, соответствующего нюансу темпа и ясной дикции. Каким бы внутренним содержанием мы ни наполняли такое crescendo, оно все же будет малохудожественным: не имея точности, подвижности и соответствующей прогрессирующей скорости-устремления, оно не будет иметь должного блеска. Только тот нюанс будет художественно совершенен, который насыщен соответствующим ему содержанием и в то же время совершенен технически. Совершенствуют нюанс именно те выразительные средства, о которых идет речь.

Ритм иногда называют душой музыки. Это имеет свои основания: отнимите от мелодии ритм, и она рассыплется на отдельные разрозненные звуки. Наряду с этим попробуйте исполнить какую-нибудь мелодию недостаточно ритмично, и вы увидите, что она хотя не исчезнет умрет, но пострадает, исказится, приобретет болезненный характер, подобно тому, как человек лишается способности к нормальной деятельности, если у него испорчено сердце. Правильнее, поэтому, называть ритм “сердцем” исполняемого сочинения, как цельного художественного организма. Музыкальное исполнение так же страдает от неточного ритма, как человек и его самочувствие от перебоев сердца. Не всегда сердце бьется с одинаковой скоростью: волнение вызывает учащение удары успокоение – замедленные. Так же относительны и условны ритмические единицы длительности в музыке: crescendo вызывает их сокращения, diminuendo – расширения.

Точная ритмичность исполнения в полном смысле этого слова обязательна при неподвижных нюансах; при подвижных же необходим прогрессирующий ритм, без которого эти нюансы становятся безжизненными. При наличии чувства художественной меры ритмические изменения, сопутствующие тем или иным нюансам, сообщают здоровую жизненную пульсацию, ибо ритм – сердце нюанса.

Темп – это двигательная сила исполнения. От нормального темпа допустимы некоорые отклонения. Отклонения эти – безболезненны, если очень малы, болезненны если велики, и губительны, если они чрезмерны. Отклонения эти, в сторону ли замедления или ускорения, зависят от темперамента исполнтеля.

Сочинения написанные в медленном темпе, требуют полноты, широты и плавности в исполнении. Для достижения полноты необходимо расширение ритмических единиц или, говоря проще, передерживание, еле заметное оттягивание каждого звука. Звук чуть передержанный, расширенный в своей длительности, приобретает полноту, в результате и вся мелодия, составленная из таких полных звуков, получится полной и широкой. При таком способе исполнения взмахи рук дирижера должны быть замедленны, плавны и покойны. Плавность в исполнении требует соблюдения двух условий:

1) очень осторожного перехода с одного звука на другой, вливания одного звука в другой, боязни хотя бы слегка толкнуть звук

2) тщательного выпевания только гласных звуков в слогах, затушевывания согласных, боязни хотя бы слегка толкнуть слог. Если дирижер в то же время не позаботится, чтобы в жестах не было угловатых движений, а преобладали бы мягкие и, что главное, округлые, то и плавность в исполнении будет обеспечена. Выработанными таким образом полнотой, широтой и плавностью достигается и должный характер в исполнении сочинения, написанного в медленном темпе.

Вопрос о способах исполнения сочинений, написанных в очень медленных темпах, близко соприкасается с вопросом о дыхании. В хороших хорах, при исполнении сочинений в очень медленных темпах мы наблюдаем как бы бесконечность дыхания, беспрерывность звука. Хор поет широко, полно, плавно и беспрерывно. Кажется, что певцы совсем не берут дыхания, а бесконечно поют на том дыхании, которое было взято при начале исполнения. Словом, наблюдается то, что можно назвать бесконечным хоровым дыханием. Эта бесконечность дыхания, эта беспрерывность в пении – достигаются исключительно путем сцепления дыханий.

При исполнении сочинения в очень медленных тепах певцы должны особенно обострить чувство ансамбля, каждый певец должен особенно чутко прислушиваться к своим соседям по партии: заметив, что у соседа дыхание иссякает, он должен, взяв новое дыхание, крайне осторожно и совершенно незаметно присоединится к нему, продолжая таким образом его звук и сцепляя свое новое дыхание с его истекающим. Этого вновь вступившего должен чутко слушать его следующий сосед, и в момент истечения его дыхания так же незаметно сцепить с ним свое. Если в каждой хоровой партии певцы будут разновременно брать дыхание, крайне осторожно сцепляя их, то и получится та беспрерывность пения, которую мы назвали бесконечным хоровым дыханием.

Сочинения, написанные в быстром темпе, требуют для своего исполнения краткости, стремительности и отчетливости. Для достижения этого необходимо сокращение ритмических единиц или, говоря проще, недодерживание, еле заметное уменьшение длительности каждого звука. Звук, чуть недодержанный, сокращенный в своей длительности, лишившись полноты, приобретает легкость, а вся мелодия, составленная из таких легких сокращенных звуков, становится подвижной, стремительной, быстрой. Дело дирижера, сохраняя темп, помочь этому ускоренностью своих движений.

Задача дирижера-хормейстера – найти, в соответствии с возможностями своего хора, то или иное соотношение звучности. Главное и наиболее трудное – убедительно осуществить и сохранить авторские указания динамики и нюансировки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оба термина взаимно связаны и дополняют друг друга. | Тема: Классификация хоров




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.