Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина






(из кн. Б.В. Зейгарник «Теория личности К. Левина»)

 

Согласно теории К. Левина, движущей силой человеческой деятельности является потребность или динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия.

Обозначение потребности как «квазипотребности» означало для К. Левина подчеркивание ее социальной обусловленности и динамической характеристики. Совершение любой деятельности означает порождение динамической заряженной системы, возникающей в данной ситуации в данный момент; она не носит ни врожденного, ни биологического характера.

К. Левин подчеркивал отличие квазипотребности, возникающей «в данный момент», от устойчивых «истинных» потребностей (профессиональная потребность, потребность в самоутверждении и т.д.). Однако по своему строению и механизмам квазипотребности не отличаются от истинных потребностей.

Удовлетворение квазипотребности состоит в разрядке ее динамического напряжения, что позволяет определить ее как напряженную систему, которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Действия и поступки, побуждаемые квазипотребностями, являются механизмами повседневной деятельности; они иерархически связаны с истинными потребностями.

К. Левин не придавал существенного значения конкретному содержанию потребности: его интересовал лишь ее динамический аспект - сильная или слабая напряженность, коммуникация с другими потребностями.

Б.В. Зейгарник иллюстрирует эти положения описанием одной из первых экспериментальных процедур левиновской школы, проведенных М. Овсянкиной в 1928г. (приведено с сокращениями).

Эксперимент состоял в следующем: испытуемому дается некое задание — довольно элементарное, например, сложить фигуру из разрезанных частей, нарисовать предмет, решить головоломку. Испытуемый начинает выполнять это задание. То обстоятельство, что субъект принял задание, означает, по Левину, возникновение намерения, напряженной системы (квазипотребности). По мере того как человек выполняет это задание, т. е. осуществляет свое намерение, эта система разряжается. Завершение выполнения задания означает разрядку системы. Как же это доказать?

Примерно в середине действия, ближе к его концу М. Овсянкина прерывала испытуемого и просила выполнить его другое действие со словами: «пожалуйста, сделайте это». Испытуемые иногда спрашивали: «А то что, оставить?». Экспериментатор делал вид, что он не расслышал вопроса, и не отвечал на него. Испытуемый брался за второе действие, которое было по своей структуре иным, совершенно непохожим на первое, и заканчивал его. Но в это время, когда испытуемый занимался вторым заданием, экспериментатор должен был как-то искусно скрыть остатки материала первого задания, например, положить газету на этот материал. При окончании второго действия экспериментатор делал вид, что он чем-то занят, искал что-то в столе, подходил к окну, писал якобы и в то же время наблюдал за поведением испытуемого. Оказалось, что в 86% испытуемые возвращались к прежнему, прерванному действию.

Иногда они просто сбрасывали газету и принимались за неоконченное действие, иногда просили разрешение закончить, иногда спрашивали, надо ли закончить первое действие или нет? И К. Левин поставил такой вопрос: «Ну, почему же взрослые люди, начав такую «глупую» работу, как складывание фигур, хотят вернуться к ней? Ведь никакого интереса к задаче нет! И отвечал: сам факт, что субъект стал испытуемым, выполнял задание, приводил к возникновению некой квазипотребности. А так как работа не завершена — система не разряжена. И обращение к этому прерванному действию означает, что система, оставаясь заряженной, стремится к разрядке».

 

М.Г. Ярошевский






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.