Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Раздел I. Методологические основания диагностической деятельности






ХРЕСТОМАТИЯ

По патопсихологии

 

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. Методологические основания диагностической деятельности

Патопсихолога

Братусь Б.С. Аномалии личности

Зейгарник Б.В. Понятия квазипотребности и психологического поля

в теории Курта Левина

Ярошевский М.Г. В школе Курта Левина (из бесед с Б.В. Зейгарник)

 

РАЗДЕЛ II. Принципы организации и проведения экспериментально-

Психологического исследования

Зейгарник Б.В. Психодиагностика в психологическом консультировании:

задачи и подходы

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тексты, приведенные здесь в сокращенном виде, рассказывают об основаниях и принципах экспериментально-психологического исследования в клинике. Классические работы Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн, хорошо знакомые большинству читателей, процитированы здесь в качестве основного руководства к действию. Другие, не столь широко известные тексты, позволяют взглянуть на диагностическую деятельность патопсихолога в историческом и методологическом аспектах. Напомню некоторые факты, характеризующие патопсихологию как науку.

 

Патопсихология представляет собой междисциплинарный раздел клинической психологии, сформировавшейся на стыке психологии и медицины. Изучая социальный контекст формирования душевных заболеваний и обеспечивая научную основу для реабилитации больных, патопсихология граничит также с социальными науками. Прикладное значение патопсихологических исследований определяется практическими задачами психиатрии и (в меньшей степени) неврологии.

Особенно тесно патопсихология соприкасается с такой областью психиатрии, как психопатология. Изучая одну и ту же психическую патологию, патопсихологи анализируют ее психологическую структуру, а специалисты в области психопатологии – клинические признаки, их этиологию и патогенез, а также связь с другими расстройствами. Таким образом, предметы патопсихологии и психопатологии коренным образом отличаются друг от друга.

Различны и методы этих дисциплин - патопсихология использует главным образом экспериментально-психологическое исследование, а также некоторые формализованные и проективные психодиагностические методики, психопатология же опирается на традиционные клинико-описательные методы (наблюдение и беседу). Применение последних в патопсихологической практике также имеет место, однако сама организация наблюдения и беседы, а также трактовка полученных данных приобретают сугубо психологическое наполнение.

Как уже было сказано, центральное место в работе патопсихолога занимает эксперимент, или экспериментально-психологическое исследование – искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека в ее патологии. В современной патопсихологии разработан обширный арсенал методов экспериментально-психологического изучения внимания, памяти, мышления, личности больных.

Тесное сотрудничество психиатров и патопсихологов способствует определенному взаимопроникновению понятийных аппаратов.

Например, врачи используют такое психологическое понятие, как «нарушения мышления», а в лексиконе патопсихологов присутствуют термины, имеющие медицинское происхождение - «разорванность мышления», «инертность психических процессов» и т.д. При этом медицинское и психологическое понимания одних и тех же терминов нередко различаются между собой.

Б.В. Зейгарник подчеркивала: «в психиатрии феноменологическое проявление нарушенного процесса… выдается нередко как нарушение самого процесса. Так, например, «резонерство», «разорванность мышления» описаны как механизм самого нарушенного мышления, галлюцинация — как нарушение самого восприятия. Подобные обозначения являются скорее «рабочими», нежели объяснительными. Между тем данные патопсихологических исследований позволяют подойти к механизмам симптомообразования, вскрывая их синдромальную структуру».

Предмет патопсихологии представлен психологическими аспектами нарушений или распада психической деятельности при душевных заболеваниях в сопоставлении с нормой. Чаще всего речь идет о расстройствах круга «большой» и «малой» психиатрии (шизофрении, эпилепсии, неврозах, психопатиях и пр.), однако немалое внимание уделяется и другим нарушениям. Так, значительное место в практике патопсихолога занимает изучение олигофрении, органических синдромов, наркотической зависимости, алкоголизма, психосоматических расстройств.

Соответственно, объектом патопсихологии является человек с актуальными или потенциальными нарушениями психического здоровья (т.е. имеющий клинический диагноз или лишь относящийся к группе риска по какой-либо категории расстройств). Итак, в отличие от предметной области изучения, объекты патопсихологии и смежных медицинских дисциплин совпадают.

Психическая деятельность лиц, имеющих перечисленные проблемы или принадлежащих к группе риска, изучается патопсихологом на различных уровнях – на уровне фактов (феноменологии), закономерностей и психологических механизмов. Таким образом, патопсихологическое исследование позволяет осуществить системное качественное описание имеющегося синдрома.

Практическая деятельность патопсихолога направлена на сохранение, укрепление и восстановление психического здоровья, а также на диагностику отклоняющихся психологических особенностей и психической деятельности при различных расстройствах (см. табл. 1). В соответствии с этими целями практические задачи патопсихологии делятся на три группы.

 

Таблица 1. Структура практической деятельности патопсихолога

ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Укрепление психического здоровья Психогигиена Актуально здоровые лица
Сохранение психического здоровья Психопрофилактика Первичная «Группа риска»
Вторичная Лица с нарушениями психического здоровья
Третичная
Восстановление психического здоровья Психологическое воздействие «Группа риска» и лица с нарушениями психического здоровья
Диагностика психических нарушений Клинико-психологическая диагностика СКВОЗНАЯ ЗАДАЧА! Клинико-нозологическая (дифференциальная) Лица с различными нарушениями психического здоровья
Индивидуально-типологическая Лица, относящиеся или могущие относиться к «группе риска»
Экспертная
  • судебная
  • психолого-педагогическая
  • военная
  • медико-социальная (трудовая)
 
Лица, различные по состоянию психического здоровья

 

В правом столбце таблицы указаны лишь основные целевые группы населения, в отношении которых реализуются те или иные задачи (например, психогигиенические мероприятия необходимы, безусловно, и больным людям, однако для здорового населения они играют особую и определяющую роль).

Остановимся на характеристике различных видов диагностических мероприятий, проводимых патопсихологом.

Клинико-нозологическая диагностика направлена на получение данных для раннего выявления симптомов психического заболевания и уточнения структуры дефекта; при этом существенную роль играет описание не только нарушенных, но и сохранных сторон психики больного.

Индивидуально-типологическая диагностика позволяет выявить психологические особенности человека, позволяющие отнести его к «группе риска» - например, выраженные акцентуации характера, неблагоприятные особенности мотивационно-волевой сферы и т.д.

Что касается экспертной диагностики, то, как показано в таблице 1, она может осуществляться в различных сферах – судебно-следственной, педагогической и т.д. Объектом диагностики в каждом случае оказывается человек, в отношении которого решается вопрос о соответствии его психического состояния и возможностей каким-либо параметрам. Например, при участии в работе медико-социальной экспертной комиссии патопсихолог ориентируется на те требования, которые предъявляет к испытуемому его профессиональная деятельность. Проводя экспертную диагностику, патопсихолог нередко сталкивается с такими особыми феноменами, как симуляция, диссимуляция, аггравация.

Весьма существенна роль патопсихологической диагностики в планировании и осуществлении мероприятий врачебной психотерапии. От точности дифференциально-диагностических данных зависит адекватность назначаемых терапевтических мероприятий; периодические патопсихологические обследования обеспечивают прослеживание динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией и итоговую оценку эффективности врачебной помощи.

Немалое значение патопсихологические исследования имеют и для решения следующих общепсихологических проблем:

· роль личностного компонента в структуре познавательной деятельности;

· соотношение биологического и психического в развитии человека;

· соотношение развития и распада психики.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.