Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гиппократ

ГИППОКРАТ

 

 

 


Гиппократ

 

Родился в 460 году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречён отцом медицины.

Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом - периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом " Гиппократовом сборнике". С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.

Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э. медицинские рукописи были объединены в " Гиппократов сборник". Таким образом александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III века до н. э.

У Гиппократа было два сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его непосредственным руководством и влиянием. Часть работ " Гиппократова сборника" написана ими.

Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет. Похоронен в Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё во II в н. э. показывали путешественникам.

Наиболее ранними работами Гиппократа считаются " Афоризмы". Можно согласиться с мнением Литтле, что основой этой книги являются личные наблюдения автора, но в них использованы также и некоторые положения жреческой медицины Египта; кроме того, " Афоризмы" представлены в виде восточных мудростей.

В " Афоризмах" указаны проявления плеврита, кишечных кровотечений, непроходимости кишечника, столбняка, поражений почек и т. д. Некоторые из афоризмов поражают тонкостью и глубиной наблюдений.

Например, большинство врачей имеют представление о " лице Гиппократа" при перитоните, описанном в " Афоризмах": " Искажение лица - зловещий признак; менее опасно, если он является в результате бессонницы, голода или желудочного расстройства, лицо, изменившееся от этих причин, поправляется за ночь и день. Будет же оно такое: впавшие глаза, заостренный нос, запавшие виски, стянутые и холодные уши, твердая кожа, желтый или черный цвет. Но если веки и губы, или нос становятся синеватыми, это указывает на быструю смерть".

В " Афоризмах" Гиппократ приводит классификацию заболеваний по возрастам: в молодом, среднем возрасте и в старости.

Влияние египетской медицины в определенной степени прослеживается во взглядах Гиппократа на происхождение и развитие заболеваний. В Египте с его жарким климатом все живое и саму жизнь связывали с влагой, водой. Это не могло не отразиться на общих взглядах при объяснении непонятных тогда явлений о происхождении жизни и заболеваний.

В книге " О природе человека" Гиппократ выступает больше как философ, определяя свое отношение к господствовавшей в то время точке зрения, согласно которой человек происходит из какой-либо одной жидкости: желчи, крови, слизи, которые меняются в зависимости от времени года и возраста человека. Гиппократ считал, что в основе строения человека лежат изменения всех видов жидкости. " Как в течение года преобладает то зима, то весна, то лето, то осень, так и в человеке преобладает то слизь, то кровь, то желчь, сначала желтая, а потом так называемая черная". Исходя из соотношения в организме указанных элементов, Гиппократ приходит к выводу, что " болезни порождаемые переполнением, излечиваются опорожнение, а рождающиеся от опорожнения лечатся наполнением, происходящие от труда лечит покой, а рождающиеся от праздности уничтожаются трудом".

Причину болезни Гиппократ видел в самой природе (влияние богов он не исключал, да это было бы и опасно для того времени). В книге " О воздухах, водах и местностях" он писал: " Однако всякая (болезнь) из них имеет свою собственную природу, и ничто не делается вне природы. И далее: ". вообще, врачу следует по своему благоразумию идти навстречу наступающим болезням, природным расположениям, временам года и возрастам и все напряженное разрешать, а все ослабленное - укреплять, ибо таким путем лучше всего прекращается страдание, и в этом, по моему мнению, заключается лечение". Он придерживался такого принципа: противоположное лечится противоположным. В то же время он отметил, что в одних случаях причиной заболеваний являются эпидемии, в других - образ жизни, поэтому подход врача при лечении больных не может быть одинаковым. Главным принципом выдвинутого им лечения было: " Приносить пользу или не вредить". В зависимости от состояния влаг в организме человека и окружающей природы люди, как считал Гиппократ, разделяются на 4 типа: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. При наивном объяснении причин указанных темпераментов поражает точность описания самих темпераментов. Впоследствии великий физиолог И. П. Павлов в основу деления темпераментов положил тип высшей нервной деятельности. Но для это потребовались столетия.

При рассмотрении взглядов Гиппократа на патогенез заболеваний, его трудов по анатомии человека (" О железах", " О семени и природе ребёнка", " О сердце") можно, конечно, говорить о наивности многих понятий и установок ученого, но они дают нам представление об уровне знаний древних по описанным разделам медицины. Кроме того, к изучению научных трудов исследователей прошедших столетий не совсем справедливо подходить с точки зрения наших взглядов. Прагматический подход здесь не оправдан. При изучении научного наследия любого ученого для нас очень важны идеи его исследований, взгляды на положение своей науки и самого ученого в окружающем мире. С этих позиций работы Гиппократа являются поистине бесценными.

Вопросам диагностики в сочинениях Гиппократа уделено большое внимание. К этому разделу относятся работы: " Предсказания", " Косские прогнозы", " Прогностика". " Предсказания" и " Косские прогнозы" написаны в форме кратких заметок или афоризмов о диагностике различных заболеваний с описанием как их общих проявления (озноб, лихорадка, кома, судороги), так и локализации поражений (лицо, шея, глаза, подреберье и т. д.). Говоря о необходимости ранней диагностики заболеваний, индивидуального подхода при назначении лекарств, Гиппократ в книге " О древней медицине" писал: " Но верную точность редко можно встретить, так как большая часть врачей, кажется мне, испытывает то же, что плохие кормчие. Ошибки этих, если они управляют кораблем в спокойном море, остаются незамеченными, если же их настигает сильная буря и противный ветер, тогда уже для всех делается очевидным, что корабль погиб от их неопытности и по их вине. Таким же образом очень многие плохие врачи, когда лечат людей легко больных, по отношению к которым даже весьма важные допущенные ошибки не приносят никакой опасности, - а многие подобного рода болезни и гораздо чаще, чем опасные, встречаются у людей - и в таких болезнях погрешают, то это бывает скрыто от простых людей, когда же они встретят великую, сильную опасную болезнь, тогда их неумение и ошибки для всех делаются явными."

Наиболее законченным и зрелым произведением Гиппократа является " Прогностика", где он показал себя выдающимся врачом-исследователем. Это вполне объяснимо, так как для решения вопросов прогноза необходимо быть не только хорошим диагностом настоящего состояния больного, но и на основе клинического течения болезни предвидеть дальнейший ее ход. И не случайно в начале работы Гиппократ пишет: " Мне кажется, что для врача самое лучшее позаботиться о способности предвидения. В самом деле, когда он будет предузнавать и предсказывать у больных и настоящее, и прошедшее, и будущее, у всё то, что больные опускают при своём рассказе, то, конечно, ему будут верить, что он больше знает дела больных, так что с большей доверчивостью люди будут решаться вручать себя врачу. А задача лечения наилучше будет совершаться, если он из настоящих страданий предузнает будущие". В этой книге Гиппократ не только указывает на необходимость точного определения для прогноза различных симптомов (изменения лица, глаз, цвета кожи, потливость, положение больного, характер дыхания и пульса; температура кожных покровов, характер пищеварения и выделения). Он отмечает прежде всего значение сочетания симптомов для верного прогноза.

В своих сочинениях Гиппократ поднял ряд новых вопросов, которые разрабатываются и в настоящее время. Например, работы " О воздухах, водах и местностях" и " Эпидемии" посвящены медицинской географии, специальному разделу современной медицины. Влияние местности, климата, ветров, почвы, воды на распространение и течение заболеваний несомненно, и Гиппократ, много путешествовавший в молодые годы, с завидной наблюдательностью описал это в указанных работах. И в самом деле, разве состав воды не влияет на распространение мочекаменной болезни и заболеваний щитовидной железы? Или взять вопросы особенности холодовой патологии в разных районах нашей страны. Разве это не представляет интереса - научного и практического - для медицины? Мы хорошо знаем, что в некоторых районах нашей страны, например, более распространены мочекаменная болезнь, заболевания щитовидной железы, что зависит от состава воды.

Велики заслуги Гиппократа в становлении деонтологических принципах зарождающейся научной медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, и если о специальных работах великого грека, к сожалению, знают не многие врачи, то о принципах клятвы Гиппократа, например, знает почти всё население. В период становления научной медицины " клятва" явилась своеобразным уставом нового поколения врачей, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но одновременно она объединяла врачей того времени в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами. Положение этой " клятвы": ". направлять режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости" остаётся незыблемым в настоящее время. В наш век, когда раздаются голоса о дегуманизации медицины, особенно актуально звучат слова " клятвы" о врачебной тайне: " Чтобы при лечении - а также без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной". Этой же проблеме посвящены такие работы Гиппократа, как " Закон", " О враче", " О благоприличном поведении", " Наставление". В статье " Закон", выступая против посредственности в медицине, он писал о врачах, что " по званию их много, на деле же - как нельзя менее". В работе " О враче", указывая на необходимость аргументированности, обоснованности суждений врача у постели больного отмечал, что ". поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывает весьма полезны, презираются".

Говоря о необходимости профессиональной подготовки хирурга и вреде невежд в этой области, великий ученый писал: " А стыдно через операцию не достигнуть того, чего желаешь". В подготовке хирурга он основное внимание уделял не технической стороне проведения операции, а диагностическому процессу в деятельности врача. " Только тот кто будет иметь знания признаков правильно приступит к хирургии".

В работе " О благоприличном поведении" Гиппократ говорит не только о правилах поведения врача в обществе, но и о положении медицины в системе других наук и связи медицины с философией. " Ведь врач философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для мудрости всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства."

Долгое время идёт полемика (продолжается она и сейчас): к чему относится врачевание, к науке или искусству? Со всей определенностью уже тогда отметил, что врачевание может стать действительно искусством после длительной, целенаправленной, постоянной учебы и кропотливой работы. " Поэтому должно вообще стоять на том, что действительно происходит, и заниматься этими делами немалое время, если кто хочет приобрести себе эту легкую и безошибочную способность, которую мы зовём врачебным искусством. Ведь она принесёт величайшую пользу, как больным, так и тем, которые занимаются с ними. И не нужно стесняться разузнавать от простых людей, если что покажется полезным для удобства лечения, ибо я думаю, что всё искусство в целом так было обнаружено, что наблюдался конец в каждом отдельном случае и всё было сведено к одному и тому же выводу. Поэтому должно обращать внимание на случайные обстоятельства, которые встречаются на каждом шагу, и делать дело с пользою и тактом, а не с предвозвещанием и аналогиями во время самого действия".

В наставлениях для врачей Гиппократ высказался и за необходимость коллегиальных решений вопросов диагноза и лечения затруднительных случаев. Он писал, что нет ничего постыдного в том, что врач испытывающий затруднение в диагностике и лечении просит созвать консилиум. Словно к грядущим поколениям обращены его слова: " Я с клятвою заверяю, что никогда осуждение врача, должно возбуждать зависти другого, это значило бы показать свою слабость.".

Важное место в сочинениях Гиппократа отводится научной работе врача. Он начисто отвергает дилетантский подход к возможности научных открытий и утверждает значение исторического изучения того или иного вопроса. " А мне кажется, что стремление и задача знания состоит в том, чтобы находить нечто ещё не найденное, то именно, что будучи открытым, много лучше неоткрытого, а также точно доводить, до конца сделанное наполовину". И далее: ".в медицине уже с давнего времени всё имеется в наличии, в ней найдены и начало, и метод при посредстве которых в продолжении долгого времени многое и прекрасное открыто, и остальное вслед за этими будет открыто, если кто-нибудь, будучи основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого к исследованию. Напротив, тот, кто, отвергший и презревший всё это, приступает к новому пути или способу искания и утверждает, что он открыл нечто, как сам обманывается, так и других обманывает, да и в самом деле это невозможно".

Большое внимание великий врач уделял просветительской деятельности, которую он считал, неотъемлемой частью работы зрелого в профессиональном и гражданском понимании этого слова врача. Так, в наследии Гиппократа особое место занимает его книги: " О природе человека", " О здоровом образе жизни", " О страданиях", " О священной болезни" и др., написанные в популярной форме, доступные неспециалисту в медицине. Гиппократ был высокообразованным человеком. Он поддерживал связь с выдающимися людьми того времени и находился в определённой степени под их влиянием. Сохранилось письмо выдающегося философа Демокрита к Гиппократу, в котором в частности он писал: " Необходимо всем людям знать медицинское искусство, Гиппократ, и особенно, тем, что получил образование и искусен в речах, ибо это в одно и тоже время прекрасная и полезная вещь для жизни, поскольку, как я думаю, знание философии является сестрой медицины и живёт с ней под одной и той же кровлей.". И далее: " Действительно философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет тело от болезней. Ум возрастает, пока имеет здоровье, забота о котором, прекрасное дело здравомыслящих, но когда телесное состояние повреждено, ум не имеет даже охоты заботиться о добродетели, ибо наступившая боль ужасным образом омрачает душу, вовлекая в страдание разум".

Можно полагать, что книга " О страданиях" написана в определённой степени под влиянием подобных убеждений, рассчитанная на широкую публику, она сообщает такие сведения о болезнях их лечении, которые нужно знать малосведущему в медицине человеку, чтобы при определённых обстоятельствах оказать себе помощь. Знаменательно начало книги: " Всякий здравомыслящий человек, сознавая, что для людей здоровье дороже всего, должен учиться помогать себе в болезнях собственным суждением, распознавать также, что говорят ему врачи и предписывают для его тела, знать всё это в той мере, которая подобает частному человеку". Разбирая причины заболеваний, ученый указывает на пищу и питьё, усталость и раны, обоняние, слух, зрение, половые сношения, тепло и холод. Развивая положение о необходимости распространения медицинских знаний среди населения, Гиппократ отмечает: ".важно также, чтобы простой человек способствовал собственным своим суждениям тому, что говорит и делает врач".

В книге " О страданиях" особенно ценны разделы, посвящённые применению диеты при лечении, а также описание применения тепла, холода, компрессов при различных заболеваниях.

Просветительская деятельность и отсутствие страха перед осуждением корпорации врачей относительно разглашения " тайн врачевания" принесли Гиппократу широкую известность. Эти мысли великого ученого о медицинском просвещении населения не устарели и сейчас и получили дальнейшее развитие. В настоящее время ликвидация медицинской безграмотности играет важную роль в утверждении здорового образа жизни, профилактике травматизма и многих заболеваний.

Гиппократ прославился и как врач-практик. При лечении больных он пользовался следующими средствами: 1) диетотерапия; 2) лекарственными препаратами; 3) бальнеотерапией; 4) лечебной физкультурой, 5) внушением, 6) скальпелем. Созданная им лечебница состояла из гимнастического зала, водолечебницы с бассейном, операционной. Что касается диетотерапии, то о значении, которое он ей придавал, можно судить даже по названиям его работ: " О диете при острых заболеваниях", " О диете". Книга " О здоровом образе жизни" посвящена диете для здоровых людей в различные времена года с учётом конституции и желанием похудеть или, наоборот, пополнеть. Он широко использовал лекарственные препараты растительного происхождения.

Как видно из приведённого не так уж мало было в расположении у Гиппократа средств, способствующих сохранению здоровья пациентов, и они были направлены в первую очередь на усиление защитных сил организма при различных страданиях, на его укрепление. А разве не это линия является стратегической в современной медицине?

Указанная направленность практической деятельности снискала Гиппократу славу выдающегося врача современности и всех последующих веков. Наука интернациональна с этим сейчас никто не спорит. Но ученый как представитель своей нации может добиться интернациональной известности только будучи патриотом своего народа, своей родины. Гиппократ был патриотом греческого народа. Когда его пригласил к себе на службу персидский царь Артаксеркс, суля ему несметные богатства он категорически отказался. Поэтому поводу он писал своему народу: " Я имел бы позор от богатства царя и от изобилия враждебного моему отечеству, я обладал бы ими подобно тому, кто стал бы опустошителем городом Греции. Богатство не есть приобретение денег отовсюду ибо великие святыни добродетели, которых справедливость не закрывает но делает видимыми". И далее: " Счастливы народы, которые знают, что превосходные люди служат им защитой - не башни и не стены, но мудрые советы мудрых людей".

Ещё совсем недавно в период переломных моментов развития медицины, когда собственный фактический материал не мог быть объяснён господствующими теориями медицины, а передовые достижения не осваивались по субъективным или объективным причинам, пессимисты от медицины провозгласили лозунг: " Назад к Гиппократу". Нельзя признать и лозунг оптимистов: " Вперёд с Гиппократом". Не ценить интеллект, не признавать и не использовать достижения отдельных личностей - ошибка, дорого обходящаяся обществу, но обожествлять какую-либо личность в любой отрасли человеческих знаний не менее вредно, ибо это задерживает поступательное развитие общества, обязывает его на застой. Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что достижения прошлых поколений могут и должны быть лучом, направленным в грядущее.


ВЫВОД:

Гиппократ великий ученый всех поколений. Он внес свой вклад во все науки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постмодернистская методология и эпистемология в социально-гуманитарных науках. | Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.