Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика ученого в социально-гуманитарном исследовании.




Этос – совокупность основных этических правил.

Особенности научно-технической революции не могли не оказать влияния и на постановку этических проблем современного естествознания. в частности на отношение ученых к проблеме ответственности. Как постановка, так и решение проблемы ответственности естествоиспытателя находятся в прямой зависимости от более общей проблемы взаимоотношения науки, морали и этики.

Для обозначения максимально широкого круга философско-методологических и социологических проблем. отражающих разносторонние аспекты этого взаимодействия, употребляют термин “этика науки”.

Этика ученого - более узкое по своему объему понятие. чем этика науки. поскольку она охватывает преимущественно регулятивистские аспекты действия морали в науке. обосновывает профессиональную мораль ученых и является частью, одним из аспектов этики науки.

В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные разумеется к особенностям научной деятельности.

Во-вторых, этические нормы служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первый из них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание, как истину либо, как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результаты были новыми знаниями и так или иначе логически, экспериментально и пр. - обоснованными. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом (Фролов, 1989,с.407).

*Этос – совокупность этических правил.Р.Мертон сформулировал 4 основных принципа морали ученого.

· Universalism (Универсализм). Утверждения науки справедливы везде. Принцип универсальности науки. Ценность научного вклада независимы от личностных характеристик ученого. Признание равных прав на занятие наукой. ( принцип универсализма действует везде. Все науки равны между собой. Все утверждения должны быть истинны всегда. Признание равных прав на занятие наукой)

· Communality (Коммунальность). Ученый должен передавать свои труды в общее пользование и подвергать ее критике научного сообщества. Научное открытие является продуктом всего научного сообщества.

· Organized skepticism (Организованный скептицизм) Подвергай все критике. (стремиться к истине и не ждать за это материального блага)

· Disinteresity (Незаинтересованность) Независимость. (подвергать любую истину детальному анализу)

 

Рекомендации Мертона

ü Ученый должен быстро передавать результаты коллегам, но не торопиться с публикацией.



ü Ученые не должны поддаваться научной моде

ü Должны защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заявления.

ü Ученый должен помнить, что знание универсально и любое открытие делает дань нации, в рамках которой оно было совершенно.

Особое место занимают проблемы этики учёного. Здесь наиболее важными являются проблемы авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято жёсткое отношение за совершение плагиата или фальсификации. Тех, кто этим занимается, изгоняют из научного сообщества. Для исследований, претендующих на научный статус строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. В сферу этики науки попадают и проблемы повседневного бытия: Т. Парсонс отмечает необходимость адекватных взаимообменов с обществом, позволяющих членам научных сообществ обеспечивать свою жизнь за счёт только своих профессиональных занятий. Этическое регулирование науки оценивается сегодня, как жизненная необходимость и является важной предпосылкой для будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества моральной современной науки. Учёный должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал