Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы изучения ценностных ориентаций






1.1 Понятия «ценность» и «ценностная ориентация

 

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что исторически понятие ценности появилось сравнительно поздно. Первое определение понятию ценностей дал польский психолог Флориан Знанецкий. Произошло это в 1918 г., когда им в соавторстве с У. Томасом была издана работа «Польский крестьянин в Европе и Америке» [25, с. 300]. Но для культуры любого времени, человека любой эпохи всегда существовало что-то особо значимое и ценное, поэтому рассмотрим подходы к понятию «ценность» и «ценностных ориентациях» в разные исторические периоды и с точки зрения различных сфер научного знания.

Как уже было отмечено, впервые понятие «ценность» ввели представители чикагской социологической школы Ф. Знанецкий и У. Томас. Так, согласно данным авторам, «...ценность – это любой факт, имеющий доступные членам некой социальной группы эмпирическое содержание и значение, исходя из которых, он есть или может стать объектом деятельности» [6, с.493].Таким образом, для У.Томаса и Ф. Знанецкого ценность – любая вещь, способная вызвать импульс к социальной деятельности, при понимании им социальной деятельности как наиболее общей (интегральной) потребности (или интегрального интереса) человека. Можно отметить, что такое понимание ценности представляется сугубо позитивистским, поскольку предполагает, что ценности не существуют сами по себе, а являются лишь другим наименованием потребностей и интересов.

Одним из первых проблематику ценностей в социологию ввел М. Вебер. Социолог отмечал, что ценностное действие соответствует «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг индивид. Согласно М. Веберу, ценностно-рационально действует тот, кто руководствуется своими убеждениями о важности того или иного предмета или явления. Кроме того, ценности выступают не только мотивом человеческого поступка, но и служат фундаментальными нормами любых видов действий [1, с. 628].Согласно Веберу, ценность представляет собой то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни и что мы принимаем во внимание. Она — способ человеческого мышления. Подобно кантовским категориям «пространства» и «времени», ценность у Вебера дает человеку возможность упорядочить, структурировать «хаос» своих мыслей, впечатлений и желаний. Это «чисто логический метод осмысления мира», одинаково свойственный и ученому, и обывателю [28, c. 26].

На проблему ценностей, взаимовлияния ценностно-нормативных систем личности обратил внимание Э. Дюркгейм. Согласно Дюркгейму, система ценностей общества выступает в виде совокупности ценностных представлений отдельных людей. Дюркгейм полагал, что шкала ценностей оказывается независимой от индивидуальных и переменных оценок индивидов. Люди принимают от общества уже устоявшуюся ценность, к которой они должны приспосабливаться. Он выделял следующие ценности: экономические, нравственные, религиозные, эстетические, метафизические. Усвоенные из этих систем ценности выступают в качестве индивидуальных и коллективных ориентиров действия людей.

Дюркгейм в какой-то мере признает трансцендентный характер ценностей, но саму эту трансцендентность трактует, если можно так выразиться, в «имманентном» духе, редуцируя ее к обществу. С другой стороны, само общество в его интерпретации выступает не только как эмпирическая, но и в значительной мере трансцендентная и сакральная реальность, источник и вместилище всех высших ценностей. Эти ценности Дюркгейм, будучи непоколебимым рационалистом, считает доступными и подлежащими научному описанию и объяснению. В конечном счете, даже самые высокие ценности, с его точки зрения, основаны на реальности, проистекают из нее [7].

Понятие «ценность» у П. Сорокина является базовым в его теоретической системе, а «ценностное качество» как единство норм, знаний и ценностей – основополагающим фактором в построении любого типа общества. По мнению социолога, «ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» [4, с. 429]. Любая культура может содержать как ничем не связанные явления, так и единство, все составные части которого выражают одну главную ценность. Каждая культура имеет свое аксиологическое ядро. Три типа культурных суперсистем выделял П. Сорокин – чувственный, идеациональный и идеалистический. Культура не может развиваться долго на одном и том же ценностном фундаменте. Переходы от одного типа культуры к другому сопровождаются кризисами, ломкой старых образцов и идеалов, утверждением новых [17].

Американский социолог и психолог Милтон Рокич определяет ценность как: «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования»[36, с.7].

По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

— истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

— влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

— общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

— все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

— ценности организованы в системы.

М. Рокич также выделяет два вида ценностей по функциональному признаку, ценности – цели и ценности – средства:

1) терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться);

2) инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точки зрения предпочтительным в любой ситуации) [36].

Перейдем к рассмотрению понятий ценность и ценностные ориентации в рамках российской социологической науки.

Изучение ценностей и ценностных ориентации в нашей стране началось благодаря исследованиям таких ученых какВ.А. Ядов, А.Г.Здравомыслов, Г. М.Андреева и т.д. с середины 1960-х гг. Чаще всего ценности затрагивали в связи с изучением потребностей личности, их классифицированием и изменением во времени.

С точки зрения Г.М. Андреевой, ценности представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования. Они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности, в частности, других людей, а также и самого себя. В то же время ценностные представления являются категориями, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а, следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает мир через призму ценностей, т. е. ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира. Восприятие и познание человеком социальной действительности не может быть внеценностным, поскольку не может быть внесмысловым [3].

По словам Ф.Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой» [11, с. 34]. Он отмечает в этой связи, что ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развитии, т.е., ценностные ориентации, являясь психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему [3].

В.Б. Ольшанский дает следующее определение ценностей: " Ценности своеобразные маятники, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано - либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации» [36, c. 13].

На двойственный характер ценностей указывает и Ю.А. Шерковин. Ценности становятся фактом сознания благодаря опыту. Поскольку природа опыта социальна и одновременно индивидуальна, ценности также приобретают двойственный характер.

По мнению Ю.А.Шерковина, социальные ценности имеют двойное значение. Во-первых, они являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру [44].

С.Л. Рубинштейн определяет ценности двояким образом: 1) ценности как объекты и явления жизненного мира, приобретшие для личности высокую значимость, жизненный смысл (онтологический аспект); 2) ценности как смысловые структуры внутреннего мира личности, проецируемые в сознание в виде идеалов (онтический аспект). Многие ценности имеют социальное происхождение и депонируют совокупный смысловой опыт взаимодействия людей с окружающим их миром. В процессе жизнедеятельности личность интериоризирует социальные ценности, которые превращаются в личностные ценности и встраиваются в структуру смысла жизни. «Ценности не первичны. Не с них надо начинать анализ: они производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, что значимо для человека. Ценность – значимость для человека чего-то в мире. К ценностям, прежде всего, относится идеал –идея, содержание которой выражает нечто значимое для человека» [58, с. 369]. Тем самым Рубинштейн указывает, что так называемых «трансцендентных ценностей», изъятых из контекста жизнедеятельности общества или отдельного индивида, не существует. В этом заключается самое существенное расхождение концепции смысла жизни С.Л. Рубинштейна с концепциями экзистенциальных психологов [33].

По мнению В.П. Тугаринова, «ценности – это предметы, явления, нужные людям в качестве удовлетворения потребностей и интересов». Подобным образом и В.С.Бакиров утверждает, что «в социальном человеческом бытии ценности соответствуют объективным потребностям общественного прогресса» [27, c. 216].

О.Г. Дробницкий следующим образом определяет ценность. «Ценность», пишет он, это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного осознания (субъективные ценности, или ценности сознания) [45].

В 1995 г. в коллективной работе петербургских социологов О. Крокинская трактует специфику ценности как силу, существенно определяющую «особенности сознания, мировоззрение и поведение любого субъекта - будь то отдельный человек или групповые общности разного уровня и масштаба. На основе ценностей, которые они принимают или исповедуют, люди строят отношения, определяют приоритет и критерии, выдвигают цели деятельности, занимают политические позиции» [19, c. 38].

Существуют разные определения ценностных ориентаций. Hапример, согласно В.Б. Ольшанскому, это устремление личности или группы к различным формам социальной значимости.

По мнению А.Г. Здравомыслова, ценностные ориентации это важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленный жизненным опытом индивида. Они отграничивают существенное и важное для данного индивида, от несущественного, выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [1]. Направленность личности на те или иные ценности – по В.П.Тугаринову - составляет ее ценностные ориентации. Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы [34].

Как отмечает А.Г. Здравомыслов, специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действия распространяются не только на высшие структуры сознания, но и на те которые обозначаются обычно как подсознательные структуры [45].

В.А. Ядов рассматривает ценностные ориентации как центральное звено личности, определяющее ее отношение к обществу, социальной группе самой себе. Его подход предполагает формирование структуры ценностных ориентаций у человека на протяжении многих лет. По мнению В.А. Ядова, система ценностей позволяет прогнозировать общую направленность поведения. Вместе с тем степень совпадения ценностей и реального поведения может колебаться, то есть ценности не всегда непосредственно управляют поведением и поступками[34].

И.А. Сурина полагает, что «ценностные ориентации – это оценочное отношение личности или группы к совокупности материальных и духовных благ, которые понимаются как предмет (или его свойства), цели и средства для удовлетворения потребности личности (группы)» [21, с.22].

У Д.И. Фельдштейна «ценностные ориентации - это интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды. Возможность избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации»[41, с.12].

В.Г. Алексеев считает, что ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [1, c. 34].

Некую обобщенную позицию по ценностным ориентациям, на которой стоят многие и отечественные, и зарубежные исследователи, формулирует Д.А. Леонтьев: «Ценностные ориентации – это сознательные убеждения или представления субъекта о ценном для него». При этом Д.А. Леонтьев отделяет так определяемые ценностные ориентации от реального «ценностного поведения» индивида, которое хотя и мотивируется, регулируется ценностями, но такая ценностная регуляция не отражается в сознании индивида. Так что реальное «ценностное поведение» может быть у индивида одним, а декларируемые им ценностные ориентации – иными [21, с.23].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.