Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти.






Федеральный орган исполнительной власти — это гос. орган, который осуществляет полномочия РФ в определенных специальных сферах госуд. управления (н-р, внешняя торговля, юстиция, оборона и др.). Федеральный орган исполн. власти осуществляет свои функции на всей территории РФ и обычно имеет двухступенчатую структуру, которую образуют:

1) центральный орган исполнительной власти (Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и др.);

2) территориальные отделения федерального органа исполнительной власти (Управление юстиции, Управление внутренних дел (УВД) в краях, областях, районах и т.д.).

В 2004 г. была начата крупная реформа системы федеральных органов исполнительной власти, цель которой заключалась в повышении эффективности работы системы государственного управления, исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также в централизации управления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

Направлением деятельности федеральных министерств является координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

1) Утверждает ежегодный план и показатели деят-ти федер. служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

2) В носит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

3) Вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов касающихся деятельности федер. служб и федер. агентств;

4) Имеет право отменить противоречащие федер. законодательству решения федерального агентства, федеральной службы;

5) Назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:

- по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

- специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере следующие функции:

- по оказанию государственных услуг; - по управлению государственным имуществом.

 

 

27.Основы конституционного строя РФ: понятие, элементы.

Под основами конституционного строя понимаются фундаментальные устои общества и государства, главные принципы, реализация которых направлена на становление в нашей стране правового государства.

Можно выделить следующие элементы, (гл. 1 Конституции РФ)

1. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, ст 4). Это способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2, ст. 6). Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции РФ, ст. 2 которой рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым, выдвигая личность на передний план.

3. Народовластие (ст. 3, 12). В ст. 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на определенных им же условиях.

4. Федерализм (ст. 5). РФ является федеративным государством, территория. Федерализм в РФ обусловлен рядом причин:

1) огромной территорией; 2) спецификой экономического развития отдельных регионов;

3) этническим многообразием населения; 4) социокультурными различиями.

5. Социальное государство (ст.7). Главное назначение социального государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9). РФ признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечивая их равную правовую защиту.

7. Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ). Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ – Правительство РФ – Судебные органы РФ), так и по вертикали (федеральные органы власти – органы государственной власти субъектов РФ).

8. Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ), Предполагает наличие множества мнений, т.е. различных суждений, взглядов на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы всех политических сил с помощью легитимных средств.

9. Светскость российского государства (ст. 14). Это означает полное невмешательство государства в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, и др.).

10. Целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ (ст. 15, 16). Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость конституционного строя РФ.

 

28.Основы правового статуса человека и гражданина: понятие, структура, принципы

Под правовым статусом человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей.

Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение имеет конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, и т.д), конституционные обязанности. Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом. Каждый гражданин на территории РФ обладает всеми правами и свободами (и несет равные конституционные обязанности). Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Конституция РФ, закрепляя основы правового статуса человека и гражданина, исходит из гарантированности прав и свобод.

Конституционный статус личности основывается на следующих принципах:

1) человек его права и свободы - высшая ценность; 2) граждане имеют свои права и свободы от рождения; 3) граждане имеют равные права; 4) основные права и свободы граждан не отчуждаемы; 5) основные права и свободы гарантированны государством.

На конституционных принципах правового статуса личности базируется вся система прав и свобод человека и гражданина. Это следующие принципах правового статуса личности.

1.Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, закрепление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2).

2.Признание приоритета общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 17) как основополагающих для всей системы прав и свобод.(принципы и нормы Всеобщей декларации прав человека (1948 г.).

3.Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина, их принадлежность каждому от рождения (ст. 17). Означает что Основные права и свободы не могут быть ограничены без законных оснований. (при введении военного положения)

4.Принцип равноправия. (ст. 19) Это 1) равенство всех перед законом и судом, 2) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, и т.д, 3) равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации.

5.Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Это социально-экономические, политические, юридические и идеологические гарантии. Конституция закрепляет государственную защиту прав и свобод; именно государство выступает главным их гарантом






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.