Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избирательный процесс.






Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7) голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Избирательный процесс включает в себя несколько стадий.

1. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом РФ.

Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который была избрана ГД предыдущего созыва. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее, чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия.

2. На этапе регистрации избирателей составляются списки избирателей. Списки составляются соответствующими избирательными комиссиями. Основанием для регистрации избирателей является факт нахождения места жительства гражданина РФ на соответствующей территории.

3. Образование избирательных комиссий. Основными полномочиями избирательных комиссий являются: - составление списков избирателей; - образование избирательных округов; - регистрация кандидатов; - организация голосования; - определение результатов выборов; - рассмотрение жалоб субъектов избирательного процесса.

4. Образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные округа это территориальные единицы, образуемые с целью объединения граждан для избрания кандидатов на выборные должности. В РФ избирательные округа могут быть одномандатными, когда в округе избирается один кандидат, многомандатными, избираются два и более кандидата. Избирательные участки это территориальные единицы, образуемые с целью объединения граждан общим местом голосования.

5. На этапе выдвижения и регистрации кандидатов определяется круг лиц, которые будут баллотироваться на выборные должности.

6. Предвыборная агитация. Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов, за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до голосования.

7. Этап голосования. Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. О времени и месте голосования комиссии обязаны оповестить избирателей за 20 дней до дня голосования через СМИ или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования —не позднее, чем за 5 дней до дня голосования.

8. На заключительном этапе избирательного процесса осуществляется подсчет голосов избирателей, определение и опубликование результатов выборов.

 

8. Источники Конституционного Права: Понятие, Классификация, Иерархия.

Источником КП понимаются способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет конституционного права. Источниками КП России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

1. Конституция РФ — главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой.

2. Конституции республик, находящихся в составе РФ. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом.

3. Статус других субъектов РФ — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

4. Законы РФ:

- 4.1 ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке. (принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов);

-4.2 ФЗ принимаются Гос Думой и одобряются Сов Фед, подписываются и обнародуются Президентом. Закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

5. Указы и распоряжения Президента РФ. Обладая широкими полномочиями, Президент реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.

6. Постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента

7.. Законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации

8. Договоры и соглашения, заключаемые РФ с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации.

Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

Виды источников конституционного права России:

1. международные акты, например Всеобщая декларация прав человека (принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);

2. Конституция РФ от 12 декабря 1 993 г.;

3. федеральные конституционные законы: а) ФКЗ от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.); б) ФКЗ от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) и др.;

4. внутригосударственные договоры, например Федеративный договор (договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. и др.;

5. федеральные законы: а) ФЗ от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1 996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.); б) ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.; 5) законы РФ, например Закон РФ от 28 ноября 1991 г. 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) и др.;

6. законы бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;

7. указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»; б) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и др.;

8. постановления Правительства РФ, например постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. 693 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии» (c изменениями от 3 апреля 1997 г., от 8 августа 2003 г.);

9. решения и постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, например постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.

 

 

9. Конституционное право как отрасль права: Понятие, Предмет, Методы и Система.

Конституционное право РФ - одна из ведущих отраслей Российского права, включающая в себя совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия человека и государства.

Предмет конституционного права РФ составляют важные общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия человека и государства:

1) Общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ.

2) Складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.

3) Присущие реализации прав и свобод человека и гражданина.

4) Вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ.

5) В сфере местного самоуправления.

Метод конституционного права как отрасли российского права - совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства.

Система методов:

Дозволение: «Каждый может свободно выезжать за пределы РФ»

Запрещение «Никто не может присваивать власть в РФ»

Обязывание: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы

Система конституционного права как отрасли российского права - это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.

Система КП:

Конституционно-правовые институты, такие как:

1) Институт основ конституционного строя. 2) Институт основ государственного устройства.

3) Институт государственной власти. 4) Институт местного самоуправления.

5) Институт основ правового статуса личности. 6) Институт гражданства РФ.

 

 

10. Конституционное судопроизводство: общая характеристика.

Конституционное судопроизводство – процессуальная деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел в пределах его компетенции.

Конституционное судопроизводство начинается с запроса уполномоченных лиц в Конституционный Суд РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладают: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации ФС РФ; 3) Государственная Дума ФС РФ; 4) члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы ФС РФ в количестве 1/5 от общего числа членов соответствующей палаты Федерального Собрания; 5) Правительство РФ; 6) Верховный Суд РФ; 7) Высший Арбитражный Суд РФ; 8) органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционное судопроизводство осуществляется в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ, принятые на заседаниях, правомочны только в присутствии не менее чем от общего числа судей Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ осуществляет свои полномочия в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда.

На пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ основных законов субъектов РФ; 2) дает толкование Конституции РФ; 3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) решает иные вопросы по регламентированию деятельности Конституционного Суда РФ.

На заседаниях палат Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Федерации и органов государственной власти ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ; 2) разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционное судопроизводство всегда осуществляется коллегиальным составом судей в открытых судебных заседаниях. Допускается транслирование заседаний Конституционного Суда РФ по особо значимым вопросам.

В результате судебного разбирательства Конституционный Суд выносит постановление. Постановления Конституционного Суда РФ носят нормативный характер и являются источником конституционного права, т. е. на них должны опираться все субъекты правоотношений при истолковании Конституции и законов РФ.

В соответствии со ст. 53 ФКЗ " О Конституционном Суде РФ" сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

1) заявители - органы и должностные лица, направившие в Конституционный Суд обращение; 2) органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; 3) государственные органы, компетенция которых оспаривается. Участниками конкретного процесса выступают свидетели и эксперты

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.