Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспозиция






ЛЕКЦИИ ПО АНАЛИЗУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

СОНАТНАЯ ФОРМА.

Форма, основанная на контрасте двух разделов (тем), которые при первоначальном изложении контрастируют тонально (чаще всего и тематически), а в репризе повторяются тонально сближаясь. Это называется – сонатный конфликт и его преодоление и является основным признаком сонатности (второй признак – присутствие разработки, но это признак не обязательный – есть много исключений).

Эта форма, сформировавшаяся в творчестве Венских классиков (уже у Гайдна) и используемая до нашего времени, - самая диалектичная из всех музыкальных форм (диалектика – развитие), т.к. она даёт не только сопоставление тем, но и их взаимодействие, конфликт – и выводы из этого конфликта. Поэтому – это не только самая распространённая форма в музыке, но и сфера её применения – самые крупные, значительные жанры: симфония, соната, концерт, квартет (и любой камерный ансамбль), увертюра – оперная или симфоническая.

В полной сонатной форме три крупных раздела:

Экспозиция Разработка Реприза

А В А1

(иногда бывает Вступление, часто завершает форму Кода)

ЭКСПОЗИЦИЯ

Раздел, посвящённый изложению тем. Надо иметь в виду:

1.При анализе экспозиции прежде всего необходимо ориентироваться по тональному плану, т.к. границы разделов и тем часто не совпадают, т.е. они не отделены кадансами – форма стремится к текучести, к сквозному развитию.

2. Следует различать понятия: «раздел формы» и «тема». Например, Главная партия как раздел формы может быть только в начале экспозиции и в репризе, а тема её может «путешествовать» по всем разделам формы (как, например, главная тема симфонии Моцарта №40, g-moll). Разделов всего 4: Главная партия (Гл.п.), связующая партия (Св.п.), побочная партия (П.п.) и заключительная партия (З.п.). При их описании целесообразно начинать с тонального плана, а затем говорить о форме и тематизме.

I. Гл.п. – раздел, посвящённый изложению темы в главной тональности. Внутри раздела могут быть отклонения и модуляции (например, Бетховен – сонаты №16, 17, 21, 23), но всегда с возвратом в основную тональность. Если же пошла «безвозвратная» модуляция, то этот момент уже является началом Св.п.. В этом случае Гл.п. – незамкнута (например: Моцарт Соната №8 a-moll I часть, Симфония g-moll I часть, Бетховен Соната №1 I часть и финал). Если же есть полный каданс в главной тональности, такая Гл.п. называется замкнутой.

При незамкнутой Гл.п. обычно сочетается одна структура и две функции (Гл.п. – изложение темы и Св.п. – переход)

По форме Гл.п. чаще всего период, иногда – трёхчастная форма (очень характерно для Чайковского – IV симфония, «Ромео и Джульетта», у Бетховена – соната № 16 I часть. Для этих трёхчастных форм характерна динамическая реприза, без каданса переходящая в св.п., т.е. такие Гл.п. обычно не замкнуты). Периоды эти сильно отличаются от периодов малых форм – они редко бывают повторного строения, обычно состоят из двух и более кратких тематических элементов, более или менее контрастных между собой. Дело в том, что Гл.п. – это тема–толчок, импульс к дальнейшему развитию, она должна быть пригодной для разработки. Иногда Гл.п. совмещает две функции – изложение первой темы (основная функция) и Вступления (дополнительная функция) Для действенных, драматичных сонат характерен контраст двух антагонистических элементов (Моцарт Сонаты №7 C-dur, №14 c-moll, №17 D-dur, Симфония №41 C-dur, Бетховен Сонаты №5 c-moll, №16 G-dur. №17 d-moll). Если у Моцарта здесь «оперный» принцип, спор двух персонажей, затем чаще всего приводящий к «примирению», то у Бетховена более сложное взаимодействие антагонистических начал – тезиса и антитезиса – при дальнейшем углублении конфликта). В жанровых или пасторальных сонатах часто более двух тематических элементов, которые не столько контрастируют, сколько дополняют друг друга (Бетховен Сонаты №6 F-dur, №9 E-dur)

Двухчастная форма (с репризой или без) для первых частей сонаты или симфонии не характерна, встречается в финалах, где сонатная форма сочетается с жанровым тематизмом – например, Моцарт Симфония №40 g-moll, финал

2. Связующая партия (Св.п) – раздел, осуществляющий переход от Главной партии сонаты к её второй теме (Побочной партии). Прежде всего, это переход тональный, чаще всего – цепь модуляций. Тональный план связующей партии может быть как лаконичным, так и развёрнутым, что диктуется прежде всего художественными задачами. Например, в сонате Моцарта №12 F-dur переход от главной тональности к до мажору Побочной осуществлён через d-moll, c-moll, As-dur, т.е. не «впрямую» - очевидна задача дать ладовый контраст между двумя мажорными темами.

Тип изложения в Св.п. в основном развивающий, она не имеет чёткой формы. Но в ней могут быть выделены три раздела: 1. Дополнение к Гл.п. (может быть только в том случае если Гл.п. замкнута). (Как известно, дополнение это ряд построений, примыкающих к периоду, подтверждающих его тональность, завершающихся полным кадансом в той же тональности и основанных на заключительном типе изложения) Некоторые аналитики относят этот раздел к Главной партии (как бы её вторая часть). Это вопрос не принципиальный – критерием здесь может служить тематизм этого раздела. Если у Гайдна это чаще всего так называемый «барабанящий бас», т.е. череда каденций, у Моцарта – ещё один «персонаж» (новая тема – см. ту же сонату F-dur), то у Бетховена – развитие (разработка) интонаций основной темы – Соната №5 c-moll. В этом последнем случае возможно отнести этот раздел к Гл.п. 2. Модулирующий раздел – название говорит само за себя. 3. Предыкт к Побочной партии, т.е. её доминантовая подготовка, каденцирование на D основе. Иногда (чаще у Гайдна и Моцарта) встречается так называемый «старинный предыкт», основанный на D главной тональности, что позволяет не менять его в репризе. (У Бетховена – крайне редко, например Соната №3 C-dur)

Тематически Св.п. обычно менее яркая чем основные темы (основана на так называемых «общих формах движения», т.е. на пассажах, секвенциях). Это – момент «тематической разрядки». Однако, есть много исключений: Моцарт часто вводит в этот раздел так называемую «промежуточную тему» (ещё один «персонаж»). Чтобы отличить такую тему от Побочной партии надо знать, что в репризе она либо отсутствует (Соната №14 c-moll), либо не меняет тональности (Соната №18 B-dur) У Бетховена, как уже было сказано, здесь первоначальная «разработка» интонаций Гл.п. – так осуществляется типичное для него сквозное развитие (Сонаты №5, №8 и многие другие).

3.Побочная партия (П.п.) – второй основной персонаж «сонатного действа». Главный признак – побочная тональность, которая обязательно меняется в репризе. У классиков это D для мажора и параллель для минора. В музыке более поздних времён выбор тональности более свободный. Если Гл.п. «тема-толчок», импульс к развитию, то П.п. – «тема-итог», к которой стремится всё развитие экспозиции. Она тщательно подготовлена: предыктом, цезурой, иногда и небольшим вводным мотивом. Её сфера чаще всего лирика, тема развёрнута, ей свойственно широкое мелодическое развитие (часто в ней не одна, а две или три темы). Тип изложения – вторичная экспозиционность, которая нарушается в процессе развития: чаще всего ближе к концу раздела возникает обширная кульминационная зона (так называемая «зона перелома» или «сдвиг»). В этом разделе исчезает плавная мелодическая линия, включаются «общие формы движения», иногда наблюдается «прорыв» интонаций Гл.п.) Это – главная кульминация экспозиции, фактор её единства. Очень яркий пример – экспозиция Сонаты №5 Бетховена. Не всегда «зона перелома» бывает выражена столь ярко – иногда её нет вообще, в других случаях это лишь оживление ритма и пульсации. Особенно ярко она проявлена в драматических сонатах. У венских классиков П.п. всегда заканчивается полным совершенным кадансом в своей тональности. Эту традицию впервые нарушил Глинка (обе оперные увертюры), затем многие другие композиторы; особенно это характерно для симфоний Шостаковича.

4. Заключительная партия (З.п.). Это дополнение или ряд дополнений к Гл.п. Главный признак – каденцирование с опорой на Т, т.е. заключительный тип изложения. Т.о. экспозиция заканчивается в побочной тональности. Тематизм здесь может быть любым: основанным на одной из предыдущих тем или на новом материале.

Если в З.п. несколько разделов, вопрос: какой из них отнести к П.п, а какой к З.п. Определяется эта грань по глубине каденции между разделами, а главное – по типу изложения.

У классиков экспозиция обычно повторена и стоят так называемые «знаки репризы». Бетховен впервые не повторил экспозицию в сонате №23 «Аppassionata».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.