Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя политика России в начале ХХ В.






«ВЕЛИКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ» – стратегическое отступление русской армии из Галиции и Польши летом-осенью 1915 г. с целью выиграть время, необходимое для наращивания военной промышленности, подготовки и пополнения резервов.

ЗЕМГО́ Робиходное наименование Всероссийского Земского союза помощи больным и раненым воинам и Всероссийского Союза городов, создавших в июле 1915 г. объединенный комитет, занимавшийся снабжением армии и помощью раненым. Во главе Земгора встал близкий к кадетам князь Г. Е. Львов. Данные Союзы являлись неправительственными общественными организациями либеральной политической ориентации, объединявшими деятелей земского движения, представителей торгово-промышленных кругов, интеллигенции. В политическом отношении Земгор придерживался общей линии с созданным в августе 1915 г. Прогрессивным блоком. Деятельность Земгора формально была прервана декретом СНК в январе 1918 г., упразднившим Земгор. Продолжал под тем же названием свою деятельность в эмиграции.

ПАЦИФИЗМ (лат. – миротворческий) – антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны.

ПОРАЖЕНЧЕСТВО – политические настроения, соответствующие желанию поражения правительства собственной страны в войне. В годы Первой мировой войны партия большевиков призывала к поражению царского правительства в несправедливой, захватнической войне и превращению империалистической войны в гражданскую с целью свержения в России самодержавия. В. И. Ленин считал, что политику поражения своего правительства должны проводить не только русские революционеры, но и революционные партии рабочего класса всех воюющих стран.

6. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

АБСТРАКЦИОНИЗМ (лат. – удаление, отвлечение) – направление в искусстве (с 1910-х гг.), отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Отображало мир как сочетание отвлеченных форм или цветовых пятен. Его основоположниками в России являются художники В. Кандинский и К. Малевич. Другие названия абстракционизма: беспредметное искусство, конфигуративное искусство, абстрактное искусство.

АВАНГАРДИЗМ – условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников ХХ в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями (в т.ч. и с реализмом), поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

АКМЕИЗМ (греч. – наивысший расцвет, вершина) – направление в русской поэзии начала XX в. (с 1910-х гг.). Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам – говорили о возврате к реальному миру, описывали не социальную жизнь, а мир человеческих чувств, экзотику дальних стран и былых веков. Ценили точность и значение слова.

«ВЕХИ» – «Сборник статей о русской интеллигенции» (М., 1909), выпущен группой российских религиозных философов и публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве и др.), выступивших с критикой идеологии и практических установок революционной, социалистически настроенной интеллигенции – атеистического материализма, политического радикализма, идеализации народа (в марксизме – пролетариата) и т. п. «Вехи» провозглашали примат духовной жизни над общественной: «внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия».

ДЕКАДЕНТСТВО (фр. – упадок) – собирательное обозначение кризисных явлений европейской культуры второй половины XIX – начала XX в. Характерные черты – настроения упадка, безнадежности, мотивы смерти, культ красоты, неограниченной свободы личности и свободы творчества, независимость от реальной жизни и общепринятой морали.

ИМПРЕССИОНИЗМ (фр. – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в ее подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

МОДЕРНИЗМ (фр. – новейший, современный) – общее наименование направлений в литературе и искусстве XX в. (авангардизм, экспрессионизм, футуризм и т.д.), отошедших от традиционных взглядов и выступающих за новый подход в отражении бытия.

СИМВОЛИЗМнаправление в литературе и искусстве конца XIX – начала XX в. Родина символизма – Франция (поэты Бодлер, Верлен, Рембо). Символисты старались разглядеть в явлениях зримой реальности отражение высшего, наземного мира, стремились к совершенству художественной формы. Зачинателем и теоретиком символизма в России был поэт В.Я. Брюсов. Ярчайшие представители этого направления – А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Ф. Сологуб, М.А. Врубель и др.

ФУТУРИЗМ (лат. – будущее) – направление в литературе и искусстве начала XX в., объявившее о полном разрыве со старой культурой, стремившееся создать «искусство будущего» и новый язык (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.