Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы




 

В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

 

В Неделю ваий (воскресенье), вечером, служба начинается с 9-го часа, затем следуют вечерня и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Среду и в последующие дни, вечером, - малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского.

 

На УТРЕНИ, после "Аллилуиа", в первые три дня поется (трижды) особым напевом умилительный тропарь:

 

"Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас".

 

Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской духовной академии, при пении "Се, Жених..." отверзаются царские врата и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются.

 

Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектении не полагается, но тотчас по окончании третьей кафизмы и седальна диакон произносит: "И о сподобитися нам..." Царские врата открываются и читается ( на престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник - от Иоанна, зач. 84; во Вторник - от Матфея, зач. 90; в Среду - от Иоанна, зач. 41),

 

После Евангелия, 50-го псалма, молитвы "Спаси , Боже, люди Твоя ..." и возгласа: "Милостию и щедротами..." поется трипеснец Триоди (в Понедельник - 1-я, 8-я и 9-я песни;


во Вторник - двупеснец, 8-я и 9-я песни ; в Среду - 3-я, 8-я и 9-я песни). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Библейские стихи не поются, но сразу ирмос и чтение канона. По окончании трипеснца в первые четыре дня поется светилен : "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя" (трижды).

 

В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

 

Далее - хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на "И ныне" - чтец: "Тебе слава подобает..." и читает вседневное славословие. После просительной ектении и возгласа: "Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси..." священник: "Мир всем". "Главы наша Господеви..." и произносится второй возглас: "Твое бо есть еже миловати..." Далее стихиры на стиховне, и чтец: "Благо есть исповедатися..." (дважды), Трисвятое по " Отче наш", тропарь: "В храме стояще славы Твоея...", "Господи, помилуй" (40), "Слава и ныне", "Честнейшую", "Именем Господним благослови, отче". Иерей: "Сый благословен..." Чтец: "Небесный Царю..." Иерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-й час, начиная: "Приидите, поклонимся...".



 

В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Недолю ваий и в конце служб - утрени, изобразительных и литургии, - бывает особый отпуст: "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых...".

 

В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: "Ныне прославься Сын Человеческий..." (Ин. 13,32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов.

 

Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом . На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход - о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.



 

В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных

 

Даров.

 

После пения "Да исправится молитва моя..." и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие , соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в Понедельник - Мф ., зач. 98, во Вторник - Мф., зач. 102, в Среду - Мф., зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается.


В Великую Среду в конце литургии (после "Буди имя Господне" и возгласа "Благословение Господне на вас...") последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: "Слава Тебе Христе Боже...", отпуст: "Грядый Господь на вольную страсть...".

 

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Пожаловаться на материал