Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая седмица и Неделя Великого поста






 

С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30), Повечерие первых четырех дней называется " малым стоянием", в отличие от " Андреева или Мариина стояния" на 5-й седмице и " великого стояния" в Пяток Великий.

 

Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая 2-ю), и к каждому тропарю поется припев: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя". В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его - св. Андрея Критского.

 

В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ому сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

 

Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим.

 

Служба св. вмч. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни (соединяющейся с литургией Преждеосвященных Даров). В конце литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна.


Молебен состоит из чтения 142-го псалма, пения на " Бог Господь..." тропарей и затем - канона святому. (Апостол и Евангелие но читаются).

 

В субботу утреня совершается по чину вседневной утрени с пением " Бог Господь", но без пения великого славословия. Канон в честь святого, составленный Иоанном митрополитом Евхаитским. Первый канон - храма на 6 и святого на 8. Катавасия: " Отверзу уста моя...". На литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дня и святого; прокимен поется один, 7-го гласа; " Возвеселится праведник о Господе...".

 

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ Великого поста называется НЕДЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВИЯ - от совершаемого в этот день торжества Православия, установленного в Греции в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них - иконоборческой, осужденной на 7-м Вселенском Соборе в 787 году.

 

Из Греции чин Православия перешел вместе с христианством и в Русскую Церковь. Победа Православия в самой Константинопольской Церкви первоначально была отпразднована в первую Недолю Великого поста.

 

В эту Неделю совершается особое богослужение, приспособленное к торжеству и называется чином Православия. Празднование дня Православия оправдано историческими предпосылками. Этот чин составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (IX

 

в.).

 

Чин Православия изложен в отдельных изданиях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.