Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История праздника.






 

Как было указано нами в разделе, посвященном истории праздника Рождества Христова, начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в " Постановлениях Апостольских ", где говорится: " Богоявления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованнаго" (кн. 5, гл. 42; кн.8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В III веке свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и св. Григорий Неокесарийский. Святые отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоконазидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления.

 

Святые отцы: Анатолий, архиеп. Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII век), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII век), составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век) составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника.

 

Относительно празднования Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, какая существовала относительно празднования Рождества Христова: на Востоке и на Западе праздник с одинаковой торжественностью праздновался 6 января.

 

Как уже указывалось выше, до IV века Крещение и Рождество праздновались совместно 6 января и выделение праздника Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло в IV веке. Древняя Церковь 6 января, кроме указанных событий, воспоминала и другие, в которых выразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа - как при рождении Его, так и при вступлении Его на проповедь после Крещения, а именно: 1) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды (от этого воспоминания самый праздник Крещения в Западной Церкви получил название " праздника трех царей"; в Восточной Церкви, оно хотя и входило в состав праздника, но ничем в характере праздника не выразилось); 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской и 3) чудесное насыщение Иисусом Христом 5000 человек (в Африканской Церкви).

 

Предпразднство Крещения (со 2 по 5 января)

 

Богоявление издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Еще в " Постановлениях Апостольских" (кн. 5, гл. 12) заповедано: " Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество". Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным торжеством, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные святками, составляют как бы одно торжество.

 

Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова Церковь начинает со 2 января приготовлять нас к празднику Крещения особыми стихирами, тропарями (на вечерни), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени). Некоторые церковные песнопения в честь Богоявления мы слышали уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания поются на катавасии ирмосы канонов Богоявления: " Глубины открыл есть дно..." и " Шествует морскую волнящуюся бурю...".


Следуя от Вифлеема к Иордану и сретая событие Крещения, Церковь в предпразднованных стихирах призывает верующих: " От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает".

 

Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются СУББОТОЙ и НЕДЕЛЕЙ ПРЕД БОГОЯВЛЕНИЕМ (или ПРОСВЕЩЕ -НИЕМ). В названную субботу полагаются по Уставу особые Апостол (Тим., зач. 284) и Евангелие (Мф., зач. 5), а в Неделю пред Богоявлением - особый прокимен, глас 6: " Спаси, Господи, люди Твоя...", Апостол (Тим., зач. 296) и Евангелие (Мр., зач. 1), посвященные наступающему празднику. Суббота и Неделя пред Просвещением всегда бывают после отдания праздника Рождества Христова.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.