Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Византия






 

Христианское вероучение обосновывало божественный характер и происхождение императорской монархической власти. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. Византийская политическая мысль выработала идею гражданского общества, как политического сообщества граждан и идею непосредственного «народноправства», т. е. Участия граждан во всех сферах общественной жизни. Христианизация императорской власти в Византии выработала представление о государстве, как наиболее приближенном к идеалу образа. Обожествлялась не столько личность императора, сколько его место в государственной иерархии. В VII – VIII вв. менялась система управления провинциями Византийской империи. Разделение функций между гражданскими и военными властями уступило место новому порядку. Во главе провинции был поставлен стратиг, глава военного отряда (фемы), который обеспечивал безопасность данной территории и сбор налогов. Налоговые и судебные органы было подчинены стратегу, который постепенно из военачальника стал верховным правителем провинции, подчинявшийся только императору. С развитием феодальных отношений в ХI – XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам» («сильным»), передавали их в собственность господам, сами, оставаясь в качестве держателей (париков). В X – XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. С средины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В 1204 г. Константинополь захватили крестоносцы. Земли империи были распределены между западноевропейскими рыцарями и венецианцами, на ее территории возник ряд «латинских» государств и владений. В Малой Азии и на Балканах образовались греческие государства, объявившие себя наследниками Византии.

В Византии сохранилось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю Империю законодательство. Осуществленная императором Юстинианом в VI в кодификация римского права заложила основу для длительного развития византийского права и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем. Еще до законов Юстиниана, в 438 г. вышел первый официальный свод – кодекс Феодосия, который включал нормы, изданные византийскими императорами, начиная с Константина. Развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала. Во многих сводах распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим. В 691 – 692 гг. Вселенский Трульский собор ввел в действие официальный корпус источников канонического права, который считался исчерпывающим, дальнейшее расширение его запрещалось. В 726 г. издается самый крупный (после корпуса Юстиниана) официальный законодательный свод – Эклога. Наиболее значительно изменилось процессуальное право: провозглашался принцип равенства всех граждан перед судом, освобождались от судебных пошлин лица, участвующие в судебных тяжбах и т. д.

Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного права, наследственного права, опеки и попечительства. Регламентировались договоры дарения, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления. В перечень преступлений, содержащийся в эклоге входили: нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, клятвопреступление, разграбление могил, подделка денег, хищения, прелюбодеяния и т. д. Предусматривались следующие наказания: битье плетьми и палками, урезание носа и языка, ослепление, отсечение конечностей, выжигание волос и пр. В ряде случаев Эклога предусматривала замену денежных штрафов, даже предусмотренных кодексом Юстиниана, телесными наказаниями широко используя принцип талиона. Смертная казнь устанавливалась за наиболее тяжкие преступления: кровосмешение, умышленный поджог, отравление, колдовство, убийство, гомосексуализм, разбой и т. д. В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Брак, по эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами. В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров, юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства и др. В седине VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало некоторые вопросы не нашедшие отражения в основной Эклоге, в частности такие составы, как преступления против личности и против веры. В приложение к Эклоге были включены также четыре самостоятельных закона – земледельческий, военный, морской и Моисеев. Земледельческий закон представлял собой свод нормы, регламентирующих жизнь сельской общины. Морской закон был частной компиляцией норм обычного морского права, а военный – сводом уголовно – правовых норм, относящихся к правонарушениям, совершенным военнослужащими. Моисеев закон включал в себя морально – религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета. Эклога, приложение к Эклоге, земледельческий, военный, морской и Моисеев законы составили единый корпус светского права Византии. Юристами эпохи императоров македонской династии была разработана широкая программа «очищения древних законов», заключающаяся в пересмотре и классификации всего писанного правового наследия с точки зрения его применения в новых условиях. Результатом этой реформы стал новый юридический свод – Василики, состоявший из 8 томов в 60 книгах. За основу был взят юстинианов juris civilis в его греческой интерпретации. В 872 г. появился еще один юридический памятник – Прохорон, имевший целью изложить законы в виде, доступном для понимания людей, «значительно» упрощающий юридический язык и почти свободный от прежде сильного церковного влияния.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.