Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические черты политической организации древневосточных обществ.






 

(Ответ приблизительный).

Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки.

Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие миро­вой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих ду­ховных и материальных ценностей, которые впоследствии были вос­приняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.

Важнейшим аспектом изучения их истории является проблема вза­имодействия природы и общества в условиях относительно низкого уровня развития производительных сил и соответственно высокой сте­пени зависимости человека от окружающей среды. Не менее значима проблема причинно-следственных связей, обусловивших возникнове­ние государства и права. Поэтому особое внимание уделяется ряду областей Древнего Востока и прежде всего долинам Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе, оказавшимися особенно благоприятными для обитания человека. Здесь раньше, чем в других регионах, получило развитие оседлое, основанное на ирригационной системе земледелие с относительно устойчивыми урожаями. Появление во многом в связи с этим прибавочного продукта и присвоение значительной его части родоплеменной знатью стимулировало наиболее раннее в истории разло­жение первобытно-общинного строя, зарождение классового общества и государства.

При этом выявились важные тенденции общественного и государ­ственно-правового развития значительной части основных стран Древ­него Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общи­ны, основанной на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным тру­дом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы.

Консервация общинных структур в свою очередь в немалой степени сдерживала (замедляла) развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посред­ством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т.д.), а также эксплуа­тация покоренных племен.

Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Явля­ясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

Имела место определенная закономерность в становлении деспоти­ческой формы правления. Первоначальные государственные структу­ры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдель­ных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки перво­бытно-общинного строя. Эти небольшие по территории, так называе­мые «номовые» государства возглавлялись правителями, нередко по­томками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда даже монархические, постепенно составлялись, путем союзов и особенно завоеваний, в большие относительно централизованные госу­дарства. Их образование в немалой степени обусловливалось необхо­димостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы. По мере усложнения классо­вых и общенациональных задач государства, и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин, монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобре­тала форму деспотии.

Исторически было обусловлено и право стран Древнего Востока. Отражая тенденцию, присущую праву всех народов, находившихся на первоначальной ступени развития юридической мысли, оно долго оста­валось обычным и лишь постепенно становилось писаным. Право со­стояло в основном из записей наиболее часто повторяющихся случаев из судебной практики, т.е. было каузальным. Выражая четко классовую направленность, оно сохраняло вместе с тем и общенациональное пред­назначение. Важнейшие дошедшие до наших дней памятники права Древнего Востока — законы Хаммурапи (Вавилон) и законы Ману (Древняя Индия) — подтверждают как первое, так и второе. При этом законы Ману особенно отчетливо фиксируют один из первых в исто­рии юриспруденции подходов к проблеме совмещения права и морали, права и религии. Нарушение правовой нормы рассматривалось и как нарушение морально-религиозных предписаний.

Вместе с тем праву стран Древнего Востока была присуща высокая степень национальной обособленности и соответственно своеобразия и исключительности. Причиной тому во многом стала их относительная географическая разобщенность. Это учитывается в учебнике: государ­ство и право каждой страны рассматривается объединенно в отдельных главах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.