Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология групп






Группа – это совокупность взаимодействующих лиц, выделяемых из целого по определённым признакам, осознающих свою принадлежность друг к другу.

 

Существует множество классификаций групп.

• Ч. Кули разделял группы на:

1. первичные (люди, в отношении которых ощущается наибольшая эмоциональная близость и в которых люди непосредственно контактируют: семья, друзья)

2. вторичные (все остальные люди, с которым личность взаимодействует для достижения своих целей; здесь важны не столько индивидуальные качества, сколько умение выполнять свои функции)

• Э. Мэйо:

1. формальные (имеют юридически фиксированную структуру, руководство, закреплённые права и обязанности, статус, участники объединены социально заданной деятельностью, взаимодействие в них заранее регламентировано: производство, армия)

2. неформальные (не имеют фиксированного статуса, объединяется на основе интересов, симпатий, извлечения пользы, в них взаимодействие может быть основано на эмоциях, неофициальных правилах, да и они могут меняться)

• Г. Хаймен:

1. группы членства (в которые человек входит на какой-либо основе по некоторым причинам)

2. референтные группы (группы значимых для личности людей, но в которые сама эта личность не входит, она соотносит себя с ними как с эталоном). Люди из таких групп оказывают большое влияние на жизнь и развитие человека, на его поведение и самооценку.

• Г. М. Андреева:

1. условные (люди, входящие в такие группы, могут не быть одновременно в одном месте, не выполнять совместно какой-либо деятельности, например, пенсионеры, студенты)

2. реальные (существующие в общем пространстве и времени, объединены реальными отношениями):

а) лабораторные (специально создаваемые исследователем для изучения);

б) естественные (реально существующие): большие и малые.

Реальные группы наиболее ценны и значимы для исследований социального психолога. Они подразделяются на большие (классы, народы, этносы) и малые.

Группообразование– это процесс становления группы из реальной диффузной общности людей.

 

Людям в группе свойственны следующие характеристики:

  1. чувство причастности (осознание себя частью данной группы)
  2. чувство идентичности (осознание своей схожести с другими членами группы)
  3. взаимодействие (что люди в группе делают, где, по какой причине, для чего и т. п.).

 

Функции групп:

  1. Социализация - процесс включения личности в общество.
  2. Инструментальная, т. е. производственная – люди в группе выполняют какую-либо деятельность.
  3. Экспрессивная – для выражения чувств и эмоций.
  4. Функция психологической поддержки - одно только нахождение рядом другого человека уже способно помочь во многих ситуациях.
  5. Принятие групповых решений, которые зачастую могут быть гораздо эффективнее индивидуальных.

Качественнойхарактеристикой группы является уровень её развития – это характеристика сформированности межличностных отношений. Для его определения используются следующие параметры: уровень целей и ценностей, которые являются содержанием совместной деятельности, их содействие развитию группы и общества, а также число групповых коммуникаций, сложившиеся отношения, время существования группы.

Выделяют следующие уровни развития групп:

низкого уровня развития (например, диффузная группа– это общность, в которой отсутствуют сплочённость, ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, опосредующей отношения её участников).

высокого уровня развития (коллективы) – в этих группах результат соотношения между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом положителен (в группах низкого уровня развития он может быть отрицательным).

Коллектив – это высшая степень развития малой группы.

А. С. Макаренко так определял коллектив: это свободная группа трудящихся, объединённая общей личностно- и социально-значимой целью и действием, организованная и снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности.

Коллектив целостен, он – самостоятельная система со своей структурой, организацией и функциями.

Это группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая высокого уровня развития.

Характеризуется коллектив высокой сплочённостью как ценностно-ориентационным единством, коллективистскими самоопределением и идентификацией, высокой референтностью участников группы и разделением ответственности.

В коллективе личность находит поддержку, помощь, с коллективом она разделяет ответственность, всё это способствует формированию групповой сплочённости.

Цели коллектива и всего общества должны быть согласованы, поскольку коллектив – часть общества, а не самостоятельная «отрезанная» группа, таким образом, коллектив характеризуется только социально одобряемыми целями.

Ещё одна важная характеристика коллектива – добровольность его объединения.

В. М. Бехтерев указывал на общность целей и настроений в коллективе.

Коллектив обязательно развивает личности входящих в него людей.

Каждый коллектив – это малая группа, однако не любая малая группа – это коллектив.

 

Ещё один критерий группы - групповая интеграция – совокупность упорядоченности внутригрупповых структур, устойчивости взаимосвязей, стабильности и устойчивости функционирования, что свидетельствует о психологической целостности и единстве общности людей.

Можно говорить о её наличии, если группа может длительно существовать автономно. Обычно она проявляется при нарушении равновесия группы как системы, т. е. при возникновении опасностей и помех её существованию. Её признаки: чувство «мы», эмоциональная идентификация с членами своей группы, формирование групповых норм, подъём дисциплинированности, организованности и согласованности взаимодействий, оздоровление социально-психологического климата, способности группы к самоконтролю и самокоррекции и др.

 

В социальной психологии группы рассматриваются с точки зрения различных её параметров: состава, структуры, групповых норм и ценностей, с точки зрения происходящих в ней групповых процессов.

Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, которую они выполняют.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.