Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внебюджетные источники финансирования учреждений культуры. Фандрейзинг.






 

Привлечение дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования культурных учреждений за счет средств учредителя. Однако платные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями, не могут быть оказаны вместо деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Внебюджетные средства поступают в культурные учреждения различными путями:

* за счет предоставления платных услуг;

* от спонсоров и благотворительности физических и юридических лиц;

* от сдачи помещений и оборудования в аренду;

* от реализации произведенных товаров, работ, продуктов интеллектуальной собственности и прочих услуг;

* в результате поступления целевых средств из бюджетов других уровней (федеральные, региональные и муниципальные программы) и др.

Практика привлечения культурными учреждениями внебюджетных средств постоянно расширяется: увеличивается число учреждений, предусматривающих внебюджетное финансирование, возрастают объемы этого финансирования.

Поступление в государственные и муниципальные учреждения внебюджетных средств и их расходование регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами. Основными из них являются:

* Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145ФЗ (далее - БК РФ);

 

* Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 № 51ФЗ (часть первая), от 26.01.96 № 14ФЗ (часть вторая);

* Налоговый кодекс РФ от 05.08.00 № 117ФЗ (часть вторая) (далее - НК РФ);

* Закон РФ от 10.07.92 № 32661 “Об нии”;

* Закон РФ от 07.02.92 № 23001 “О защите прав потребителей”;

* Федеральный закон от 13.03.06 № 38ФЗ “О рекламе”;

* Федеральный закон от 11.08.95 № 135ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”;

* постановление Правительства РФ от 05.07.01 № 505 “Об утверждении правил оказания платных услуг”.

Государственные и муниципальные учреждения являются бюджетными учреждениями. В соответствии с БК РФ (ст. 42) доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение имеет право на использование этих средств в полном объеме для реализации уставной деятельности.

Это положение БК РФ диктует необходимость предусматривать в уставе учреждения исчерпывающий перечень платных услуг и производимых работ, источники поступления финансовых средств или другого имущества. Именно уставы являются основанием для оформления разрешения на открытие в органах казначейства лицевого счета по предпринимательской деятельности.

БК РФ (ст. 70) установлено, что бюджетное учреждение вправе расходовать имеющиеся средства:

* на оплату труда работников;

* перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

* трансферты населению, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

* оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

* оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Основным источником получения внебюджетных средств культурных учреждений является платная культурная деятельность. Для культурных учреждений эта деятельность связана с реализацией дополнительных культурных программ. Однако культурные учреждения обладают еще и материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами, которые можно и нужно использовать в целях организации деятельности по привлечению внебюджетных средств. Обладание производственными мощностями, необходимым оборудованием, помещениями позволяет производить товары, выполнять заказы, оказывать широкий спектр услуг, сдавать в аренду помещения и оборудование. Информационные ресурсы создают условия для развития современных технологий, создания программных продуктов, баз данных, реализации методических материалов, услуг по использованию Интернета.

Поиск дополнительных средств - фандрейзинг стал одной из важных задач менеджеров в культуре. Многие некоммерческие организации активно занимаются привлечением средств из различных источников. До конца 1980-х годов не только сам термин, но и соответствующие ему действия были не известны в России. Культуру при социализме финансировало только государство, иные внешние источники были недоступны. Ситуация изменилась в 1988-1989 годах. С той поры, когда отечественная культура получила возможность иметь альтернативные источники финансирования, прошло уже двадцать лет. Абсолютный рост сумм бюджетных поступлений в этот период не поспевал за темпами инфляции, в результате российские организации культуры оказались в ситуации острой нехватки денег.

Фандрейзинг (fundraising) - с бор средств от представителей частного сектора с целью осуществления проектов. Частный сектор в данном случае понимается широко и включает все источники негосударственного финансирования - будь то индивидуальные или корпоративные. Фандрейзинг также относится к набору профессиональных навыков и техник для привлечения денег в организацию (в данном случае в социально-культурную сферу) из источников в частном секторе. В Великобритании термины " Фандрейзинг" и " Развитие" взаимозаменяемы.

В структуре финансирования российских государственных и негосударственных некоммерческих организаций четко прослеживаются следующие тенденции. Во-первых, большое внимание уделяется привлечению с помощью фандрейзинга таких источников финансирования, как благотворительные, спонсорские, членские взносы. Однако в России речь идет в основном только о корпоративном финансировании. Доля благотворительных средств населения в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций крайне мала. По экспертным оценкам она не превышает двух процентов, при этом большинство граждан оказывает разовую помощь (69%). Это связано с низким уровнем доходов населения, не позволяющим заниматься благотворительной деятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также с отсутствием эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства. Во-вторых, в российских некоммерческих организациях кроме благотворительных, спонсорских и членских взносов юридических лиц значительный удельный вес в структуре доходов от фандрейзинга имеют гранты благотворительных фондов и организаций. В-третьих, в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций все большую роль играют собственные доходы — поступления от некоммерческой и предпринимательской деятельности. Доходы от некоммерческой деятельности могут складываться из выручки от реализации билетов, проведения экскурсий, лекций, консультаций, семинаров, конференций, работы студий, образовательных курсов, выездных выставок, гастролей и т. д. Предпринимательская деятельность организаций сводится к реализации печатной и сувенирной продукции, предоставлению различных платных услуг, а также к работе кафе, ресторанов, автомобильных стоянок и т. д. В отдельных некоммерческих организациях собственные доходы достигают до 80 % всех поступлений.

Если очень кратко, фандрейзинг - это весь комплекс усилий организаций, направленный на сбор средств, необходимых для достижения её целей и финансирования её деятельности.

В одних учреждениях культуры к доходам от фандрейзинга относят поступления от коммерческой деятельности, в других — наоборот, фандрейзинговые поступления не включают членских взносов в клубы, общества друзей и т.д. Причем данная проблема актуальна не только для учреждений культуры, но и для других государственных и негосударственных некоммерческих организаций

Как уже упоминалось, фандрейзинг — это не просто очень важный раздел работы организации, он, по сути интегрирует стремление ее выполнять свою миссию. Кроме того, справедливо было бы признать фандрейзинг понятием в значительной степени собирательным, объединяющим очень разные пути привлечения средств для существования и развития организации.

Нелишне напомнить, что фандрейзинг — это привлечение не только финансов, но ресурсов вообще во всем их разнообразии. Однозначно, чем больше источников ресурсов, методов и способов их привлечения для жизнедеятельности организации, тем устойчивее её развитие. Диверсификация этих источников и методов-способов — залог независимости и гарантия от ресурсных кризисов. Таким образом, устойчиво успешный фандрейзинг предполагает привлечение всего спектра необходимых средств из максимально возможно разнообразных источников и при помощи всех доступных приемов.

Виды ресурсов довольно различны:

· человеческие (рабочее время, интеллектуальные и физические усилия);

· информационно-методические (знания, навыки, технологии);

· материальные (товарные);

· услуги и работы (с помощью механизмов, усиливающих и ускоряющих человеческий фактор);

· финансовые, за которые, проще всего приобрести все перечисленное в предыдущих пунктах.

Источники ресурсов можно разделить по:

· типу их владельца (собственные или чужие);

· характеру собственности (личные, коллективные, корпоративные, общенациональные, общечеловеческие, в т.ч. «неприватизированная природа»);

· отношению к самой организации («ближний круг» — члены самой организации, их родные и близкие и «дальний круг» — другие субъекты, имеющие отношение к виду или территории деятельности организации);

· территориальному признаку (дом, улица, район, поселок, город, область и т.д.).

Не менее разнообразны методы мобилизации средств:

· безвозвратная помощь во всех её разновидностях (дарение, пожертвование, членские взносы, международная техническая и гуманитарная помощь);

· безоплатное предоставление товаров и услуг (ответственное хранение, безвозмездное использование имущества и др.);

· возвратная финансовая помощь (кредиты, займы, ендавмент);

· пассивные доходы (страхование, роялти, банковский депозит и товарный кредит);

· собственная прибыльная деятельность (операции с ценными бумагами, продажа произведенных или покупных товаров, предоставление платных услуг с или без организации дочерних коммерческих структур и т.п.).

К тому же каждый из названных методов мобилизации средств может быть использован с помощью еще более разнообразных способов.

В основе фандрейзинга лежит пять принципов, которые можно назвать «человеческими законами». Они применимы независимо от того, обращаются ли с просьбой о корпоративных пожертвованиях, грантах фондов или личных пожертвованиях.

Люди дают деньги людям. Имеет значение не столько организация, сколько то, кто привлечен к ее работе, и кто просит деньги. Потенциальным донорам — компаниям, фондам или частным лицам — интересен человеческий фактор любой заявки и любого взноса. За исключением масштабных общенациональных кампаний прямой рассылки, которые проводятся ради дела, затрагивающего интересы всей нации, организация может собрать значительные суммы только благодаря контактам между людьми. Даже в массовых кампаниях имеет значение то, какие люди к ним привлечены.

Люди дают деньги потому, что хотят. Это им приятно и вызывает у них чувство удовлетворенности — то есть вы не навязываетесь кому-либо с просьбой подумать о пожертвовании организации только потому, что вы считаете ее достойной. Осознание этой простой истины является, возможно, самым серьезным препятствием в работе попечителя, неохотно выполняющего обязанность фандрейзера. Обращаясь к людям с просьбой за деньгами, вы доставляете им удовольствие и льстите им.

Люди дают деньги только тогда, когда их об этом просят. Добровольные пожертвования редки. Общие призывы оказать помощь, без конкретного указания пожертвования, не дают результатов. Отсюда вытекает важный вывод: люди делают крупные пожертвования только тогда, когда их просят о крупных пожертвованиях. О конкретных суммах. В ходе кампаний по пополнению капитала самым важным и наиболее щекотливым аспектом является обращение к основному потенциальному донору с просьбой о крупном пожертвовании — как просить, какую сумму. Донор может не дать столько, сколько у него просят, но его не оскорбит сама просьба; и почти в любом случае пожертвование будет больше, чем если бы донора не попросили о более крупной сумме.

Люди дают деньги на финансирование возможностей, а не потребностей. Возможность помочь организации достичь цели или выполнить трудную задачу является более привлекательной, чем помощь для поправки финансового положения. Трудно собирать деньги только на покрытие дефицита.

Люди дают деньги успеху, а не нужде. Эффект победителя действует и в фандрейзинге: люди любят участвовать в успешной кампании, иметь дело с организацией, получающей все больше поддержки.

Понимание этих принципов должно облегчить фандрейзинг. Если благотворительность — удовольствие, то просить о пожертвовании — все равно, что предлагать конфету.

Уже говорилось, что в фандрейзинге нет ничего трудного, что для него требуются просто здравый смысл и непреодолимый энтузиазм в работе ради организации или дела, для которых вы просите деньги. Утверждение справедливое, но явно упрощенное. За простым действием — просьбой о деньгах — стоят четыре основных элемента фандрейзинга:

·планы организации,

·планы фандрейзинга,

·работа с донорами

·обращение с просьбой о пожертвовании.

В каждом из этих видов деятельности роль попечителей — как всего совета, так и его отдельных членов — должна быть четко определена.

Не случайно именно к фандрейзингу применяют термин «развитие». Этот термин — не просто подслащенный эвфемизм. Концепция развития включает четкую формулировку и выражение миссии организации и принятие необходимых мер (в том числе общение с клиентами и обеспечение значительного объема доходов) для выполнения этой миссии. Поэтому первый и принципиально важный шаг — подготовка четкого заявления о миссии и плана организации: что организация делает, чем она отличается от других, каким образом вписывается в местное общество и где предполагает работать. Слишком часто пренебрегают четким определением цели и формулированием подробного осмысленного плана работы организации. Нравится вам это или нет, но, не имея заявления о миссии и плана работы организации, можете расстаться с мыслью о фандрейзинге. Поэтому вторая важная задача фандрейзинга — продумать следующие конкретные вопросы:

Для чего осуществляется сбор средств (для пополнения капитала и фонда пожертвований или для оказания ежегодной и текущей поддержки)? Организация должна иметь четкое и убедительное заявление о том, на какие цели должны быть использованы средства и почему есть основания давать ей деньги.

Анализ потенциальных доноров — подробное рассмотрение источников поступления денег. В ходе тщательного исследования необходимо выявить тех, кто может и, возможно, захочет внести пожертвования, и определить размеры взноса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.