Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы реализации инновационной деятельности в Беларуси






Инновационную политику можно определить как политику, направленную на разработку, продвижение и обеспечение инноваций. Разработка оптимальной инновационной политики имеет особое значение для Республики Беларусь. Основной целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход на инновационный путь развития страны, обеспечение конкурентоспособности отечественных научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах развития экономики, человека и окружающей среды. На основе Национальной стратегии устойчивого развития до 2020 года, Технологического прогноза на 2006-2025 годы была разработана Концепция Национальной инновационной системы (одобрена Комитетом по научно-технической политике при Совете Министров 8 июня 2006 г.). В настоящее время реализуется Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 гг. Целью инновационного развития в 2011 -2015 годах является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень инновационного развития в 011-2015 годах является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики на внешних рынках.

В основе формирования инновационной политики Республики Беларусь лежат такие принципы как свобода научного и технического творчества; защита интеллектуальной собственности; направленность инновационной деятельности на достижение приоритетов социально-экономического развития страны; обеспечение эффективного взаимодействия компонентов национальной инновационной системы; стимулирование субъектов национальной экономики и активной инновационной деятельности; государственное инвестирование в инновационные проекты на конкурсной основе; обеспечение оптимального сочетания государственного регулирования инновационной деятельности и рыночных механизмов ее развития; развития международного сотрудничества в инновационной сфере.

Инновационная политика, прежде всего, должна обеспечить законодательную базу инновационной деятельности. В республике уделяется значительное внимание данной сфере, о чем свидетельствуют принятые в последние годы нормативно-правовые такты, регулирующие научно-техническую и инновационную деятельность. Одним из важнейших является закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» от 10.06.2012, Указ Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов», Указ Президента Республики Беларусь от 20.05.2013 № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов» и др. Учитывая многочисленность и разноплановость нормативно-правовых актов, необходимо полная, научно-обоснованная кодификация национального законодательства об инновационной деятельности посредством принятия нового Инновационного кодекса в Республики Беларусь. Это позволит достичь более высокой и четкой степени упорядоченности правовых норм в инвестиционной сфере, даст возможность избежать противоречий, позволит субъектам хозяйствования свободнее ориентироваться в законодательстве.

В нормативно-правовом регулировании инновационной деятельности основной упор делается на научно-технологические инновации. Данный вид инноваций не только представляется наиболее приоритетным для Беларуси, но и фактически отождествляется с инновационной деятельностью в широком понимании.

Важнейшей задачей инновационной политики является содействие развитию инновационной инфраструктуры. В настоящее время в Республике Беларусь она представлена более чем 80 организациями, оказывающими консалтинговую, информационную и организационную поддержку в области инноваций. В Беларуси действует ряд научно-технологических парков. Значительное влияние на активизацию инновационной деятельности в стране оказывает Белорусский банк развития и Белорусский инновационный фонд.

Одним из основных направлений инновационной политики является стимулирование инновационной деятельности. Государство осуществляет его в различных формах: финансирует инновационные проекты за счет бюджетных средств, предоставляет права пользования госимуществом для осуществления инновационной деятельности, осуществляет закупки товаров (услуг) в инновационной сфере и иных формах, в том числе путем предоставления налоговых льгот. В Налоговом кодексе Республики Беларусь закреплены новые налоговые льготы для инновационных организаций, которые начали действовать с 01.01.2012. Льготы по налогу на прибыль, пониженная ставка 10% прибыли организации, полученной от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологическими; освобождение от налога на недвижимость, для производителей лазерно-оптической техники ставка налога на прибыль – 10%.

Увеличение масштабов инновационной деятельности в республике могло бы способствовать значительное расширение базовых условий для снижения организациям, занимающимся инновациями, ставки налога на прибыль. Сегодня они сводятся к реализации инновационной продукции собственного производства. Вместе с тем, представляется важным предусмотреть в качестве базовых условий внедрения и использования хозяйствующими субъектами в инновационных технологических процессов, осуществление ими организационных и управленческих нововведений, направленных на повышение эффективности своего функционирования.

Целесообразно при предоставлении налоговых льгот использовать дифференцированный подход к организациям - инноваторам: величина налоговых льгот должна соответствовать степени новизны, реализуемой инновации. Конечно, такой подход к льготированию потребует создание государственного органа, который будет проводить соответствующую экспертизу инноваций, разработку критериев оценки революционности инноваций.

Налог на недвижимость в настоящее время не стимулирует инновационную активность организаций (за исключением производителей лазерно-оптической техники). Он не побуждает их к использованию принципиально-нового оборудования, которое достаточно дорого, не стимулирует к замене оборудования, срок службы которого закончился, новым.

Центральное место в системе прямого государственного воздействия на инновационную политику занимает финансирование НИОКР и инновационное проектирование из бюджетных средств. Важно поддержать рациональное соотношение при финансировании организаций, осуществляющих НИОКР и инновационную деятельность, и при выделении средств на разовые инновационные проекты. Большое значение для создания начального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.

Основным условием обеспечения высокой конкурентоспособности белорусской экономики являются инновации, постоянное технологическое совершенствование всех сфер деятельности путем использования новых знаний. Оно должно осуществляться в соответствии с инновационной стратегией, формируемой на всех уровнях управления и хозяйствования с учетом результатов научно-технического прогнозирования и маркетинга и ориентированной на опережение возможных конкурентов в расширении действующих и создании новых рынков товаров и услуг.

Успешное решение стратегических задач ускорения экономического и социального развития Республики Беларусь, перевода экономики на инновационный путь напрямую зависит от эффективности процессов трансформации научных знаний в инновации и их коммерциализации, от степени инновационной восприимчивости основных отраслей хозяйственного комплекса страны.

Переход на инновационный путь развития для белорусской экономики сегодня жизненно важен, поскольку она в силу объективных причин все больше интегрируется в европейские и мировые экономические процессы. При этом повышение ее конкурентоспособности возможно лишь при условии целенаправленной разработки и формирования национальной инновационной системы, рыночной трансформации действующего научно-технического потенциала Беларуси с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сфере при обязательном учете собственных особенностей и интересов.

Программа разрабатывается на период, необходимый для полного достижения поставленных в ней целей, но не более чем на 5 лет.

Цели реализации программы - создание и освоение в производстве новой техники, технологий и материалов, что способствует выходу отечественного производства на международный уровень, решению первоочередных задач развития охраны здоровья, национальной культуры и других отраслей социальной и экономической сферы. В основу проекта Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь положены такие документы стратегического характера, как Программа социально-экономического развития страны, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития, Комплексный прогноз научно-технического прогресса республики, решения третьего Всебелорусского народного собрания и Концепция Национальной инновационной системы Беларуси, одобренная правительством. Государственными заказчиками выступают 40 органов госуправления, облисполкомы, Мингорисполком и администрация Парка высоких технологий.

Стратегической целью данной программы является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа, а также построение Национальной инновационной системы Республики Беларусь как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества. Отсюда вытекают и основные задачи: формирование благоприятной для инноваций экономической, правовой и социально-культурной среды; модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий; достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики; повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности; развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения.

Инновационный процесс является комплексным и многоуровневым. В него включаются не только оригинальные изобретения, разработка новейших технологий и получение новых продуктов, но и распространение нововведений в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых сегментов рынка.

Инновационность услуг для сервисного сектора выражается, в первую очередь, в расширении их ассортимента. Так как продукция высокотехнологичных предприятий является наукоемкой и пользуется спросом на западных рынках, то это свидетельствует об их мощном научном потенциале и высоком уровне научно-технических разработок, позволяющих создать новую конкурентоспособную на мировых рынках продукцию.

Создание новых конкурентоспособных товаров и услуг невозможно без использования прогрессивных технологий и оборудования – процессных инноваций. Приобретение нового оборудования производится в основном за счет собственных средств предприятий. Другими источниками финансирования при покупке оборудования являются партнерские кредиты и кредиты отечественных банков, что характерно для низкотехнологичного и сервисного секторов инновационного предпринимательства. Для высокотехнологичного сектора оборудование приобретается за счет финансирования государственных программ и получения кредитов от покупателей – заказчиков.

Потребность в инновациях возникает у предприятия под воздействием внешних (обострение конкурентной борьбы, завоевание новых рынков, появление новых знаний и др.) и внутренних факторов (неблагоприятные условия труда, рост затрат и т.д.).

Основные факторы, определяющие эффективность научно-инновационной деятельности в регионе:

– инновационные потребности экономики;

– присутствие достаточного научного и научно-технического потенциала;

– инновационная восприимчивость управляющего и производственного персонала;

– рынок инновационных предложений достаточного качества и доступности;

– наличие развитой инновационной инфраструктуры;

– управление инновационной деятельности на региональном уровне.

Опыт работы свидетельствует о том, что отсутствие или слабость любой из перечисленных составляющих является серьезным сдерживающим фактором результативности инновационного развития региона на основе новейших и современных научных и технических достижений.

Серьезной проблемой организации научного процесса является недостаток современного научного оборудования для исследований в химическом, биологическом и техническом направлениях. Положение можно улучшить созданием центров коллективного пользования в ВУЗах и НИИ области. Сдерживает стремление ученых и разработчиков к коммерциализации результатов своих исследований, и несовершенство действующих в республике нормативно-правовых актов, запрещающих государственным НИИ создавать инновационные предприятия, а работникам государственных учреждений участвовать в образовании частных предприятий по реализации своих изобретений и разработок. Практически отсутствуют возможности получения преференций и налоговых льгот, поощрений за создание рабочих мест и т.д.

Инновационная восприимчивость — профессиональная и психологическая готовность к восприятию и адаптации новых технологий. Ее отсутствие или недостаточность во многих случаях является главным тормозом нововведений, особенно, венчурных и наукоемких.

Мировой инновационный рынок заполнен предложениями новых промышленных технологий, оборудования, приборов, материалов. Однако стоимость их весьма существенна. К примеру, полный промышленный комплекс по переработке твердых бытовых отходов мощностью 100 тыс. т в год стоит 40–70 млн евро. Чтобы закупить эти технологии для переработки всех образующихся твердых бытовых отходов необходимы инвестиции в размере 1, 0–2, 0 млрд евро. Сроки окупаемости таких производств достаточно велики.

В связи с быстрым старением фондов важно найти оптимальное соотношение между использованием зарубежных предложений и отечественных разработок, особенно, в области модернизации применяемых в республике технологий. В этом случае очень важна проблема информационного доступа к отечественным достижениям, особенно, для средних и малых предприятий, расположенных в регионах. Существующая система научно-технической информации в регионах работает недостаточно эффективно. К примеру, в Гродно в былые времена крупный «Дом науки и техники» «живет» за счет сдачи своих помещений в аренду. Центр научно-технической и деловой информации занимается печатанием бланков. Поэтому потребности промышленности нередко не находят необходимых предложений органов научно-технической информации.

Инновационная инфраструктура — это важнейший элемент, от которого зависит эффективность инновационной деятельности в регионе. В мировой практике основу инфраструктуры составляют инновационные центры и технопарки. В Республике Беларусь в настоящее время достаточно эффективно функционируют только 2 технопарка: ЗАО «Технологический парк Могилев» и РУП «Метолит», базирующийся при Государственном национальном техническом университете.

В настоящее время функции управления инновационной деятельностью возложены на комитеты экономики областных исполнительных комитетов. Важным решением, стимулирующим инновации в Гродненской области, явилось образование централизованного инновационного фонда УЖКХ облисполкома. Подготовлена концепция Гродненской региональной научно-технической программы, направляющей усилия инновационной сферы на решение актуальных задач промышленности, сельского хозяйства и социальных проблем. Эффективность инновационной деятельности заметно ограничивается недостаточностью законодательно-правовой базы. В частности, до сих пор не введен в действие разработанный Палатой представителей Национального собрания Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.