Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирование внешней торговли России в современных условиях






Современные государства связаны между собой системой международных экономических отношений. Первой формой таких связей в истории была внешняя торговля, которая в настоящее время выступает в качестве одного из определяющих факторов экономического развития государств.

Без внешней торговли невозможно эффективно интегрироваться в мировую экономику, найти свое место в системе международного разделения труда. На современном этапе внешняя торговля является важным фактором, который формирует структуру, определяет векторы развития и придает устойчивость российской экономике и Единому экономическому пространству ТС.

Любое государство, которое регулирует свою внешнюю торговлю, придерживается определенных принципов. Россия в этом вопросе должна исходить из собственных социально-экономических интересов. При этом они не должны противоречить интересам других государств, входящих вместе с ней в Таможенный союз, ЕврАзЭС и СНГ. Учитывая, что Таможенный союз является не самой высокой формой экономической интеграции, объединяющий только три страны, Российская Федерация должна придерживаться следующих принципов регулирования внешней торговли:
- защита прав и законных интересов не только российских субъектов внешнеэкономической деятельности, но и субъектов других государств ТС на едином экономическом пространстве этого союза;
- поддержание в рамках ТС принципа равенства отношений со всеми участниками внешнеторговой деятельности, а также с третьими странами;
- единство таможенной территории стран ТС и реализация принципа солидарной внешнеторговой политики в отношении третьих стран, не входящих в этот союз;
- выполнение обязательств Российской Федерации в рамках Таможенного союза и по международным договорам. Реализация прав, закрепленных этими договорами, решениями Комиссии ТС, а с января 2012 г. – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК);
- обязательное согласование планируемых мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности РФ с другими странами ТС с использованием механизма принятия решений, предусмотренного нормативно-правовыми актами этого союза; гласность в разработке, принятии и осуществлении этих мер, обоснованность и объективность их применения;
- исключение неоправданного вмешательства государства во внешнеторговую деятельность и ущерба экономикам стран-участниц ТС, а также макроэкономике Единого экономического пространства ТС;
- обеспечение права на обжалование в административном, судебном или ином правомерном порядке незаконных действий субъектов внешнеэкономической деятельности;
- единство системы применяемых методов государственного регулирования на Единой таможенной территории и Едином экономическом пространстве;
- последовательное обеспечение для всех стран ТС единого режима наибольшего благоприятствования в торговле с третьими странами.

Национальные системы регулирования внешнеэкономической деятельности стран ТС способны оказывать воздействие на социальное и экономическое состояние Единой таможенной территории. Однако объединение государств в форме Таможенного союза предполагает совместную согласованную деятельность только в определенном экономическом пространстве. Она ограничена, во-первых, рамками беспошлинной торговли товарами и услугами внутри ТС и, во-вторых, единой системой таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли с третьими странами [1]. Вне этого пространства государства ведут национальную политику защиты своих интересов в тех областях, на которые не распространяется юрисдикция ТС.

За пределами компетенции ТС государства продолжают использовать свои методы и формы регулирования экономических процессов, влияющих в том числе и на принятие решений в области внешней торговли. Однако по мере трансформации ТС до более высоких уровней интеграции, например, до единого экономического пространства и социально-экономического союза, будут расширяться области, в которых можно будет проводить единую социально-экономическую политику.

В настоящее время вне рамок ТС остаются различные сферы и отрасли экономики, которые государство регулирует через госзаказы, национальную бюджетную, налоговую, страховую, банковскую и отчасти таможенную деятельность. Вне связи с другими странами Таможенного союза РФ использует национальные программы экономического развития, индикативное планирование, экономическое прогнозирование, систему государственного контроля и другие инструменты регулирования экономики.

Процессы регулирования внешней торговли и других областей экономики государства тесно взаимосвязаны. Они не должны противоречить социально-экономическим интересам государств, входящих в ТС, и вызывать отрицательные внешние эффекты по отношению к ним. Цели и задачи регулирования внешней торговли ТС подчинены решению общих стратегических задач во внешнеэкономической сфере и задач в области развития экономической интеграции. Тем самым будут создаваться условия перехода на более высокие ступени интеграции, например, к Единому экономическому пространству (ЕЭП) с общим рынком не только товаров, но и капитала, рабочей силы, услуг, а затем и Социально-экономическому союзу, предусматривающему проведение единой политики в социальной сфере союзных государств.

Средства и методы, применяемые для достижения намеченных стратегических целей, выбираются исходя из конкретных экономических и политических условий. Основными целями государственного регулирования внешней торговли России после создания ТС и вступления в ВТО можно назвать:
- проведение более энергичной структурной перестройки экономики и товарной структуры внешнеторгового оборота с учетом расширяющегося потенциала внешнеторговых связей России в аспекте ее вступления в ТС и членства в ВТО;
- создание таких благоприятных условий участия хозяйствующих субъектов в международном производстве, которые обеспечат им максимальный доступ к прогрессивным технологиям и без ограничений на мировые товарные рынки с учетом вновь открывающихся возможностей в связи с вступления в ВТО;
- защита национальных внешнеторговых и иных интересов, интересов единого внутреннего рынка ТС от конкуренции со стороны третьих стран и их союзов с использованием мер, которые не противоречат уставу ВТО, законодательству ТС и международным договорам;
- создание и поддержание благоприятных условий в области взаимоотношений с другими государствами, международными организациями и зарубежными партнерами. В современных условиях в международных экономических отношениях проявляются некоторые отличительные особенности. Так, во внешнеэкономической политике отдельных стран и интеграционных союзов государств усилилось противоречие между двумя основными трендами в их взаимоотношениях. С одной стороны, наблюдается коллективное стремление гармонизировать и консолидировать международные экономические, в том числе внешнеторговые отношения, а с другой – обостряется конкуренция между ними на мировых товарных рынках. Соперниками в конкурентной борьбе за ресурсы и рынки становятся новые формирующиеся экономические центры, такие, как Китай и Индия; союзы государств, например, БРИК; а также страны, выступающие с единых позиций, отвечающих их общим геополитическим интересам, этническим и религиозным взглядам.

Во внешнеэкономической политике усилилась конкуренция между двумя ее традиционными направлениями: политикой протекционизма и политикой либерализации внешнеэкономической деятельности. Современный протекционизм ориентируется на применение разнообразных методов нетарифного воздействия на внешнюю торговлю. Количество таких методов постоянно возрастает, появляются новые их виды, а традиционные методы постоянно совершенствуются. Их использование трудно проконтролировать международным организациям и государствам. Протекционизм становится более индикативным (избирательным) и коллективным (блоковым), противостоять которому отдельным странам становится все труднее.

Протекционизм в настоящее время отличается еще и тем, что более отчетливо проявляется его направленность по двум векторам. С одной стороны, это эффективный инструмент защиты национального предпринимательства и внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что можно рассматривать как пассивный аспект протекционизма. С другой стороны, государственный протекционизм чаще и целенаправленнее стали использовать для поддержания национального бизнеса в его экспансии на внешних товарных рынках.

Либерализация внешнеторговой деятельности в период преодоления последствий мирового экономического кризиса больше проявляется внутри блоковых объединений государств, нежели вне этих блоков. Отдельные развитые государства больше декларируют политику свободной торговли, а на деле придерживаются политики избирательного или коллективного протекционизма с использованием механизма финансовых и экономических санкций.

В традиционном понимании процесс либерализации внешнеэкономической деятельности связывается с расширением открытости экономик отдельных государств и их интеграционных союзов. Однако, несмотря на декларируемую свободу торговли со стороны экономически развитых стран, они, часто совместными усилиями, выстраивают сложную и коллективную систему ее регулирования, которая преследует не только экономические цели, но одновременно нацелена на решение задач геополитического, военного и ресурсного характера, которые, как правило, публично не декларируются.

Усиление государственного регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических отношений между странами и их союзами оправдано, если оно направлено на развитие международной торговли, преодоление последствий мирового экономического кризиса, недопущение нового кризиса и защиту внутреннего производства, если ему угрожают зарубежные конкуренты.

В России национальная система регулирования внешней торговли имеет следующие уровни: общегосударственный уровень, на котором формируется политика в этой сфере, предоставляются лицензии и квоты, осуществляется контроль над экспортом и импортом, делаются государственные экспортные заказы; уровень отраслей экономики, на котором государственная система регулирования внешней торговли создает благоприятные условия экспортным отраслям и производствам. Предусматривается также проведение контроля над экспортом стратегических товаров, защита предприятий, нуждающихся в государственной поддержке; уровень регионов и муниципальных образований, предприятия которых поставляют продукцию на экспорт.

К системе государственного регулирования внешней торговли России подключены международные организации и институты, наднациональные органы управления ТС. Они осуществляют разработку рекомендаций; гармонизируют административные и таможенные процедуры, применяемые в международной торговле; совершенствуют правила и типовые документы; осуществляют контроль над порядком и выполнением согласованных обязательств и требований, принятых в мировой практике.

Современная система регулирования внешней торговли России должна соответствовать новым условиям внешнеэкономической деятельности, которые формируются образованием ТС и ее вступлением в ВТО. Ближайшая цель этой системы – оказать субъектам внешнеторговой деятельности содействие в их стремлении выйти на мировые товарные рынки, относительно свободные от нетарифных и иных ограничений. Вступление России в ВТО и формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) являются шагами в этом направлении.

 


Государственное регулирование внешней торговли

30.01.2012, 12: 02
1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности. 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. 3. «Добровольные» экспортные ограничения. 4. Протекционистская политика государства. 5. Место внешней торговли в экономике России. 6. Структура внешней торговли России. 7. Всемирная торговая организация. 1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности Внешнеэкономические связи, как любая экономическая категория, имеют правовые нормы, которые юридически оформляются различны­ми директивно-законодательными актами. Регулирование внешнеэкономических связей производится на осно­вании двухсторонних правительственных соглашений и законодатель­ных актов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации. Основными принципами государственного регулирования внешне­торговой деятельности в РФ являются: - внешнеторговая политика - составная часть внешней политики РФ; - единство системы государственного регулирования внешнетор­говой деятельности и контроля за ее осуществлением; - единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасно­сти, политических, экономических и военных интересов, а также выполне­ния международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия мас­сового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия; - единство таможенной территорииРФ; - приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; - равенство участников внешнеторговой деятельности и их недис­криминация; - защита государством прави законных интересов участников внешнеторговой деятельности; - исключение неоправданного вмешательства государства и его ор­ганов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участни­кам и экономике Российской Федерации в целом. Государственная внешнеторговая политика осуществляется посред­ством применения экономического и административного методов ре­гулирования внешнеторговой деятельности. К ним относятся методы: • таможенно-тарифного регулирования, т.е. применение импортных и экспортных тарифов; • нетарифного регулирования, т.е. использование квотирования, ли­цензирования и т.п. Эти методы установлены Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности». Другие методы государственного регулирования внешнетор­говой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях: - обеспечения национальной безопасности страны; - выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; - защиты внутреннего рынка страны. Постановления Правительства РФ о введении количественных ог­раничений экспорта и импорта принимаются и официально опублико­вываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие. Распределение квот и выдача лицензий при установлении количе­ственных ограничений осуществляются, как правило, путем проведе-яия конкурса или аукциона или проведения операций по экспорту и (Или) импорту до суммарного исполнения квот. Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Пра­вительством РФ. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке. В случае когда какой-либо товар импортируется в настолько боль­ших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производите­лям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на терри­тории РФ, Правительство РФ в соответствии с общепризнанными нор­мами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового. Правовые, экономические и организационные основы таможенно­го дела определены Таможенным кодексом Российской Федерации. Таможенное дело осуществляют таможенные органыРФ, являющи­еся правоохранительными органами. Система таможенных органов включает: - Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТКРФ); - региональные таможенные управления; - таможни; - таможенные посты. В январе 1998 г. были созданы специализи­рованные таможенные посты для драгметаллов и драгкамней. Таможенное оформление драгоценных металлов, драгоценных кам­ней, янтаря и изделий из них производится на основании приказа ГТК РФ от 11 мая 2000 г. № 388. Таможенные органы выполняют следующие функции: - участвуют в разработке таможенной политики и в ее реализации; - обеспечивают соблюдение законодательства в области таможен­ного дела и принимают меры по защите прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенного дела; - защищают экономические интересы РФ; - взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; - обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; - ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемыми через таможенную границу РФ; - осуществляют таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ; - ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности; - осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жиз­ненно важных для интересов РФ материалов; - осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции; - обеспечивают выполнение международных обязательствРФ в ча­сти касающихся таможенного дела; - другие функции. Таможенный контроль проводится должностными лицами тамо­женных органов РФ путем проверки документов и сведений, необхо­димых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра то­варов и транспортных средств, личного досмотра); учета товаров и транспортных средств; устного опроса граждан; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов вре­менного хранения, таможенных складов, свободных складов, свобод­ных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подле­жащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ; в других формах, предусмотренных Таможенным кодексом и иными законо­дательными актами. 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли Таможенные тарифы – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими. I. В зависимости от внешнеторговой операции: - экспортные – данные виды пошлин не применяются в промышленно развитых странах, в РФ отменены с 1996 г. Но с 1999 г. введены экспортные пошлины на продукты нефтепереработки; - импортные; - транзитные. II. По способу взимания: - адвалорные – взимаются в процентах от цены товара; - специфические – в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара; - смешанные пошлины, при которых товар облагается и первой, и второй пошлинами. Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. Их в мировой практике существует четыре. 1. В 1983 г. Советом таможенного сотрудничества (СТС) была разработана Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). В ГС классификация осуществляется в соответствии со следующими признаками: - происхождение товара; - вид материала, из которого изготовлен товар; - назначение товара; - химический состав. ГС служит основой для переговоров в рамках ГАТТ и является базой для увязки с системами классификации ООН. Классификация в ГС происходит по шестизначному коду: первые две цифры кода означают товарную группу; четыре цифры – товарную позицию; шесть цифр – товарную субпозицию. 2. В 1985 г. была принята Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК). Классификация на уровне групп осуществляется: - по видам сырья – из которого изготовлен товар; - по степени обработки товара; - по назначению товара; - по месту товара в международной торговле. Система кодирования: первая цифра – товарный раздел; две цифры – товарная группа; три – товарная подгруппа; четыре – товарная позиция; пять – товарная субпозиция. 3. Классификация товаров по укрупненным экономическим группировкам (КУЭГ) – 1986 г., ООН КУЭГ основан на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все товары, перечисленные в этих классификациях, распределены по 7 группам в соответствии с их назначением, а внутри каждой группы – по степени обработки. Кроме того, некоторые товары объединены в группы по принципу промышленного или личного потребления, а некоторые - в зависимости от срока пользования. 4. Брюссельская Гармонизированная таможенная номенклатура (ГТН), принятая в 1988 г. ГТН включает в себя 97 товарных групп от животных до антиквариата. Особенности конкуренции на различных этажах рынка определяют степень тарифной защиты государством своего внутреннего рынка. Наименьшего протекционизма требуют обычно рынки базовых ресурсов. Рынки полуобработанных продуктов защищаются в 2, 5- 3, 6 раза сильнее, чем внутренние рынки сырья и топлива. Наиболее чувствительны к внешней конкуренции производители готовых изделий, поэтому рынки готовых изделий в 4, 3-7, 8 раза сильнее защищаются государством, причем внутри группы готовых изделий больше всего защищаются рынки транспортных средств, где сбываются не только автомобили, но и авиационная и космическая техника. Именно поэтому таможенные пошлины считаются средством структурирования производства, а также защиты молодых экспортных отраслей. Средний уровень ставок тарифа в РФ составляет 14%. Уровень ставок на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5% до 30%. Все нетарифные меры регулирования можно разделить на три группы. Внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства (более ½ всех мер): А) лицензирование (когда для ввоза/вывоза определенных товаров требуется получить установленный документ). Лицензии могут быть разовые (выдаваемые под осуществление конкретной одной экспортно-импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней) и генеральные (выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок; предприятие вносится в государственный реестр); Б) квотирование – это установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара в стоимостном или натуральном его виде. В) антидемпинговые пошлины – направлены против занижения цены экспортного товара и предусмотрены 6 статьей ГАТТ. Демпинг – это продажа товара по цене ниже нормальной в рыночных странах, а его худший вариант – продажа товаров по цене ниже себестоимости. Г) компенсационные (направленные против экспортных субсидий) пошлины. Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам ВТО определяет субсидию как прямой финансовый вклад, а так же не востребованные правительством части своего дохода. Все субсидии делятся на запрещенные (экспортные и направленные на замещение импортных товаров отечественными); дающие основания для принятия компенсационных мер; разрешенные. Компенсационные пошлины используются довольно широко и носят адресный характер. Д) специальные пошлины, или временные защитные меры, когда в результате непредвиденных обстоятельств, включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется в таких возросших количествах и при таких условиях, что это причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям. Специальные пошлины устанавливаются на срок, не превышающий 4 года. Введению антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин всегда предшествует расследование, в ходе которого доказывается необходимость и обоснованность применения указанных мер; Е) «добровольное» ограничение экспорта (ДОЭ) - это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен. Административные формальности: А) паратарифные меры. К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы, акцизы. Б) технические стандарты включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества. Технические барьеры подразделяются на следующие группы: 1) стандарты; в том числе стандарты, основанные на нормах здравоохранения и требованиях безопасности, стандарты промышленные и стандарты фармацевтические. 2) требования к маркировке и упаковке. Так, в 1993 г. в ЕС вступила в действие Директива, согласно которой изготовитель должен информировать о всех возможных рисках, связанных с потреблением его изделия, в инструкциях, при маркировке, на этикетке; 3) требования к товаросопроводительным документам. При ввозе живого скота и мясных продуктов необходимо представить документы, что фермеры не применяли гормоны, ускоряющие рост животных; 4) система измерений. В) государственная монополия, когда государство устанавливает монополию на внешнюю торговлю отдельными товарами. Например, во Франции и в Греции существует государственная монополия на импорт спичек. Меры экономического стимулирования экспорта, которые проводят специально создаваемые экспортно-импортные банки и другие организации. Эти меры включают в себя: А) государственное субсидирование; Б) льготное кредитование. Экспортное кредитование применяют, прежде всего, при поставках значительных по стоимости товаров и охватывает 12-20% всего объема экспорта промышленно развитых стран; В) страхование играет важную роль в современной международной торговле. Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование политических, военных и других рисков. 3. «Добровольные» экспортные ограничения Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям. «Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint – VER) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. «Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом. С начала 70-х годов широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта-добровольные экспорные ограничения (ДЭО). Когда не страна-импортёр устанавливает квоту, а страны-экспортёры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних более жёстких ограничительных мер на импорт в случае отказа добровольно ограничить экспорт, который наносит ущерб её местным производителям. «Добровольное» ограничение экспорта-количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнёров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширить объём экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, сталей, телевизоров, текстильных изделий и т.д., главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортом, а страной-экспортёром. 4. Протекционистская политика государства Современная внешнеторговая политика-это взаимодействие двух тенденций: - протекцианизма-политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков; - либерализации-связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: - селективный протекционизм который направлен против отдельных стран или товаров; - отраслевой протекционизм защищает определённые отрасли, прежде всего сельское хозяйство; - коллективный протекционизм проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; - скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики. Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от её конкретных целей. 5. Место внешней торговли в экономике России Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1995 г. составила около 1, 5 %, а в импорте – менее 1 %. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных свиней в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами – членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции. Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составила в 1996 г. 13 %, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 4: 1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами. За прошедшее с начала рыночных реформ время вся система организации и осуществления внешнеэкономической деятельности России, и прежде всего механизм ее регулирования, претерпела коренные изменения. Одновременно с ликвидацией государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и предоставлением всем хозяйствующим субъектам возможности свободно участвовать в ВЭД был демонтирован прежний планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капитала между национальным и мировым хозяйствами, начиналась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти процессы. В новой системе регулирования внешнеторговой деятельности основное внимание было сосредоточено на отмене административных ограничений экспортно-импортных и валютных операций, а центр тяжести в их регулировании был перенесен на использование экономических инструментов. Хозяйственное взаимодействие с внешним миром выступило катализатором рыночных преобразований, дав ощутимый импульс развитию тех инструментов и механизмов, которые были слабы или вообще отсутствовали, адаптации национальной экономики к функционированию в условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и обратных связей между спросом и предложением. Это взаимодействие способствовало возникновению и развитию конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к современным методам управления и маркетинга, деловой культуры. Известно, что в ходе либерализации внешней торговли начиная с 1991 г. нормальный товарообмен между РФ и другими странами был нарушен: из России в огромных, почти неконтролируемых количествах вывозилось сырье, тогда как отечественный рынок был наводнен низкокачественными импортными товарами народного потребления, и это явилось тяжким ударом для их российских производителей. Одним из негативных моментов реформирования всей системы внешнеторговой деятельности стал неоправданный слом старой институционально-организационной структуры. Произошел выход на внешние рынки большого числа неквалифицированных внешнеторговых операторов, что создает условия для заключения неэффективных внешнеторговых сделок и утечки валюты за рубеж. Важнейшим среди законодательных актов по регулированию внешнеторговой деятельности является Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», определяющий принципы ее осуществления и регулирования: 1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики России; 2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществление; 3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению вызова оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия; 4) единство таможенной территории РФ; 5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 6) равенство участников внешнеторговой деятельности, отсутствие дискриминации во взаимоотношениях между ними; 7) защита государством прав и законных интересов участников деятельности. В Законе прямо указывается, что отношения РФ с иностранными государствами в области внешней торговли строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и прав международного права, вытекающих из международных договоров страны. Вместе с тем события последних двух-трех лет свидетельствуют о том, что все более серьезную угрозу интересам России во внешнеэкономической сфере начинает представлять стремление определенных политических и деловых кругов за рубежом использовать негативные процессы в российской экономике в собственных целях, с тем чтобы ослабить экономическую самостоятельность России, придать необратимый характер деградации отечественного технологического и промышленного потенциала, так или иначе способствовать закреплению ее топливно-сырьевой специализации в мировом хозяйстве. В результате в настоящее время в западных странах: - сохраняется большинство торгово-политических барьеров времен «холодной войны»; - не прекращаются попытки вытеснения России с наиболее выгодных и перспективных зарубежных рынков; - сохраняются дискриминационные ограничения на доступ России к мировым рынкам технологий и капитала; - скрытно поощряется неконтролируемый вывоз из страны капитала, рабочей силы и отдельных видов стратегически важных сырьевых и промышленных товаров; - отыскиваются все новые препятствия для равноправного участия России в международных механизмах финансово-экономического и торгового регулирования. Практически все зарубежные государства осуществляют целевые программы всемирного содействия экспортным операциям путем создания для них благоприятных торгово-политических и экономических условий. В России подобный подход также постепенно формируется, хотя и с существенным запозданием. Принципиальной вехой на этом сложном пути стал Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», одна из глав которого специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. 30 ноября 1995 г. Президент РФ подписал Указ «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров», предусматривающий возможность их финансовой поддержки, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. В развитие данного Указа было принято постановление Правительства РФ от 20 января 1996 г. «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг», конкретизировавшее основные направления государственной финансовой, налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров. Наконец, постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. была утверждена Федеральная программа развития экспорта, определяющая приоритеты в экспортной деятельности и ее перспективы вплоть до 2005 г., а также основные средства достижения поставленных целей. Вместе взятые указанные документы были призваны составить основу долгосрочной системы внешнеторгового регулирования. Стратегической целью издания данных документов являлось создание системы поддержки российского экспорта товаров и услуг. Ими были предусмотрены также конкретные меры государственной поддержки экспортного производства и экспортеров, в том числе и экспорта машинотехнической и наукоемкой продукции. Однако реализация намеченных мер тормозится в настоящее время существенными бюджетными ограничениями и отсутствием практического опыта в налаживании действенной системы государственных гарантий и необходимых для этого финансовых инструментов. Важнейшее значение для выработки целенаправленной системы стимулирования экспорта имеет продуманный выбор приоритетных производств, которые могли бы составить основу международной специализации страны. Нельзя рассчитывать, что такой выбор способен сделать сам рынок. Экспортные приоритеты, как подтверждает практика наиболее успешно выступающих на международных рынках стран, необходимо определять, ориентируясь не на текущее соотношение спроса и предложения, а на устойчивые тенденции национального и мирового развития. Они должны вытекать из направлений структурно-инвестиционной стратегии государства, учитывать не только нынешние, но и потенциальные возможности реализации национальных конкурентных преимуществ на зарубежных рынках. 6. Структура внешней торговли России Рыночные принципы все активнее внедряются в хозяйственную жизнь России, страна становится более открытой для своих зарубежных партнеров. Организация внешней торговли, ее структура и динамика во многом характеризует состояние развития национальной экономики, ее проблемы и перспективы развития, степень влияния на мирохозяйственные связи. Несмотря на то, что роль внешней торговли в экономике России имеет тенденцию к повышению, доля самой России в мировом экспорте и импорте в последние годы колеблется соответственно вокруг 1, 5- 1, 2%. Доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте страны не достигает 25 %, что значительно меньше, чем в развитых европейских странах. Все более значительную роль в российской внешней торговле играют развитые страны. Хотя Россия традиционно «привязана» к экономике стран СНГ, ее внешнеторговая ориентация – на стороне стран ЕС, Северной Америки, и других стран с развитой рыночной экономикой. Преимущественными торговыми партнерами России как по экспорту, так и по импорту являются страны, входящие ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития), на которые приходится более 1/3 российского торгового оборота. Роль стран СНГ географически остается важной, но экономически не отличается стабильностью. Между тем, с точки зрения стратегической перспективы сохранение ближайших соседей в качестве партнеров не может играть важного стабилизирующего фактора как для России, так и для самих стран СНГ. Даже укрупненные статьи экспорта и импорта, как свидетельствуют данные диаграмм 1-4, показывают, что пока включение России в мировую экономику проходит по энерго- сырьевому сценарию. Подобная страновая ориентация во многом определяется содержательной стороной экспортно – импортных операций. В последние годы на мировой рынок поставляется свыше 40% добываемой в стране нефти, более 35% минеральных удобрений, не менее 25% круглого леса, свыше 60% фанеры. В то же время образовалась устойчивая зависимость российского внутреннего рынка от импорта продовольствия и ряда других товаров. Так, импортируемое мясо покрывает около 60% внутреннего спроса, масло сливочное - около 50%, масло растительное - около 30%. Почти полностью «захватили» российский внутренний рынок импортные телевизоры, видеомагнитофоны, холодильники, персональные компьютеры, множительная и копировальная техника, другие сложные бытовые приборы. Обстоятельства таковы, что в текущий период трудно ожидать изменений в структуре и направленности внешней торговли, хотя кризис финансовой системы, резко обострившийся во второй половине 1998г., вызвал значительное сокращение импорта, что неизбежно обострило структурные диспропорции в экономике вообще и личном потреблении граждан в частности. С содержательной стороны внешнеторговый оборот является одним из факторов как национальной конкурентоспособности, так и национальной экономической безопасности. Топливно-сырьевая направленность российского экспорта определяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны и ее внешне –экономические позиции от конъюнктурных колебаний цен на сырье и топливо на мировых рынках.Так, в 1997г., резко упали мировые цены на нефть и металлы, что сразу усугубило внутреэкономическое положение страны. Повсеместное снижение цен на мировых рынках сырья, металлов, энергоносителей можно сравнить с реакцией мировой экономики на относительное перепроизводство базовых товаров на кануне серьезных структурных перемен в мировом хозяйстве. Чем раньше Россия сумеет учесть изменяющиеся мировые тенденции, тем быстрее она сможет конкурировать на мировом рынке, тем устойчивее она будет себя ощущать по всем экономическим параметрам. 7. Всемирная торговая организация Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария). ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Основополагающими принципами и правилами ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д. Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином " многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В 2000 году участниками ВТО являлись 132 государства, причем только Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми членами, а остальные имели статус страны-учредителя. В настоящее время более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую Аравию, страны Балтии и практически все государства СНГ) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию. (Более подробно см. информационно-аналитический материал " О ходе присоединения России к ВТО"). На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО. Прежде всего, эти переговоры касаются " коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.