Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70-90-Х гг. ХХ В




В 70–90 гг. XX в. широкое распространение получают различные философские школы.

1. Постпозитивизм.Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер – весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик.

В конце 40-50-х гг. Поппер пишет работы, в которых отстаивает идеи социал-реформизма, критикуя при этом марксизм: «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма».

Поппер исследует важные проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии.

Суть философской концепции Поппера в том, что существуют три мира:

– философский;

– ментальный;

– мир объективной истины (мир роста научного знания).

По мнению Поппера, будущее науки – за принципом фальсификации,позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим, его суть:

– если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена;

– лишь те теории должны считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность;

– важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).

Методология науки.Американский философ и историк науки Томас Кунявляется представителем одной из школ постпозитивизма – философии науки.Он стал известен после выхода в свет его книги «Структура научных революций»,в которой Кун изложил свою концепцию философии науки – это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм (моделей теоретического мышления, приверженных различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки).

Кун ввел понятие «нормальной науки»,под которой понимается развитие науки в рамках конкретной, определенной парадигмы.

Философия (методология) науки взаимосвязана с таким философским направлением, как «научный материализм».Основными представителями его являются американские философы Э. Нагельи Д. Мор-голис,австралийский философ Д. Армстронг,аргентинский физик и философ М. Бунгеи др.

Основная задача «научного материализма» – соотношение материи и сознания.

«Научный материализм» объединяет несколько школ: школа «элиминативного материализма», считающая единым психическое и физическое (Армстронг, Уилкс); школа «кибернетического материализма», представляющая психическое как аналогию функциям ЭВМ (Пат-нэм, Сейр); школа «эмертжентистского материализма», понимающая психическое как результат эволюции материи (Бунге, Марголис, Сперри) и др.

Герменевтика.Герменевтика (разъясняю, истолковываю) – искусство и теория интерпретации текстов.



Герменевтики 70-90-х гг. разрабатывают «понимание» не как прикладную задачу, возникающую в процессе истолкования текстов, а как фундаментальную характеристику человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление.

Философия интуитивизма.В 80-90-е гг. получили распространение идеи интуитивизма, которые соединили интуицию с современным научным знанием – медициной, биологией, физикой и др.

Современные интуитивисты предлагают человеку выйти за пределы его чувственного земного опыта и опереться на духовный, мистический, религиозный опыт.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал