Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-правовой статус государственных служащих.






Государственным служащим является гражданин РФ, ис­полняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств государственного бюджета соответствующего субъекта РФ.

Государственные служащие федеральных органов государ­ственной власти, органов государственной власти су& ъектов РФ, а также иных государственных органов, образуемых в соответ­ствии с Конституцией РФ, признаются настоящим Федераль­ным законом государственными служащими России.

Законодательство РФ о государственной службе состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, федераль­ных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а так­же конституций, уставов, законов и иных нормативных пра­вовых актов субъектов РФ.

Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной вла­сти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ (далее - госу­дарственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государ­ственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности подразделяются на:

1) должности, устанавливаемые Конституцией РФ, феде­ральными законами (государственные должности РФ), консти­туциями, уставами субъектов РФ (государственные должности

субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Пра­вительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной вла­сти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие), — государственные должности категории «А».

Размер и виды денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории «А», определяются фе­деральными законами и законами субъектов Российской Фе­дерации;

2) должности, учреждаемые в установленном законодатель­ством РФ в порядке для непосредственного обеспечения ис­полнения полномочий лиц, замещающих должности катего­рии «А», — государственные должности категории «Б»;

3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, — государственные должности категории «В».

Перечень государственных должностей категорий «А», «Б» и «В» дается в Реестре государственных должностей в Россий­ской Федерации.

В целях технического обеспечения деятельности государ­ственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.

2. Государственная должность государственной службы — это государственная должность категории «Б» или «В», вклю­ченная в Реестр государственных должностей государственной службы РФ, то есть лица, замещающие государственные дол­жности категории «А» по существу не являются государствен­ными служащими и, как следствие, на них не распространя­ются ограничения и они не несут дисциплинарную ответствен­ность, предусмотренную федеральным законом для остальных категорий государственных служащих, что противоречит час­ти 2 ст. 15 Конституции РФ, так как обязанности соблюдения Конституции и исполнения законов органами власти и их дол­жностными лицами должны быть гарантированы и обеспече­ны юридическими мерами ответственности.

В Реестр государственных должностей государственной службы РФ включаются государственные должности катего­рий «Б» и «В», классифицированные по группам (кроме госу­дарственных должностей категории «А», которые по закону не являются государственными служащими, что усугубляет про­блему обеспечения законности в государственном управлении). й настоящее время необходимо разработать и принять Федеральный закон «Дисциплинарной устав государственных слу­жащих ФОИВ» и «Административный кодекс РФ», который регламентировал бы управленческие отношения в сфере осу­ществления задач и функций государственного управления. Конституционная основа такой ответственности государствен­ной власти и их должностных лиц закреплена в ст. 53 Консти­туции РФ.

Реестр государственных должностей государственной служ­бы РФ утверждается указом Президента РФ.

Классификация государственных должностей государствен­ной службы

1. Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:

• высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

• главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

Ш ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

• старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

• младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

Государственные должности государственной службы под­разделяются по специализациям, предусматривающим нали­чие у государственного служащего для исполнения обязаннос­тей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования.

Специализация государственных должностей государствен­ной службы устанавливается в зависимости от функциональ­ных особенностей государственных должностей государствен­ной службы и особенностей предмета ведения соответствую­щих государственных органов.

В квалификационные требования к служащим, замещаю­щим государственные должности государственной службы, включаются требования к:

1) уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государствен­ной службы;

2) стажу и опыту работы по специальности;

3) уровню знаний Конституции РФ, федеральных законов,

конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

По вопросу, касающемуся квалификационных требований по государственным должностям федеральной государственной службы, см. указ Президента РФ от 30.01.1996 № 123.

Гражданам, претендующим на государственную долж­ность государственной службы, необходимо иметь:

1) для высших и главных государственных должностей го­сударственной службы — высшее профессиональное об­разование по специализации государственных должнос­тей государственной службы или образование, считаю­щееся равноценным, с дополнительным высшим профес­сиональным образованием по специализации государ­ственных должностей государственной службы;

2) для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное об­разование по специальности «государственное и муни­ципальное управление» либо по специализации государ­ственных должностей государственной службы или об­разование, считающееся равноценным;

3) для младших государственных должностей государствен­ной службы — среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государ­ственной службы или образование, считающееся равно­ценным.

Решение о признании образования равноценным принима­ется федеральным органом по вопросам государственной служ­бы.

Существуют иные требования к государственным должнос­тям государственной службы, которые устанавливаются феде­ральными законами и законами субъектов РФ, а также норма­тивными актами государственных органов.

28. Формы государственной управленческой деятельности, её правовая основа.

Формы управленческой деятельности выражают, по сути, ее содержание. Они дают представление о том, как практически выполняется данная функция управления, решается данная управленческая задача. Фактически речь идет о том, как осуществляется сама управленческая деятельность. Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Формы управленческой деятельности многообразны, однако вовсе не значит, что каждый орган государственного управления полностью самостоятелен в выборе способа своих действий. Как правило, формы деятельности регламентируются административно-правовыми нормами (например, в положениях об отдельных органах государственного управления, должностных инструкциях). Вместе с тем общая регламентация форм управленческой деятельности не создает препятствий для свободного выбора самим органом управления той из установленных форм, которая в данной ситуации представляется наиболее целесообразной и эффективной. При этом выбор конкретных форм управленческой деятельности подчинен определенным закономерностям. Так, форма должна соответствовать характеру данной функции управления, содержанию и характеру разрешаемых управленческих вопросов, особенностям конкретного объекта управления, наконец, целям данного воздействия (надобность в прямых юридических последствиях или их отсутствие и т.п.).

В науке административного права наиболее распространенаклассификация форм управленческой деятельностипо следующим группам:

· издание правовых актов – нормативных и индивидуальных (принятие решений);

· совершение иных юридически значимых действий;

· проведение непосредственно организационных мероприятий;

· осуществление материально-технических операций. Фактически здесь речь идет о различии управленческой деятельности по ее конечному результату, или ее правовым последствиям.

В издании правовых актов в наибольшей степени проявляется государственно-властный характер управления.Осуществляя эту форму управления на основе и во исполнение закона, органы управления практически реализуют свои функции. Поэтому эта форма управленческой деятельности наиболее значима, является правовой, т.е. влечет юридические последствия. Через данную форму реализуются правоприменительные, правоустановительные и правоохранительные функции исполнительной власти.

В правовых актах органы управления либо устанавливают новые общие правила поведения (нормативные акты), либо принимают предписания персонифицированного характера по конкретным обстоятельствам дела (индивидуальные акты). Совершение иных юридически значимых действий также является правовой формой управленческой деятельности. Они осуществляются при наступлении соответствующих условий, указанных в правовой норме, без принятия индивидуальных актов. Это такие действия, как применение мер пресечения противоправных действий (задержание нарушителя, изъятие и уничтожение спиртных напитков домашней выработки, изъятие вещей и документов); регистрация определенных фактов (регистрация граждан, регистрация автотранспорта); выдача официальных документов типа прав на вождение транспортных средств и т.д.

Проведение непосредственно организационных мероприятий относится к неправовым формам управленческой деятельности и включает: инспектирование, изучение и распространение передового опыта, разъяснение содержания и целей законов и иных правовых актов, подготовку и рассылку информационных материалов, обзоров, писем и т.д. Все они широко используются для обеспечения четкой и эффективной работы соответствующих систем управления. Организационные мероприятия не нуждаются в издании специальных юридических актов, они осуществляются в порядке текущей управленческой деятельности. Однако как предпосылки, так и результаты их совершения могут фиксироваться и юридически (например, приказ министра о реализации предложений и замечаний участников отраслевого совещания, результаты проверок оформляются соответствующими приказами и т.п.).

Материально-технические операции имеют исключительно вспомогательное значение. Их совершение является необходимой предпосылкой для правотворческой и правоприменительной деятельности в процессе осуществления государственного управления. К материально-техническим операциям относятся: ведение делопроизводства; регистрация фактов; оформление документов; сбор, подготовка и обработка информационных материалов; учетно-статистические работы; составление справок, отчетов и др. При осуществлении материально-технических операций все шире используются различные средства организационной техники и автоматизации, что значительно облегчает обработку объемной управленческой информации, повышает производительность и культуру управленческого труда.

Выбор тех или иных форм зависит от следующих обстоятельств:

1) компетенции данного органа (должностного лица);

2) особенностей объекта управляющего воздействия (в частности, влияние форм собственности);

3) конкретной цели совершаемых управленческих действий;

4) характера решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.