Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Нового времени. Связь возникновения философии Нового времени с развитием науки. Основные тенденции развития философии Нового времени.






У людей, которые основали современную науку, было два достоинства: это огромное терпение в наблюдениях и большая смелость в выдвижении гипотез. Последним из этих достоинств обладали ранние греческие философы, первое в значительной степени имелось у более поздних астрономов античности. Коперник, как и его великие преемники, обладал обоими достоинствами. Он знал все, что можно было узнать о видимых движениях небесных тел по небесной сфере при помощи существовавших в его дни приборов, и понимал, что гипотеза о суточном вращении Земли была более экономна, чем гипотеза о круговом вращении всех небесных сфер.

Кроме революционизирующего влияния на понимание космоса, у новой астрономии было еще два больших достоинства: первое - это признание того, что все то, во что верили с древних времен, могло быть ложным; второе - что проверкой научной истины является терпеливый сбор фактов вместе со смелой догадкой относительно законов, объединяющих факты.

Галилей был осужден инквизицией, он отрекся от своих теорий и обещал больше никогда снова не утверждать, что Земля вращается вокруг своей оси или вокруг Солнца. Инквизиции удалось положить конец развитию науки в Италии, которая там так и не возродилась в течение столетий. Но ей не удалось помешать ученым принять гелиоцентрическую теорию, а своей косностью она нанесла значительный ущерб церкви. К счастью, существовали протестантские страны, где священники, тоже всемерно стремясь причинить вред науке, не могли добиться контроля над государством.

Первое, что нужно отметить, это устранение почти всех следов анимизма из законов физики. Греки, хотя они и не говорили об этом совершенно ясно, очевидно, считали силу движения признаком жизни. Здравомыслящему наблюдателю кажется, что животные двигаются сами, в то время как мертвая материя движется только тогда, когда ее принуждает к этому внешняя сила. Душа животного, по Аристотелю, имеет различные функции, и одна из них - двигать тело животного. Солнце и планеты, по мнению греков, достойны быть богами или по меньшей мере управляться и двигаться богами.

Открытие первого закона движения изменило это представление. Безжизненная материя, однажды приведенная в движение, продолжает двигаться до тех пор, пока какая-нибудь внешняя причина не остановит ее. Более того, внешние причины изменения движения сами оказывались материальными всякий раз, когда их можно было определенно установить. Во всяком случае, солнечная система сохраняла свое движение посредством своего собственного количества движения и своих собственных законов; не требовалось никакого внешнего вмешательства. Вероятно, тогда еще казалось, что Бог необходим, чтобы пустить в ход весь механизм; планеты, согласно Ньютону, первоначально были приведены в движение рукой Бога. Но когда Бог привел в движение планеты и установил закон тяготения, все пошло само собой, без дальнейшей необходимости в божественном вмешательстве. Когда же Лаплас предположил, что те же самые силы, которые действуют сейчас, возможно, явились причиной возникновения планет, которые выделились под действием этих сил из Солнца, роль Бога в развитии природы уменьшилась еще больше. Он мог оставаться творцом, но даже это было сомнительно, поскольку не было ясно, имел ли мир начало во времени. Хотя большинство ученых являли собой пример набожности, однако воззрение, которое складывалось под влиянием их научной деятельности, представляло собой угрозу для религии, и совершенно естественно, что теологи были встревожены.

Теория Коперника должна была бы унизить человеческую гордость, но произошло противоположное, торжество науки возродило человеческую гордость. Умирающий античный мир мучился чувством греха и завещал его как тяжелую ношу средним векам. Быть смиренным перед Богом было и правильно, так как Бог наказал бы за гордость. Эпидемии, наводнения, землетрясения, турки, татары и кометы ставили в тупик эти мрачные века, и считалось, что только все большим и большим смирением можно предотвратить эти действительные или угрожающие бедствия. Но оставаться смиренным, когда люди достигли таких успехов, стало невозможно.

Природа и ее законы были скрыты во тьме,

Но Бог сказал: " Да будет Ньютон", - и стало светло.

20. Основные идеи теории познания Ф. Бэкона. Учение Бэкона о четырех " идолах". Проблема метода в теории познания Бэкона.

Теория двойственности истины: теология имеет своим объектом Бога, наука - природу. Необх. разгран. сферы компет. Б.: Бог - творец мира и человека, но только объект веры. Знание не зав. от веры. Ф. основ-ся на знании и опыте. Гл. препятствие - схоластика. Осн. порок - абстактность, вывед. общ. пол. из частных. С пом. силлогизмов нельзя достичь подлин. знания, т.к. сил. часто сост. из смутных и недостат. четких понятий, сл. все рассужд. рушится. Источник чел. знания - чувств. опыт. Важность опытн. иссл-я, восход. от единичн. явл. и прост. умозакл. к общим полож. Сл., первое условие прогресса знания явл. усоверш. методов обобщ., образ. понятий. Процесс обобщения есть индукция. И. исх. из ощущений, отд. фактов, шаг за шагом без скачков подним. до общ. полож. Гл. задача - созд-е нов. метода позн-я. Суть: 1) наблюдение фактов; 2) их системат. и классиф.; 3) отсечение ненужн. фактов; 4) разлож-е явл-я на сост. части; 5) проверка фактов на опыте; 6) обобщение. Б. эмпирик: позн-е нач. с чувств. данных, кот. нужд. в эксперим. проверке и подтвержд., сл.судить о явл. природы следует лишь на осн. опыта. Б. тж. считал, что позн-е должно стрем. к раскрытию внутр. прич.-сл- связей и законов прир путем обраб. данных орг. чувств и теор. мышл.. Поставил вопр. о необх. единства чувств. и рац-го. Однако недооценивал роль теор. мышл., полагался на индукт. метод.

Учение об идолах. Критика идолов человеческого разума. Цель Бэкона – очистить от идолов мир, чтобы потом его познавать. Истина - дочь не авторитета, а времени. Необходимо очистить человеческий разум, чтобы познать природу, чтобы властвовать над природой, но подчиняться ее законам. До Бэкона: схоластика и голые эмпирики. Эмпирика - муравьи, собирают что-то, но в рамках целого представить не могут. Настоящий ученый как пчела – берет, но не все, что попало, а потом делает мед (организован, есть иерархия, есть ценный продукт). Таким образом Бэкон ставит вопрос о структуре научных обществ. Бэкон - оптимист. Hадо начинать с сомнений, но после опираться на эксперимент - надо строить науку. Идол рода (племени) - заблуждение, связанное с самой биологической структурой человека. Человек воспринимает мир через свою систему координат. Филогенез. Человек - это существо мезокосмоса (космос средних размеров). Он видит смысл в определенных диапазонах. Идол пещеры (а ля Платон). Каждый человек в своей пещере. Онтогенез. Уникальность каждого человеческого существа должна делать поправку на особенности восприятия и тому подобное. Идол рынка (площади). Расхождение научных представлений с обыденными. Есть опасность смешения научного языка и обыденного. В одни и те же слова может вкладываться различное содержание. Идол театра. Над учеными всегда довлеет некая метафизическая конструкция, некие основные понятия, понятия пpичино-следственных связей, времени, пространства. Только очистив сознание от этих идолов можно приступить к классификации наук. Бэкон: естественные выделки из человеческой души. В этом смысле повторяет Платона, который строил государство исходя из строения человеческой души. Душа: разумная часть (теоретические науки), память (историческая часть), эмоционально-волевая часть (практические науки). Только развивая все это совместно можно достичь развития науки.

 

21. Основные идеи теории познания Р. Декарта. " Методологическое сомнение" Декарта и его рационалистическая теория познания.

Декарт. Обосновывает ущербность эмпирического метода: чувства могут быть обманчивы (что вдалеке кажется большим, вблизи кажется маленьким), отсутствие достаточной линии размежевания между иллюзиями и явью. Рацио – человеческий разум. Методологический принцип сомнений – “сомневайся во всем”. В чем сомневаться? в органах чувств (полка, опущенная в воду, кажется сломанной), в некоторых понятиях (кентавр - его никто не видел, но понятие существует), можем сомневаться и в идее бога (а стоит ли за этим бог? может это дьявол посылает нам ложные идеи). Сомневаться нельзя в своем собственном мышлении: “мыслю, следовательно существую”. Сомнение есть атрибут мышления. Каждый может обратиться внутрь себя, посомневаться и определить, что он мыслит. Рационалистический метод Декарта (см. далее). Три вида идей: 1. чувственные (на основе опыта, ощущений), 2. Определенного рода обобщения. 3. Врожденные идеи.

Принцип дуализма: равнозначность духовной и материальной субстанции. Бог Декарта это сверхсовершенная сущность, противостоящая сомневающемуся человеку. Бог – очевидная истин, присутствующая в сознании человека. Идея бога является врожденной. Онтологические доказательства существования бога: 1. Человек может понять свою ограниченность и противопоставить ей неограниченность другого создания, поэтому должен быть бог. 2. Не имея идею о всемогущего существа, нельзя иметь идею об атрибутах существования. Залогом истинности очевидных понятий выступает бог. Бог не может обмануть, иначе он был бы не богом, а обманщиком. Д. считал, что не мышление порождает бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы. Первопричина - Бог - не может обманывать человека, следовательно познание чувств. восприн. мира возможно. Задача - использование познавательных способностей правильно.

“Учение о методе” (рационалистический метод). В основе лежит сомнние. 1. Первичная истина должна быть очевидной. То, что ты сомневаешься – очевидно это в тебе. Дерево науки: корни - метафизика, ствол - физика, ветви - конкретно плодоносные науки (механика, медицина, этика). Наука – некоторая система, где все неразрывно связано.2. Анализ (индукция). Во всех случаях надо сводить все сложное к простому (это аналитическая процедура). 3. Принцип последовательности. Необходимо идти от простог к сложному, не пытаться понять весь объект во всем его многообразии. 4. Энумерация (систематизация).

Первичные истины постигаются с помощью интуиции. 1. Рациональная интуиция (основана на эмпирических понятиях). 2. Иррациональная интуиция (озарение, благодать от бога). Декарт говорит об интелелктуальной интуиции (истина познается с помощью ума). Пример: треугольник – фигура, ограниченная тремя линиями. Математические истины (шар имеет одну поверхность).

Он исходил из факта сущ-я мысли и приходил к реальности всего физ. мира. Чувства и опыт - лишь дополнит. способ подтвержд. знаний, получ. путем разума и дедукции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.