Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представления подростков о семье и семейных ценностях.






 

 

Семья - один из основных институтов общества, который придает ему устойчивость и возможность воспроизводить потомство в последующих поколениях. Вместе с тем семья представляет собой малую группу – стабильную часть социума. Семья является уникальным и пока единственным социальным институтом, который воспроизводит человека как носителя социально- культурной информации.

Семья появляется, чтобы удовлетворить личные потребности и интересы каждого ее члена. По мере своего развития семья соединяет потребности группы с общественными потребностями. В семье потребности личности упорядочиваются в соответствии с культурой, сформировываются на базе принятых социальных ценностей, образцов поведения и норм в обществе, которые впоследствии обретают значение социальных функций. Отличительной чертой семьи как социального института является не только воспроизводство человека, а главное его духовное и нравственное воспитание. Формирование и поддержание моральных и семейных ценностей поддерживает функционирование общества как системы, ее социальных норм и санкции. Очевидно, семья несет ответственность за молодое поколение.

Это коренным образом отражается на внутренних структурных связях современной семьи, которая характеризуется количественным составом и количеством поколений, которые живут вместе, а также позициями социальных ролей и системой отношений.

В настоящее время семья – первичная социально-экономическая группа, обыкновенно включает обоих родителей и ребенка. Такая семья считается нуклеарной семьей из-за того, что основным центром семьи, который отвечает за воспроизводство будущих поколений, являются только родители и их потомство. Они составляют социальную, биологическую, экономическую основу каждой семьи. Когда в одной семье живут несколько поколений, то она считается расширенной. Нуклеарная семья – это группа людей, связанная кровным родством и образованная только двумя поколениями, как говорилось выше, это родители и дети.

В каждой отдельной семье существует своя объективная система воспитания, которая не обязательно осознается. То есть под этим мы подразумеваем, что родители могут не применять целенаправленного влияния на ребенка, использовать методы и приемы воспитания и учитывать то, что можно и чего нельзя допускать в отношении ребенка. Ученые выделяют четыре тактики воспитания, на их основании четыре типа семейных взаимоотношений, которые являются как предпосылкой, так и их результатом. Это диктат, невмешательство, сотрудничество и опека. Исходя из этих тактик воспитания у детей складываются представления о ценности семьи и семейного воспитания, роли родителей и месте детей в ней. Рассмотрим их более подробно.

Диктат характеризуется систематическим подавлением некоторыми членами семейства, в основном это взрослые, чувств собственного достоинства и активность у других его членов. Разумеется, родителям необходимо предъявлять требования к своим детям сообразно целям воспитания, нравственных норм, а также в контексте ситуации, в которой необходимо основываться на педагогически и нравственно правильном решении. Тем не менее, родители, предпочитающие насилие и указания в резкой форме как основные приемы воздействия, обязательно будут сталкиваться с ответной реакцией ребенка, которая может быть в форме обмана, сопротивления, грубости и ненависти. Когда же сопротивление исчезает, вместе с ним и пропадают многие необходимые и ценные черты личности, такие как самостоятельность, вера в свои возможности и себя, чувство собственной значимости и достоинства, отсюда возникают сопутствующие проблемы. Жесткий авторитарный стиль воспитания, отсутствие внимания к нуждам и мнению ребенка, его интересам, постоянная невозможность высказать собственное мнение касательно его деятельности, все это приведет к нарушениям при формировании внутреннего мира ребенка, его личности, он будет склонен к тревогам, страхам, мнительности, неуверенности к себе.

Тактика невмешательства основывается главным образом на целесообразности и возможности ребенку независимого существовать от взрослого. В такой семье существует два отдельных мира, в одном находятся взрослые, в другом дети, которые разделены чертой, заступать за которую не следует. Основной чертой родителей использующих такую тактику взаимоотношений является пассивность. Таким образом, дети предоставлены самим себе и на них не оказывается должного влияния.

Сотрудничество предполагает под собой отношения с общими целями и задачами, которые решаются посредством совместных действий всеми членами семьи, которые основываются на нравственных ценностях. Все члены семьи поддерживают друг друга во всех сферах жизни. У ребенка есть самостоятельность, но он не остается без присмотра.

При опеке отношения в семье складываются таким образом, что родители всячески удовлетворяют все потребности ребенка, при этом ограждая его от каких-либо усилий и действий с его стороны. Следствием этого является то, что не происходит активного развития личности. Основной проблемой родителей оказывается полное удовлетворение потребностей ребенка и необходимость оградить его от всех возможных трудностей жизни. Таким образом, они мешают важному процессу подготовки детей к реальной жизни за пределами родительской опеки. Поэтому именно такие дети наиболее неприспособленны для жизни в коллективе, именно у них наблюдается большое количество срывов. Опять же спустя какое-то количество времени наступает момент, когда дети начинают сопротивляться чрезмерному количеству опеки. В результате у детей не формируются такие качества как самостоятельность, активность, отстраненность от решений, которые касаются их лично, не говоря уже о проблемах, возникающих в семье.

Наиболее продуктивным стилем является сотрудничество, однако, в основном в воспитании присутствует смешение стилей.

Представления подростков о семье зависит от нескольких основополагающих факторов это возраст, половая принадлежность, образ жизни и наконец, социальный статус. Все это обуславливает структурное содержание представлений подростков о семье. Как правило, эти представления многовариантны, но можно выделить несколько основных моделей: традиционную, детоцентрическую и супружескую.

Для традиционной модели характерно воспитание у детей уважения у старшим, как к авторитету. Основное требование в такой семье это подчиняться старшим. В процессе социализации у ребенка появиться навык без труда войти в социум, который характеризуется вертикально-организованной общественной структурой. То есть, они без труда интериоризирует традиционные ценности, однако могут испытывать сложности при создании собственной семьи. Они не проявляют инициативу, у них недостаточно гибкости в общении, все их действия основаны на представлении о должном.

Основная задача в детоцентрической семье это обеспечение абсолютного счастья ребенка, для этого и создана семья. Здесь влияние исходит от ребенка к родителю. У таких детей будет сформирована высокая самооценка, которая может привести к конфликтам среди социального окружения. По обыкновению, такие дети воспринимают окружающую среду как враждебный мир. Поэтому существует большой риск социальной дезадаптированости ребенка, на первоначальном этапе это будет школа.

Супружеская модель, также ее называют демократической, основной целью подразумевает доверие, взаимопринятие, самостоятельность всех членов семьи. В такой семье присутствует диалог, потому что каждый находиться в равных позициях. Взаимные интересы имеют большое значение и всегда учитываются. Ребенок, воспитанный в данном модели, усваивает демократические ценности, у него гармоничные представления свободе, правах и обязанностях.

Таким образом, в зависимости от модели семьи и типа взаимоотношений будут выстраиваться семейные ценности и будущие установки. Дети, воспитывающиеся вне семьи либо не ощутившие в родительской семье тепла и близости, не знают, что такое эмоциональная связь между членами семьи. Такие подростки не воспринимают родителей как супружескую пару и акцент в их установках будет направлен именно на родительские функции. Поэтому подростки, которые находятся в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, будут иметь искаженные, деформированные установки, либо они будут отсутствовать.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.