Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи менеджмента. Общая характеристика видов менеджмента.






 

ФМ - сист упр фин пр-я, направленная на достижение его стратег и такт целей. ФМ – явл, с одной стороны самост науч направлением, с другой, сугубо практической деятельностью.

Цели вытекают из целей хоз субъекта и его экон стратегии. Наиболее распространенным явл. утверждение, что фирма должна работать так, чтоб обеспечить максим. доход ее владельцам(или некую надбавку, которая устраивает их). Но могут быть цели: выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы, максимизация рыночной стоимости фирмы, рост объемов производства и реализации, обеспечение рентабельности деятельности и др. Задачи: 1) разработка методов, способов и финансовых решений для достижения целей, определяемых стратегией предприятия; 2)сочетание в фин менеджменте смежных дисциплин: фин анализа, бухучета, финансовой математики. Выделяют три вида менеджмента: целевое управленческое воздействие; организационный порядок и самоорганизацию.Механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления. Другими словами, цели должны быть осуществимыми, а вся деятельность должна полагаться постановкой целей. Суть же самого процесса управления состоит в достижении запланированного результата.Существуют два вида целевого управляющего воздействия, которые различаются главным образом источником такого воздействия. Управление социальными объектами может осуществляться извне, когда орган управления находится за рамками самих объектов. 1)Внешнее, или централизованное управление позволяет достичь большой степени концентрации управленческой энергии. 2)Другим является самоуправление. Каким бы развитым и совершенным не было бы централизованное управление, всякая организация обладает некоторым диапазоном собственных решений и имеет поэтому свой орган управления, являющийся частью самой организации, одним из ее подразделений.

Организационный порядок является важным элементом преодоления субъективизма в управлении, ограниченности интеллектуальных возможностей управляющего: сэкономленную управленческую энергию он может направить на дополнительное число объектов.

Социальная самоорганизация проявляется в обществе на всех уровнях начиная с него самого и кончая малыми группами. Отличительные ее свойства – самопроизвольность, отсутствие единого организующего начала. Это не значит, конечно, что элемент субъективного; человеческая воля, план, цель здесь полностью исключены. Но они не выступают как сознательно образуемая общая основа процесса. При этом каждый преследует свою цель, но процесс, который в итоге возникает, оказывается самосовершающимся.

 

30. Характеристика общих функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

Основополагающее значение имеет классификация функций, отражающая содержание процесса управления его стадии: планирование (перспективное, текущее, оперативное); организация, регулирование (координация, распорядительство), мотивация, контроль (учет, анализ).

Планирование – это научно обоснованное установление темпов развития через систему количественных и качественных показателей. Планирование включает формулировку целей, намерений, определение общих направлений развития, составление планов. По продолжительности планового периода различают оперативное, тактическое и стратегическое планирование. Планирование, как функция управления, строится на основе таких принципов, как научная обоснованность, комплексность, оптимальность, директивность и др. Функция организации призвана обеспечить реализацию поставленных целей путем установления пропорций между элементами трудовой деятельности и порядка их взаимодействия. Назначение функции регулирования (координации) состоит в обеспечении развития всех элементов производства в соответствии с планами и достижении согласования между различными частями управляемой системы путем установления наиболее рациональных внутренних и внешних связей. Регулирование предполагает сравнение планов с реально достигнутыми и корректировку действий на основе принципов: оперативности; координирования; четкости; надежности. Мотивация представляет собой комплекс условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека и направляющих его деятельность. Развитие мотивирования в теории и практике менеджмента в ретроспективе шло от предложения соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия до осознания, что внутреннее побуждение к действиям является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Функция контроля связана с непрерывным наблюдением, анализом, оценкой достижения поставленных целей и составлением на этой основе планов в следующем цикле управления. Сущность контроля проявляется в трех основных аспектах: установление параметров контроля; измерение и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; корректировка отклонений от первоначального плана путем его пересмотра. Функции управления имеют три общих характеристики. Во-первых, они обладают единством цели. Во-вторых, они требуют принятия решений. В-третьих, для всех необходима информация и коммуникации. Каждая из перечисленных функций управления может быть разграничена, то есть подвергнута дальнейшей дифференциации.

 

 

 

 

31. Коммуникации между организацией и её средой. Межуровневые информационные коммуникации в организациях.

Коммуникации(ком-ции) в организационном(орг-ном) контексте включ. взаимодействие между людьми. Это – процесс обмена инф-цией и передачи сведений между двумя людьми или в небольшой группе людей. Орг-ная ком-ция – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления инф-ции и передачи сведений большому кол-ву людей внутри орг-ции и отдельным индивидуумам и институтам за ее предельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяет получить необходимую инф-цию.Принято различать 4 осн. функции ком-ности в группе или орг-ции в целом: контроль, мотивация, эмо­циональное выражение и передача инф-ции. С помощью ком­-ности осуществляется контроль поведения членов груп­пы. В орг-циях существует иерархия и формальная соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работни­ка, например, просят привести свои действия в соответствие со стра­тегией компании, ком-ность выполняет контролирующие функции. В то же время она усиливает мотивацию, доводя до работ­ников инф-цию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу, и т. д.Для большинства людей их работа является первичным источни­ком социального взаимодействия. Ком-ность, которая осу­щ-ся в группе, является механизмом, с помощью которого чле­ны группы выражают свое отношение к происходящему. Тем самым ком-ность способствует эмоциональному выражению работ­ников и позволяет реализовывать социальные потребности. Сущест­венное значение имеет и функция ком-ности, которая свя­зана с ее ролью в процессе принятия решений. Она позволяет предо­ставлять данные, которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений, посредством передачи информации для идентифи­кации и оценки альтернативных решений. МЕЖУРОВНЕВЫЕ КОМ-ЦИИ В ОРГ-ЦИЯХ. Ком-ции между уровнями и подразделениями.Инф-ция перемещается внутри орг-ции с уровня на уровень в рамках вертикальных ком-ций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путём подчинённым уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Например вице-президент по производству может сообщать управляющему заводом (руководитель среднего уровня) о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений. Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в ком-циях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Пример инженер разработал более эффективный способ раскроя листового металла для крыльев самолета, и сообщает о своей идее непосредственному начальнику. руководитель решил поддержать предложение инженера, он сообщит о нем на следующий, более высокий уровень управления. Изменение требует одобрения со стороны управляющего заводом или управляющего произ-ными операциями на более высоком уровне. Налицо ситуация, в которой нечто, возникшее на низшем уровне орг-ции, должно подняться на самый верх, последовательно пройдя все промежуточные уровни управления. Этот пример иллюстрирует обмен информацией, происходящий ради повышения конкурентоспособности орг-ции за счёт увеличения производительности.

Общая характеристика методов управления. Содержание, направленность и организационные формы методов управления.

 

1. Методы управления – это способы, приемы, методы воздействия на поведение людей для достижения поставленных целей. Поведение людей определяет их внутренние мотивы, осознаваемые как интересы. По данным критериям методы управления подразделяются на экономические, административные и соц-но-психологические.1) Эк-ие методы основаны на воздействия материальных интересов. 2)Административные предполагают использование власти и сознания сис-мы организац. Отношений четко регламентирующих поведение работников. 3)Соц-но – псих-ие строятся на базе духовных стимулов и моральных интересов. Таким образом, экономические методы регулируют систему экономических отношений, административные – систему организационных и правовых отношений; социально – психологические – систему социальных, психологических, идеологических и этических отношений.

Эк-кие методы управления – это воздействие путем использования эк-ких рычагов и стимулов отдельно и в комплексе для формирования эк-кого механизма и заинтересовывающего работников действовать в соответствии с народнохозяйственными задачами и интересами.Основой эк-ких методов является собственность на средства и результаты производства.В зависимости от уровня эк-кие методы подразделяют на макро- и микро регулирование поведения работников. Макрорегулирование представляет собой гос-ное регулирование эк-ки и предполагает прежде всего управление поведением предприятием и его трудовым коллективом в целом. Оно включает в себя политику гос-ного регулирования цен, бюджетное финансирование и инвестирование, кредитование, и распределение дефицитных фондов и ресурсов.Эк-кое воздействие на отдельных работников прежде всего предполагает наличие собственности личности на собственную рабочую силу и свободу трудового поведения. Задача субъекта управления состоит в установлении таких параметров экономического механизма, при которых поведение работника направлена на рост эффективности производства.

Организационное воздействие направленно на создание организационного механизма с использованием административных актов и норм, направленных на формирование устойчивых организационных отношений.В зависимости от жесткости и гибкости выделяются три вида организационного воздействия: 1)Организационное регламентирование – это наиболее жесткий вид воздействия. Сущность его состоит в предписании исполнителем, действовать только определенным способом.2)Организационное нормирование – это воздействие путем доведения до исполнителя норм и нормативов. 3)Организационно – методическое инструктирование – это воздействие в виде методических указаний, позволяющих исполнителю самому, но по обязательной методике разрабатывания решения или производить действие.

 

 

33. Основные факторы эффективности менеджмента: координация деятельности; механизм принятия управленческих решений; взаимоотношения с рыночной системой хозяйствования.

На эфф-ть м-та влияет ряд факторов. Осн.из них явл.: координация деятельности; механизм принятия управленческих решений; взаимоотношения с рыночной системой хозяйствования. Корд-я – согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (действий, частей чего-либо). Корд-я выступает основой структуры орг-ции и опред-ся как совокупность устойчивых связей в орг-ции. Связь является условием, опред-м возможность взаимодействия. В зависимости от критерия, положенного в основу класс-ции связей, различают пары связей в орг-ции: верт.и горизонт.; линейные и функц.; формальные и неформальные. Верт. связи соединяют иерархические уровни в орг-ции и ее частях. Горизонт.связи – связи между двумя или более равными по положению или статусу частями или членами орг-ции. Лиин.связи - отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое рук-во подч-ми (приказы, распоряжения и т.д.). Природа функц.связей совещательная, реализуется посредством этих связей информационное обеспечение координации. Формал.связи - это связи координации, регулируемые устан-ми или принятыми в орг-ции целями, политикой и процедурами. В основе неформ. связей лежат отношения не между устан-ми должн-ми, а между конкрет.индивидами. Механизм – послед-ть состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление. В механизме принятия упр. решений выделяют этапы.1) Постановка задачи. Состоит в анализе проблемной ситуации, изучении положения дел и целей, предварит.формулировке критериев решений. 2)Формирование решения состоит в определении ограничений и определении альтернатив. 3)Выбор решения. На этой стадии принимается решение, дается его оценка. 4)Исполнение. На данной стадии принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исп-й. 5) Контроль за реализацией решения В процессе контроля выявляются отклонения, вносятся поправки. Контроль уст-т обратную связь между управляющей и управляемой системами. Взаимоот-я с рын.системой хозяйст-я. Орг-ция может быть представлена как элемент системы, который взаим-т с др.элементами. Изучение рыночной системы хозяйствования позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Изучение экономики предп-т анализ ряда пок-й: величины ВНП; темпов инфляции; уровня безр-цы; % ставки; производ-ти труда; норм налогообложения; платежного баланса; норм общего уровня эк.развития; добываемых природных ресурсов; величины з/п и т.д. При анализе эк.факторов определяют, какие возможности и угрозы орг-ции они несут, какова степень риска и конкуренции, уровень деловой привлекательности рынков. Кроме макроэк.факторов рыночной экономики важное значение для эфф.функц-я орг-ции имеет её взаимоот-я с покуп-ми, поставщиками, конкурентами, и рынком рабочей силы. Большого успеха доб-ся те орг-ции, в которых создается спец.система отслеживания рын.системы хозяйствования. К средствам, содейст-м изучению, относятся: анализ мат-в, опублик-х в период.печати; участие в проф.конференциях; проведение собраний и обсуждений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.