Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.






Новое экологическое сознание.

Социальные истоки возникновения так называемого «но­вого экологического сознания» хорошо иллюстрирует исто­рия развития США. На начальном этапе — это история ос­воения новых земель на Западе. Наличие открытой грани­цы сформировало представление о возможности неограни­ченного экстенсивного роста.

Экстенсивный путь был естественным и самым простым способом снятия социального напряжения: недовольные своей жизнью могли уйти на Запад и установить там свои собственные порядки. Американская демократия того этапа и природное изобилие были взаимосвязанными явлениями.

Но к середине XIX века запас свободных земель исчер­пался и государственная граница приобрела значение грани­цы экстенсивного роста. Это был первый «экологический кризис», который вызвал переход к технологическому, ур­банистическому направлению развития американской ци­вилизации.

В результате осмысления этого кризиса во второй половине XIX — начале XX в. в США складывается общетеоре­тическая и мировоззренческая ориентация, получившая название американского инвайронментализма [1]. В центре ее внимания оказывается взаимодействие общества со средой своего обитания. Эта ориентация проявилась в социологии, философии, политэкономии, правоведении, этике, эстети­ке, а также в социальных движениях за качество среды оби­тания.

Инвайронментальный консервационизм.

Появление консервационистского крыла инвайронментального движения (Пауэлл, Пиншо, Фернау и др.) мож­но считать первым этапом эксцентрической тенденции раз­вития общественного сознания. Консервационисты провоз­гласили лозунг: «Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период». Они призывали к необходимости реорганизации социальных институтов, что­бы можно было обеспечить рациональное природопользова­ние и справедливое распределение природных ресурсов.

Тем не менее экологическое сознание, базирующееся на идеях консервационизма, не претерпевает каких-либо ка­чественных изменений по сравнению с предыдущей эпо­хой: человек по-прежнему противопоставлен природе, вос­принимает ее как объект, во взаимодействии с природой продолжает доминировать прагматизм. Но консервационизм принципиально изменил вектор развития экологи­ческого сознания: прагматизм сменяется «дальним прагма­тизмом», утверждается необходимость консервации приро­дных ресурсов для будущих поколений.

Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.

Существенный шаг был сделан в сформировавшем­ся в России во второй пол­овине XIX в. философско-религиозном течении, которое теперь называют русским космизмом. Оно было представлено именами Я.Л. Бердяе­ва, И. В. Киреевского, В. С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского и многими другими. Это была не шко­ла в научном ее понимании, а скорее особое умонастрое­ние в кругах русской интеллигенции.

Центральной идеей русского космизма являлось представление о том, что Человек — составная часть Природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рас­сматривать в единстве, что Человек и все, что его окружа­ет, — это частицы единого, Вселенной. Противоречие меж­ду Разумом и Природой неизбежно, но Разум ответствен за отыскание путей его разрешения.

Русский космизм обосновал необходимость новой мо­ральной основы взаимодействия Человека с Природой, сме­ны принципов развития цивилизации. «Цивилизация эксплу­атирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца», — писал Н.Ф. Федоров в своей «Философии общего дела»[2]в 90-х гг. прошлого века, когда до экологического кризиса в его тех­нократическом понимании было еще далеко.

Идеи единства, взаимосвязи человека и природы полу­чили свое развитие в учении о ноосфере В.И. Вернадского[3].

Он считал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то вре­мя, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума — ноосферу. Разви­тие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволю­ция, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон).

Учение о ноосфере созвучно основным идеям такого на­правления американского инвайронментализма, как эколо­гизм. Экологисты (Марш, Ист, Росс, Клементе, Леопольд и др.), строившие свою социально-экологическую модель на естественнонаучном понимании взаимодействия общества и природы, выдвинули три основные идеи: экосистемного хо­лизма, морального сообщества и экологичной этики.

1. Идея экосистемного холизма (от греч. Ьо1оз — целое)
сформулирована О. Леопольдом: разумно то, что стремится к сохранению целостности, стабильности, совершенства биологического сообщества; неразумно все то, что стремит­ся к обратному.

2.Если принцип холизма распространяет закономернос­ти развития экосистемы на общество, то понятие морального
сообщества
переносит сферу действия норм морали «и на
«не-человеческие» элементы экосистемы. В то же время оно
признает «право на индивидуальность» для «нечеловеческих» элементов и гарантирует возможность их существова­ния лишь на уровне популяций, видов, но не отдельных особей. Для экологистов ценностью обладает стабильное функционирование единой экосистемы, а не уникальность
каждого отдельного ее элемента.

3. Идея экологичной этики требует не простого распрос­транения человеческой этики на все природное в рамках
«морального сообщества», а создания принципиально но­
вой этики, которая должна органично соответствовать, с
одной стороны, «природе человека», а с другой — законам
окружающей среды.

В целом, русский космизм, учение о ноосфере, экологизм обосновали необходимость единства человека и при­роды, начали формировать представление и о ее опреде­ленной непрагматической ценности. Но тем не менее в них сохраняется объектное восприятие природы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.