Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуализация эмоций.




Специфическим механиз­мом когнитивного канала является интеллектуализа­ция эмоций.Интеллектуа­лизация эмоций — это механизм, в результате действия которого «происходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности»[1]. Она принци­пиально отличается от рационализации, когда с помощью интеллектуальных действий, наоборот, достигается сниже­ние эмоциональной значимости того или иного объекта, явления, отношения.

Интеллектуализация эмоций играет важнейшую роль в формировании субъективного отношения: она является свое­образным «мостом» между системой представлений личнос­ти и ее отношениями.

Результат интеллектуализации эмоций определяет даль­нейшее направление развития субъективного отношения. Например, если отношение, сформировавшееся под воздей­ствием естественных и социальных релизеров, различных экологических фактов, практического взаимодействия с при­родным объектом, характеризуется положительным знаком, а полученная впоследствии информация о нем вызывает негативную эмоциональную оценку, то дальнейшее форми­рование положительного отношения может быть заблоки­ровано.

Именно таким психологическим механизмом можно объяснить разочарование зоолога Р. Пфеффера в своих сим­патиях к соням — небольшим древесным грызунам, внеш­не напоминающим белку. «В детстве я держал этих зверьков в неволе. Их легко приручить, они не требо­вательны к пище, ну а облик сонь умилит даже равнодуш­ных к природе людей. Но шли годы, мне открылись другие черты зверьков, и прежних симпатий как не бывало». «Дру­гие черты зверьков» заключались в их склонности разорять гнезда птиц, поселявшихся в дуплянках, что для него, страс­тного орнитолога, оказалось непреодолимым барьером в формировании положительного отношения к соням.

Однако возможна ситуация, когда при сильно выражен­ном эмоционально положительном отношении человек иг­норирует поступающую к нему «отрицательную» информа­цию о данном природном объекте, его позиция может быть выражена фразой: «Ну и что, что он... все равно он мне очень нравится».

Интеллектуализация эмоций может оказывать коррек­тирующее воздействие на процесс формирования отноше­ния и в том случае, когда сложившееся ранее отрицатель­ное отношение вступает в диссонанс с полученными чело­веком «положительными» экологическими фактами.

Негативное отношение к «кровожадным» волкам может в корне измениться, когда человек узнает о сложнейшей системе отношений в волчьей стае (например, безукоснительном выполнении принципа «не бей лежачего»: если слабый подставил горло и живот вожаку, его не тронут; разделении ролей в процессе коллективной охоты (одни находятся в засаде, а другие выступают в качестве загон­щиков); супружеском постоянстве; существовании четко отработанной «методики» обучения волчат и т. д.).



В системе школьного образования интеллектуализация отрицательных эмоций осуществляется за счет информации о полезности природного объекта для человека: например, жабы — единственные животные, поедающие слизней на огородах; змеи дают важное лекарство — змеиный яд и регулируют численность грызунов; черви рыхлят почву, по­вышая ее плодородие, и т. д.

Если же между «знаком» уже сложившегося отношения и «знаком» полученной экологической информации устанав­ливается консонанс, то либо происходит полная блокировка процесса формирования положительного отношения к дан­ному объекту природы (при отрицательном «знаке»), либо, наоборот, усиление этого процесса (при положительном).

Итак, существует несколько вариантов действия меха­низма интеллектуализации:

1) Положительное отношение эмоционально отрицательная экологическая информация — диссонанс:

а) блокировка процесса формирования положительно­го отношения;

б) попытка игнорировать экологическую ин­формацию.

2) Отрицательное отношение — эмоционально положи­тельная экологическая информация — диссонанс:

а) попытка игнорировать экологическую информацию

б) коррекция отношения в положительном направлении.

Необходимо отметить, что в первом и втором случаях приводятся гипотетические, крайние варианты. В реальности происходит одновременное изменение двух составляющих: уменьшается степень «положительности» положительной и степень «отрицательности» отрицательной до достижения баланса между ними.



3) Отрицательное отношение — эмоционально отрица­тельная экологическая информация — консонанс: полная блокировка процесса формирования положительного отно­шения.

4)Положительное отношение — эмоционально положи­тельная экологическая информация — консонанс: усиление процесса формирования положительного отношения.

Важнейшее значение для формирования субъективного отношения к различным природным объектам имеет то, что в процессе интеллектуализации эмоций повышается степень его обобщенности. Если субъективное отношение начинает формироваться под влиянием случайных, единичных фак­тов и выступает сначала как ситуативное, то, по мере овла­дения информацией о природных объектах, оно становится все более обобщенным и начинает касаться уже не только конкретных объектов, но и их групп, категорий.

В результате действия описанных механизмов обработ­ки психологических релизеров когнитивного канала к при­родному объекту формируется интерес, т. е. устойчивое положительное отношение, выражающееся в стремлении искать о нем новую информацию, развертывать познаватель­ную деятельность с ним.

Интерес к природному объекту делает человека сенси­тивнее, чувствительнее к воздействию релизеров как само­го когнитивного канала, так и перцептивного, а также мо­жет способствовать возникновению стремления к непосред­ственному, специально организованному практическому взаимодействию с этим природным объектом и тогда отно­шение к нему может продолжить формироваться уже по практическому каналу.

_______________

[1] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы пси­хологии. М., 1984. С. 333-334.

 


 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал