Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде






Основная задача любого государства состоит в комплексном обеспечении охраны и защиты прав своих граждан. Поскольку трудовые права граждан (работников) являются неотъемлемой частью прав и свобод граждан в целом, государство призвано обеспечить полноценную охрану и защиту указанных прав. Для осуществления этой задачи государственные органы проводят ряд мероприятий по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таким образом, деятельность государственных органов по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства является гарантией реализации прав и свобод граждан (работников)[13].

Деятельность органов надзора и контроля направлена на обеспечение соблюдения трудового законодательства, поддержание законности в сфере трудовых отношений. Надзор и контроль занимает относительно самостоятельное место в системе управления трудом, он является функцией органов исполнительной власти.

Толковый словарь С.Н. Ожегова под контролем понимает проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. Надзор - это наблюдение за чем-либо (кем-либо), за соблюдением каких-либо правил[14]. Исходя из определения, которое дает Толковый словарь русского языка, надзорные мероприятия включают в себя и контроль. В юридической литературе существуют различные подходы к пониманию государственного надзора и контроля. Большой энциклопедический словарь под надзором подразумевает одну из форм деятельности государственных органов власти по проверке законности и обоснованности решений поднадзорных субъектов, т.е. фактически объектов, которые обладают органом управления[15].

Существует точка зрения, согласно которой надзорные мероприятия ограничиваются лишь проверкой без осуществления мер. Контроль, в свою очередь, заканчивается проведением соответствующих мероприятий. Но при подробном рассмотрении такого подхода становится очевидно, что меры как таковые присутствуют как при контроле, так и при надзоре. Кроме того, имеются прямо противоположные точки зрения, что надзор входит в контроль как его составная часть и что, наоборот, контроль входит в надзор[16].

Отдельные авторы наделяют контроль социальной функцией. С точки зрения социологии социальный контроль представляет собой способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей[17].

Надзорные функции, которые выполняют государственные органы, носят властный государственный характер, государственные органы вправе не только проводить проверки на поднадзорных объектах, но и давать работодателю обязательные указания по устранению выявленных нарушений[18].

По мнению Т.П. Барбашова и В.И. Миронова государственный надзор и контроль должен занимать ведущее место при защите трудовых прав работников. Такой вывод напрашивается в связи с тем, что необходимость осуществления государственного надзора за соблюдением трудовых прав признавалась еще в конце XIX века. Так, в Законе о фабричной инспекции труда от 1 июня 1882 года сказано о том, что организация фабричного надзора составляет весьма важную задачу фабричного законодательства. Большинство постановлений этой области законодательства относится к публичному праву, и для обеспечения их исполнения требуется контроль со стороны правительственных органов. С течением времени значение этой функции не уменьшилось, о чем свидетельствует принятие МОТ Конвенции № 81 (1947 г.) об инспекции труда в промышленности и торговле. В настоящее время также экономическая власть сосредоточена в руках работодателя, что приводит к необходимости осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением им трудовых прав работников[19].

Н.В. Васильчиков в своей работе пишет следующее: «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является охранительной деятельностью государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»[20]. Трудовой кодекс РФ посвящает данной проблеме Главу 57.

Государственный надзор и контроль, как форма защиты трудовых прав, предполагает осуществление деятельности, в результате которой будет издан обязательный для работодателя правоприменительный акт об устранении допущенных им нарушений трудовых прав работников. Деятельность по надзору и контролю осуществляется различными органами, которые могут применять как отдельные нормы трудового законодательства, так и проводить проверку соблюдения всех имеющихся в его содержании правил. Поэтому данная деятельность протекает в различных формах. В зависимости от того, какой государственный орган осуществляет деятельность по надзору и контролю, которая может быть оформлена в виде обязательного для исполнения правоприменительного акта, можно выделить следующие формы государственного надзора и контроля. В соответствии со ст. 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:

1) органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

¾ Государственная инспекция труда - На основании ст. 356 - 357 ТК РФ должностные лица государственной инспекции труда могут не только выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению.

Государственная инспекция труда реализует следующие полномочия:

- осуществляет государственный надзор и контроль над соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составлении протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры к их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

- осуществляет надзор и контроль над соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

- обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

- анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

- принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применения технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

- запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

- ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

- осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

- готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

- иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В большей мере к административному праву относится ст. 357 Трудового кодекса РФ, предусматривающая основные права государственных инспекторов труда и определяющая их административно-правовой статус.

Так, государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

- в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении трудовых прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об устранении их от должности в установленном порядке;

- направлять в суды, при наличии заключений государственной экспертизы условий труда, требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

-выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

- запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

-составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Так, государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздержаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

В соответствии со ст. 359 ТК РФ деятельность государственных инспекторов труда за соблюдением норм трудового права имеет самостоятельный характер. В частности, государственный инспектор труда может предъявлять работодателю и его представителю обязательные для исполнения предписания о восстановлении трудовых прав работников. Такие предписания также являются правоприменительным актом, обязательным для исполнения[21].

Так, по результатам проведенной с 09.02.2009г. по 13.02.2009 г. государственным инспектором труда проверки, начальнику эксплуатационного локомотивного депо Анисовка Саратовского отделения Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» было выдано предписание №___ от 13.02.2009 г. Пункт 1 указанного предписания требовал отменить п. 7 приказа №___ от 31.10.2008 г. о привлечении помощника машиниста электровоза П.А.А. к дисциплинарной ответственности в виде выговора, так как вина в совершении дисциплинарного проступка отсутствует. Пункт 2 предписания требовал выплатить П.А.А. удержанные из его заработной платы денежные суммы в размере 20 % с ноября 2008 года.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Филиала Приволжской железной дороги обратилось в суд с заявлением о признании незаконными пунктов 1 и 2 указанного предписания. Требования мотивированы тем, что ОАО считает вышеназванные пункты незаконными, поскольку вина помощника машиниста П.А.А. полностью подтверждается техническим заключением от 29.10.2008 г. Кроме того, сам П.А.А. признал свою вину в причинении ОАО «РЖД» материального ущерба и решил добровольно возместить его, написав работодателю заявление об удержании суммы ущерба из заработной платы.

Рассмотрев заявленные требования, суд в удовлетворении требований отказал. В кассационной жалобе ОАО «РЖД» просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым заявление ОАО «РЖД» удовлетворить. Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов жалобы, в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.

Отказывая в иске ОАО «РЖД» суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях П.А.А. состава дисциплинарного проступка. Как следует из приказа № <...> от 31.10.2008 г., П.А.А. привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение п. 23.3 Инструкции № РБ-1/06 от 28.06.06 г. в части не полностью принятых мер по выявлению и локализации очага возгорания на электровозе, имевшего место 27.10.2008 г.

Судебная коллегия также находит несостоятельными доводы жалобы о том, что нарушения трудового законодательства, по поводу которых было выдано предписание, являются неочевидными и поэтому инспектор не имел права выдавать предписание, и что инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания, поскольку данные доводы являются следствием неправильного толкования норм трудового законодательства.

Согласно ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на федеральную инспекцию труда задачами ее территориальные органы - государственные инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе путем выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Для реализации указанных полномочий государственные инспекторы труда наделены ст. 357 ТК РФ правом предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о том, что суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, и постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального закона. Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 28.04.2009 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения[22].

¾ Федеральные надзоры - органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности. Данный вид надзора осуществляется в отдельных отраслях промышленности на отдельных объектах. При его осуществлении должностные лица также могут не только выявлять нарушения норм трудового права, но и выдавать обязательные для исполнения указания (предписание). Осуществление данного надзора предполагает возникновение отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением работодателями соответствующих отраслей и объектов норм трудового права[23].

 

Так, 13.04.2011г. Минюст РФ зарегистрировал за № 20484 Приказ Ростехнадзора от 14.01.2011 № 6 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами» (данный документ вступает в действие по истечении 10 дней со дня опубликования, однако, по состоянию на 27.04.2011г. документ опубликован не был).

Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, права, обязанности и порядок взаимодействия между должностными лицами органов государственного горного надзора и организациями при осуществлении контроля и надзора по вопросам государственного горного надзора.

Конечным результатом исполнения государственной функции в соответствии с указанным регламентом должно является повышение состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от аварий и их последствий посредством принятия мер, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам мероприятия по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности при ведении работ, связанных с пользованием недрами.

Юридическим фактом, которым должно будет заканчивается исполнение государственной функции, является:

· составление и вручение по результатам мероприятия по контролю (далее также - проверки) актов, а при выявлении нарушений соблюдения требований промышленной безопасности - предписаний на их устранение (далее - предписание);

· возбуждение дела об административном правонарушении и составление протокола об административном правонарушении;

· составление протокола о временном запрете деятельности;

· вынесение постановления по делу об административном правонарушении;

· подготовка и направление ответа по результатам рассмотренного обращения физического или юридического лица;

· подготовка и направление при необходимости информации в органы внутренних дел, прокуратуры, государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и другие надзорные органы для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

¾ Органы прокуратуры - В соответствии с ч. 4 ст. 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным применением норм трудового права осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Следовательно, органы прокуратуры могут быть субъектами отношений по соблюдению норм трудового права. В рамках этих отношений они могут не только выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению. В соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. прокурор вправе в пределах имеющихся у него полномочий принести должностному лицу, принявшему правовой акт, протест о его отмене, а также внести представление об устранении нарушений трудового законодательства. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что деятельность органов прокуратуры за соблюдением норм трудового права может быть оформлена в виде протеста либо представления. Данные акты следует признать правоприменительными, они обязательны для исполнения[24].

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

При осуществлении возложенных функций прокурор:

· рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

· разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

· принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

· использует иные полномочия

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Так, Прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу (далее - АО) о понуждении проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.

Возвращая прокурору данное заявление, судья районного суда исходил из того, что работники АО, в интересах которых прокурором заявляются требования, не относятся к неопределенному кругу лиц, могут самостоятельно обратиться за защитой своего права, следовательно в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ заявление подано лицом, не имеющим полномочий для его предъявления в суд. Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о том, что при обращении в суд с указанным иском прокурор вышел за пределы предоставленных ему полномочий, судебная коллегия по гражданским делам областного суда отменила определение судьи и разрешила вопрос по существу, отказав прокурору в принятии заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Как следует из материала, проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что администрация ЗАО «Ярославский завод вентиляционных изделий» не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.

Выводы суда о том, что круг лиц, в интересах которых обратился в суд прокурор, возможно определить, нельзя признать состоятельными. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. При этом аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Отказывая прокурору в принятии заявления, судебная коллегия не учла, что на основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявляемых в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Между тем в соответствии с частью четвертой ст. 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. При указанных обстоятельствах отказ в принятии к производству суда дела по заявленным прокурором требованиям признан незаконным (Определение по делу № 8-Впр09-9)[25].

¾ Федеральные органы исполнительной власти по надзору - Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

- органы исполнительной власти на федеральном уровне;

- органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;

- органы местного самоуправления[26].

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 353 ТК РФ внутриведомственный надзор за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В связи с чем работники организаций, которые находятся в ведении государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, могут обратиться с заявлением в эти органы с целью устранения нарушений трудовых прав. В свою очередь указанные органы могут потребовать от руководителей подведомственных организаций устранения нарушений трудовых прав работников.

2) органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

- органы исполнительной власти на федеральном уровне;

- органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;

- органы местного самоуправления[27].

Полномочия органов исполнительной власти на соответствующем уровне регулируется соответственно федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления. Так, в соответствии со ст. 3 Закона Воронежской области от 19.10.2009 № 118-ОЗ «О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» внутриведомственный государственный контроль - деятельность исполнительных органов государственной власти Воронежской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациям. Аналогичное определение содержится в Законе Республики Хакасия от 11.05.2010 № 44-ЗРХ «О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии со ст. 4 данных Законов основными задачами внутриведомственного государственного контроля являются:

1) проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - проверка);

2) принятие мер по фактам нарушений, выявленных по результатам проведенных проверок.

Формы государственного надзора и контроля могут быть классифицированы в зависимости от того, какое право или какой законный интерес защищается в процессе восстановления трудовых прав работников. Применение данного критерия при рассмотрении форм государственного надзора и контроля позволяет выделить следующие виды деятельности государственных органов по надзору и контролю, которые имеют самостоятельное правовое оформление. По содержанию защищаемого права или законного интереса могут быть выделены следующие формы государственного надзора и контроля:

1) публично-правовая. Так, Неманская городская прокуратура по заявлению работников ООО «Вяз-Агро» о несвоевременной выплате заработной платы провела проверку. Установлено, что по состоянию на 3 февраля 2011 года у ООО «Вяз –Агро» перед шестью работниками в результате неисполнения требований статьи 136 Трудового Кодекса Российской Федерации образовалась задолженность по выплате заработной платы за период сентябрь-декабрь 2010 года на общую сумму более 130 тысяч рублей.

Государственной инспекцией труда Калининградской области постановление прокурора рассмотрено, ООО «Вяз-Агро» привлечено к административной ответственности и оштрафовано на 30000 рублей. Кроме того, Неманским городским прокурором в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации в защиту прав и законных интересов работников ООО «Вяз-Агро» в Неманский мировой судебный участок направлены заявления о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы.

Заявление прокурора судом рассмотрены и удовлетворены, вынесены судебные приказы о взыскании с ООО «Вяз-Агро» всей суммы задолженности по заработной плате. Решение суда вступило в законную силу, судебные приказы направлены в отдел судебных приставов для исполнения[28].

2) частноправовая;

3) смешанная.

Деятельность органов государственного надзора и контроля может получать оформление в каждой из перечисленных форм. Следовательно, органы государственного надзора и контроля могут оформлять свою деятельность в виде правоприменительных актов, имеющих публично-правовой, частноправовой и смешанный характер[29].

Осуществление надзорно-контрольных функций во взаимодействии с органами прокуратуры и отраслевыми надзорными органами рассматривается на примере Инспекции по труду Красноярского края.

В 2011 году проведено 520 проверок с органами надзора и контроля, в том числе 234 проверки совместно с органами прокуратуры Красноярского края, 20 – Территориальным органом Ростехнадзора, 129- органами по труду и службы занятости населения, 89-профсоюзами различного уровня, 48 с другими органами.

В 2011 году государственными инспекторами труда было выдано 2062 предписания об устранении выявленных нарушений, из них 687 государственными инспекторами труда (по правовым вопросам), 1375-государственными инспекторами труда (по охране труда).

В отчетном периоде в ходе всех видов проверок выявлено 19842 нарушения трудового законодательства, из них 15549 нарушений, связанных с охраной труда, 4249 нарушений трудового законодательства, не связанных с охраной труда.

В 2011 году наложено 2189 штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 9175, 6 тыс.рублей. В отчетном периоде взысканы штрафы на сумму 8428, 6 тыс.рублей, что составляет 91, 85%.

В 2011 году в суды для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях, направлено 48 протоколов, из них в соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ-7, в соответствии с частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ- 1протокол, в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ-24 протокола, в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ - 16.

Судами в отчетном периоде принято 30 решений о наложении административных наказаний, из них в соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ-6 решений, в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ-18, в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ-6. Судебными решениями наложено 61 штраф, на сумму 147, 3 тыс.руб, из них взыскана 71, 0 тыс.руб.

В 2011 году по результатам проверок, проведенных Гострудинспекцией, работодателями привлечено к дисциплинарной ответственности 167 человек.

В отчетном периоде в органы прокуратуры и следствия в целях рассмотрения в установленном порядке вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства, направлено 104 материала: в том числе в связи с несчастными случаями на производстве (в соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ) 104, в связи с нарушением законодательства об оплате труда – 2.

В органы прокуратуры для привлечения к уголовной ответственности работников организаций в связи с несчастными случаями на производстве были направлены материалы по всем, происшедшим в 2010 году, несчастным случаям. В 2011 году в Государственную инспекцию труда в Красноярском крае поступили постановления прокуратуры о привлечении к административной ответственности должностных и юридических лиц организаций Красноярского края, на основании которых привлечены юридические лица[30].

Таким государственный надзор и контроль существует в обществе как некий механизм, который должен работать с целью обеспечения государственного регулирования трудовых отношений. Успешное выполнение этой функции, как это признавалось в конце Х1Х века при издании названного Закона, невозможно без осуществления деятельности государственных органов за соблюдением трудовых прав работников.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.