Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интонационные конструкции.






Изучение интонации отдельных предложений приводит к выводу о существовании интонации повествовательной, вопросительной, ответной, перечислительной, восклицательной и т. п. Сравнение звучащих предложений различной синтаксической структуры показывает, что в русском языке можно выделить семь типов интонационных конструкций (ИК). При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется длительность центров ИК, или усиление словесного ударения центра в результате большей напряжённости артикуляции гласного, усиливающей отчётливость тембра, или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.

В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому. Тип ИК во всём многообразии его реализаций, передвижение центра ИК, членение речевого потока (синтагматическое членение) составляют основные интонационные средства русского языка.

Различают семь типов интонационных конструкций (ИК), имеющих фонологическую значимость (семь ИК по Е.А. Брызгуновой):

· ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях: Анна стоит на мосту. Наташа поет. Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.

· ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительными словами: Кто пьет сок? Как поет Наташа? При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.

· ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова: Это Антон? Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.

· ИК-4 - это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а: А вы? А это? На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.

· ИК-5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сегодня день! На ударной части - повышение тона.

· ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.

· ИК-7 употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена: И Антон стоит на мосту.

30.«Фонетический процесс» и «позиция звука».

фонетические процессы

Видоизменение звуков в речевой цепи. Фонетические процессывызываются взаимодействием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звука вслове.

Фонетические процессы бывают:

1) комбинаторными:

а) ассимиляция (уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции;

ассимиляция бывает полной и частичной, прогрессивной (прямой) и регрессивной (обратной);

б) диссимиляция (расподобление артикуляции соседних согласных);

в) аккомодация (взаимодействие соседних гласных и согласных);

г) диэреза (выкидка, разделение): выпадение звука в сложном сочетании звуков (вм. солнце [сó 'нцъ]);

2) позиционными фонетическими процессами:

а) редукция (количественная, качественная);

б) сингармонизм.

Позиция – это положение звука в слове. Различают сильные и слабые позиции звуков.

Сильными позициями называются такие позиции звуков, в которых различаются наибольшее число звуков: [до́ м – то́ м / жа́ р– ша́ р // м'и́ р / сы́ р / са́ т / му́ ш / ро́ м /л'э́ с //].

В слабых позициях происходит неразличение одного из соотносительных звуков: [ту́ т / са́ т / с Ù ды́ / съд Ù во́ т//].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.