Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Артикуляции этапы






различают несколько этапов артику ляции, обеспечивающихся разными уровнями ее организации: а) построение программы произнесения (высший уровень двигательного управления); б) сокращение мышц в результате нейростимуляции (уровень периферической реализации моторной программы); в) движение органов речи, приводящее их к состоянию, необходимому для произнесения данного звука.

Коартикуляция — наложение артикуляции, характерной для последующего звука, на весь предшествующий звук, например, лабиализация согласного под влиянием последующего губного [o] или [u] (том vs. там). Иногда коартикуляцию противопоставляют аккомодации как полное наложение артикуляции частичному, однако часто эти термины употребляются как синонимы.

20.

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

§ Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

§ Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

§ Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

§ Слог — наименьшая единица речевой цепочки.

§ Звук — минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

§ Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

§ Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

§ Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

§ Длительность — время звучания сегмента речи.

 

20. Слог – единица звуковой системы, содержащая гласный (вершина слога) и один или несколько согласных. Гласный сам по себе может образовывать слог.

Виды слогов:

  • открытые - заканчивающиеся гласным,

 

  • закрытые - заканчивающиеся одним или несколькими согласными,

 

  • прикрытые – начинающиеся одним или несколькими согласными,

 

  • неприкрытые – начинающиеся гласным.

 

Фонетический подход (основной) - слог – единица, характеризующая артикуляторные и акустические свойства звуков.

Фонологический подход – слог – условная конструкция, свойства которой выводятся на основе анализа фонемного состава односложных слов.Фонологический слог рассматривается как рамка для описания возможностей каждой из фонем находиться в той или иной позиции в пределах такого слога. Слог не связан с языковым значением, поэтому отсутствуют лингвистические критериии при сегментации слов на слоги.

Теории слога как фонетической единицы делятся на две группы.

  • Первая группа – понимание слога как единицы акустической по своей природе; слоговая структура речи - способ упорядочивания таких ее свойств как изменение громкости. Последовательность слогов – последовательность волн сонорности.Основная функция слога - облегчение восприятия звучащей речи. Каждый звук имеет свою громкость. Каждый слог - это волна звучности, где гласный - ее вершина. Ритмическая организация сообщения облегчает восприятие. Форма волны определяется наличием и порядком согласных.

 

  • Вторая группа – понимание слога как произносительной единицы, которая характеризует упорядоченность артикуляционных движений при порождении речи. Слог соответствует толчку речевого дыхания, в нем столько звуков, сколько позволяет произнести один импульс мускульной энергии.

· Теории слога

· Существует несколько теорий слога и слогоделения.

· 1) Экспираторная теория («выдыхательная»): слог - сочетание звуков, произносимое одни толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория не объясняет случаев зияния гласных в слове, где на одном выдохе два слога (ау>), и, наобо­рот - случаев стыка трех и более согласных, где два и более выдохов на один слог {сплав).

· 2) Сонорная теория (Московская фонологическая школа, Р.И. Аванесов) рассматривает слог через акустические свойства речи - изложена в учебнике. Согласно этой теории, слог - это волна сонорности; объединение зву­ков по нарастающей вокруг опорного звука с наибольшей степенью звучности. Звукам присваивается индекс звучности: шумный глухой --1, шумный звонкий — 2, сонорный - 3, гласный - 4.

· 3) Теория напряжённости: По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает. Напряжение, таким образом, выступает в качестве аналога звучности, и, действительно, оно также убывает по направлению от гласных через сонорные к звонким и глухим согласным. В данном случае слог трактуется с точки зрения единства произносительного импульса (которым, соответственно, объясняется его — слога — неделимость).

· 4) Динамическая теория слога: По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

· В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный - два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.
Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог - это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные - 4, сонорные - 3, шумные звонкие - 2, глухие - 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности [/\м-пл, и-ту-дъ]. Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный - произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).
В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шап- къ], но [кА-пкан].
Согласно теории эксплозивно-имплозивной, выдвинутой Ф. де Соссюром, звуки подразделяются на «смыкатели» (имплозивные) и «размыкатели» (эксплозивные). Например, в слове кольский слоги распределяются следующим образом: [кол-скиу]. Слогоделение проходит обычно там же, где и по теории сонорности.
По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заклю - чает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.

Гласными называются звуки, которые образуются в гортани, являются слогообразующими; при их произнесении воздушная струя не встречает преграды. Гласных звуков в русском языке 6.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.