Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия миграции рабочей силы






Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики.

Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.

Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

· тенденции роста потребления заработанных за границей средств,

· желание скрыть получаемые доходы,

· «утечку мозгов»,

· в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

 

30.Россия в современной системе международного разделения труда.

Развитие Россия как члена группы БРИК базируется на экспорте энергетических ресурсов, доля которых постоянно растет. Этим страна отличается от других государств-членов БРИК, развивающихся за счет поставок промышленной про- дукции. Результатом становится нестабильность экономиче- ского развития России, зависящего исключительно от колеба- ний мировых цен на нефть. Выход заключается в развитии в стране новых сфер международн. Современное международное разделение труда, полно- правным участником которого является Россия, характеризу- ется рядом особенностей. Прежде всего, это преимуществен- ное развитие внешней торговли (и прежде всего экспорта по сравнению с ростом мирового производства). Преимущественное развитие экспортных поставок, как это видно из представленной таблицы 1, однако, неадекватно в рамках отдельных отраслей хозяйства. Наиболее значитель- ное различие касается промышленного производства. Безус- ловно, это является следствием расширения деятельности ТНК, которые переносят свое производство за границу, соз- давая заграничные производственные мощности, расширяя, таким образом, внутрикорпоративные межгосударственные поставки промышленных товаров. Не случайно, как видно из таблицы 1, внешняя торговля промышленной продукцией развивались в 3, 5 раза быстрее роста объема промышленно- го производства. Особенно четко эта тенденция проявилась в конце первого десятилетия третьего тысячелетия. Так, на- пример, как видно из таблицы, в 2010 году при росте миро- вого ВВП на 3, 5% рост объема торговли готовыми товарами (при практически неизменной величине цен) составил 14%. С одной стороны, в Бразилии, Китае и Индии оборудование и технология представляют собой компонент программы меж дународного разделения труда, осуществляемого ТНК, переводящих за границу часть производства, поскольку там издержки ниже. Наиболее типичным примером в этом отношении является быстро растущий объем экспорта программного обе- спечения Индии. Фактически экспортируемые Индией программы не что иное как выполняемые индийско-американскими компаниями заказы штаб-квартир амери- канских ТНК, переводящих разработку программного обеспечения в страну, где заработная плата программистов (а соответственно и стоимость создаваемых про- грамм) ниже в 3-5 раз. Китай специализируется на создании машин и оборудова- ния, используя дешевый труд китайской полуквалифицированной рабочей силы. Очевидно, что рост разделения труда ведет автоматически к росту поставок техно- логии и запасных частей. Эти поставки носят внутрифирменный по существу, но межгосударственный по форме характер.

 

31.Современные особенности и тенденции в международном движении

капитала.

еография вывоза капитала

С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза капитала осуществляются из развитых стран. Происходит активная миграция капитала и между самими промышленно развитыми странами.

Миграцию капитала среди этих стран следует рассматривать на нескольких уровнях между странами «триады» — США — Западная Европа — Япония. Так, по данным Европейско-американской торгово-промышленной палаты, взаимные инвестиции США и Европы в 1995 г. достигли 776 млрд. долл. (в 1994 г. — 500 млрд. долл.). Характерно, что западноевропейские инвестиции в США в основном сконцентрированы в производственном секторе, обеспечивая 12, 5\% рабочих мест между отдельными развитыми странами, между одними и теми же отраслями хозяйства этих стран.

С точки зрения субъектов миграции капитала различают макроуровень (межгосударственный перелив капитала), статистически отражающийся в платежном балансе стран, и микроуровень — движение капитала внутри международных компаний по внутрикорпорационным каналам.

В послевоенный период наиболее интенсивным регионом миграции капитала становится Западная Европа. Лидирующие позиции по импорту капитала занимает Великобритания. Она фактически захватила львиную долю инвестиций, поступающих в Европу как с Запада, так и с Востока. Здесь в конце 80-х гг. концентрировалось более 40\% все американских активов в странах ЕС. Еще больше — 50\% японских инвестиций также приходится на Великобританию. Ежегодно более 300 зарубежных компаний расширяют инвестиции в английскую экономику. На иностранные фирмы здесь приходится более 20\% произведенной чистой продукции, 15\% занятых, 21\% капитальных вложений обрабатывающей промышленности страны. В то же время эти 300 зарубежных компаний составляют лишь 2\% от общего числа британских фирм.

Крупнейшими экспортерами капитала на Европейском континенте остаются страны ЕС, Скандинавские страны и Швейцария. В свою очередь, США лидируют среди других развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного капитала. В 1994 г. иностранные фирмы вложили в экономику США 60 млрд. долл. Почти 1/3 внутренних потребностей инвестиций США покрываются за счет импорта капитала. В середине 90-х гг. на долю развитых стран приходилось до 85—87\% мирового импорта заемных средств. При исчислении в процентах инвестиций в ВВП самый большой приток капитала в середине 90-х гг. был в Бельгии и Люксембурге, а крупнейшим инвестором стали Нидерланды.

Крупнейшими чистыми (нетто) донорами капитала в мировой классификации в первой половине 90-х гг. являлись Япония (53\%), Швейцария и Тайвань. А наиболее крупными заемщиками — США (27\%), Великобритания, Мексика и Саудовская Аравия.

 

Основные тенденции экспорта капитала

Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала. Происходит отход от участия в предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым инвестициям. Начиная с 50-х гг. наблюдается последовательная переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую промышленность. Характерно, что взаимные инвестиции двух регионов — США и Западной Европы затрагивают одни и те же ведущие отрасли: машиностроение и химическую промышленность.

В последние два десятилетия стал заметен опережающий рост инвестиций в сферу услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность. В частности, в Японии и Германии, занимающих второе и третье место по объему прямых заграничных инвестиций, это соотношение приблизилось в начале 90-х гг. к 50\%.

Весьма заметной тенденцией 90-х гг. явилось резкое возрастание роли фондового рынка в движении капитала. Еще в 1990 г. сумма банковских займов составляла 468 млрд. долл. против 756 млрд. долл., полученных на рынках ценных бумаг. К середине 90-х гг. это соотношение сильно изменилось в пользу фондового рынка, где обосновался громадный частный капитал: 555 млрд. долл. банковских активов против 2, 3 трлн. долл. на рынках капитала.

В 90-х гг. проявилась основная особенность процесса интернационализации рынков капитала. Если в 70—80-х гг. процесс интернационализации охватывал преимущественно развитые государства рыночной экономики, то в 90-х гг. он распространился на развивающиеся страны, прежде всего на государства Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Это связано с ростом их внутреннего финансового потенциала, укреплением валютного положения и ростом их кредитоспособности, развитием национальных финансовых рынков, развивающихся рынков (emerging markets) (рис. 5.2).

Важной чертой 80-х и начала 90-х гг. является активизация миграции капитала между развивающимися странами и в особенности между новыми индустриальными странами и остальным развивающимся миром. По-прежнему активны на международном рынке капиталов страны — экспортеры нефти, члены ОПЕК. Так, инвестиции частного сектора Кувейта за рубежом составляли в 1995 г. 100 млрд. долл. В свою очередь, государственные вложения этой страны достигают 30 млрд. долл.

В 90-х гг. рекордные объемы прямых инвестиций поступили в развивающиеся страны главным образом из развитых стран. К середине 90-х гг. объем прямых инвестиций в экономику развивающихся стран достиг 100 млрд. долл. Основной поток инвестиций ориентирован на 10—15 развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Заметно преуспел Китай как в привлечении иностранных инвестиций, так и в экспорте капитала. Так, за период с 1989 по 1995 г. приток иностранных капиталовложений в Китай составил 48, 4 млрд. долл. Иностранный капитал привлекает, прежде всего, надежность, обеспечиваемая высокими темпами экономического развития Китая, и политическая стабильность. Судите сами: рост ВВП Китая в 90-е гг. колеблется в интервале 10—13\%. Одновременно в 1989—1995 гг. Китай вывез за границу 18 млрд. долл. Это позволило занять ему 8-е место в мире среди крупнейших экспортеров капитала. Эксперты ОЭСР полагают, что незаконный вывоз капитала из Китая в Гонконг составил за то же время 30—40 млрд. долл. По тем же оценкам, вывоз капитала из Китая за 1989—1995 гг. превышал 100 млрд. долл., из которых 50 млрд. долл. не зарегистрированы. Китайские инвестиции концентрируются в Гонконге, Австралии, Канаде, США. При этом в Гонконге они вкладываются в торговлю и услуги, в Австралии и Канаде — в сырьевые, а в США — в технологические отрасли.

Развивающиеся страны, относящиеся к категории беднейших, представляют и, по мнению ряда экспертов, будут представлять небольшой интерес для инвесторов из развитых стран. На долю этих государств будет приходиться все уменьшающаяся часть мирового потока прямых инвестиций. В 90-х гг. на долю самых слаборазвитых стран приходилось всего 5—6\% общего потока заграничных инвестиций.

Отличительной особенностью современных процессов миграции капитала является то, что капитал, как правило, не навязывается странам, а наоборот, происходит довольно жесткая конкурентная борьба за его привлечение. В особенности это касается притока капитала в текстильную и швейную промышленность в развивающиеся и некоторые бывшие социалистические страны. Иными словами, рынок прямых инвестиций — это рынок продавца.

 

 

32.Концепция международной торговли меркантилистов и физиократов.

 

Международная торговля как совокупность внешней торговли раз­личных стран мира возникла на базе зарождения мирового рынка (ХVI - ХVIII вв.) и международного разделения труда. Развитие меж­дународной торговли тесно связано со становлением капиталистиче­ского способа производства. В период разложения феодального спо­соба производства и зарождения мирового рынка в Европе начали возникать и развиваться теоретические экономические концепции. Первой школой был меркантилизм.

Меркантилизм (франц. mercantilist, от итал. mercante торговец, купец):

1) первая школа буржуазной политической экономии, попыт­ка теоретического обоснования экономической политики, отстаиваемой купцами;

2) экономическая политика периода раннего капитализма, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйствен­ную жизнь.

Выделяют два этапа в истории меркантилизма: ранний и поздний. Ранний меркантилизм (последняя треть XV – середина XVI в.) вы­ступал в форме монетаризма, охарактеризован К. Марксом как моне­тарная система.

Поздний меркантилизм (вторая половина XVI в. – расцвет в XVII в.) в центр своей экономической политики выдвинул активный торговый баланс, который обеспечивался посредством вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. Он исходил из положения том, что страна тем богаче, чем больше разница между стоимостью эк­спорта и импорта товаров. Главными теоретиками были Т. Мен (Англия) А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция). Поздний меркантилизм выдвинул принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. В качестве главного источника прибыли поздние меркантилисты признавали неэквивалентный обмен во внешней тор­говле. Представители позднего меркантилизма видели в деньгах не только средство накопления, но и средство обра­щения, трактуя деньги как капитал. Поздний меркантилизм, по харак­теристике К. Маркса, является коммерческой, или мануфактурной, си­стемой.


Физиократы (франц. physiocrates, от греч. physis – природа + krotos – власть) – представители школы политической экономии во Франции в середине XVIII в., сохранившие влияние до революции 1789 – 1794 гг. Школу физиократов К. Маркс определял как французский вариант клас­сической политической экономии.

 

Концепция физиократов формировалась в процессе дискуссий по проблемам международной торговли. С критикой меркантилизма вы­ступали французские экономисты-физиократы Ф. Кенэ (глава шко­лы), А. Р. Ж. Тюрго, П. С. Дюпон де Немур, В. Р. Мирабо, П. Мерсье де ла Ривьер. Физиократы впервые в мировой экономической мысли перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сфе­ры обращения в сферу производства.

34.Классическая теория международной торговли.

А. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров.

Взгляды А. Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных издержек.

Он считал возможной взаимовыгодную торговлю и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве всех товаров.

Таким образом, необходимым условием существования международной торговли выступает производство в различных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.

Д. Рикардо исходил из того, что при полной свободе торговли принцип сравнительных издержек действует автоматически и сам по себе приводит к оптимальной специализации. Он отмечал: «При системе полной свободы торговли каждая страна, естественно, затрачивает свой капитал и труд на такие отрасли, которые доставляют ей наибольшие выгоды. Это преследование индивидуальной выгоды самым удивительным образом связано с общим благом всех. Стимулируя трудолюбие, вознаграждая изобретательность, утилизируя наиболее действенным образом все те силы, которые дает нам природа, этот принцип приводит к самому эффективному и наиболее экономичному разделению труда между разными нациями». Следовательно, при свободной торговле специализация стран должна идти в соответствии с критерием экономии трудовых затрат и затрат капитала.

 

35.Неоклассическая теория международной торговли.

Неоклассическая теория международной торговли развивалась в рамках классической теории международной торговли. Так, одной из ее основ является рикардианский принцип сравнительных преимуществ в международной торговле. Опираясь на этот принцип, один из классиков экономики англичанин Дж. С. Милль в XIX в. впервые в мире начал разрабатывать вопросы движения капиталов между странами. Вслед за Д. Рикардо он показал, что капитал движется между странами из-за разницы в норме прибыли, которая в наиболее богатых капиталом странах имеет тенденцию к понижению. Причем Милль подчеркивал, что перепад в нормах прибыли между странами должен быть существенным, чтобы покрыть еще и риск, который иностранный инвестор имеет в чужой стране.

Английские экономисты конца XIX — начала XX в., особенно Дж. А. Гобсон и Дж. Кэйрнс, использовали концепцию Ж. Б. Сэя о факторах производства, перенеся ее на международные экономические отношения, в том числе и на движение капиталов. Так, Дж. Кэйрнс сформулировал важный для неоклассической теории постулат об альтернативности международной торговли и международного движения факторов производства, т. е. о том, что при определенных условиях миграция производственных факторов могла бы заменить международную торговлю.

Отсюда интерес сторонников рассматриваемой теории к вопросам предельной производительности факторов, разработанным в трудах основоположников маржинализма К. Ментера, У. Джевонса, Е. Бем-Баверка. Однако при этом английские экономисты признавали, что факторы производства маломобильны в международных экономических отношениях (в отличие от их большой мобильности внутри страны) и поэтому участие их в этих отношениях невелико.

Окончательно неоклассическую теорию международного движения капиталов сформулировали в первые десятилетия XX в. Э. Хекшер и Б. Олин, Р. Нурксе и К. Иверсен.

Так, Э. Хекшер в рамках своей концепции и опираясь на теорию предельной полезности сформулировал тезис о тенденции к международному равновесию цен на факторы производства. Эта тенденция пробивает себе дорогу как через международную торговлю, так и через международное движение факторов производства, чья стоимость и количественное соотношение в разных странах неодинаковы.

Б. Олин в своей теории международной торговли показал, что движение факторов производства объясняется разным спросом на них в разных странах: они движутся оттуда, где их предельная производительность низка, туда, где она высока. Для капитала предельная производительность определяется прежде всего процентной ставкой. Но при этом Олин указывал на дополнительные моменты (помимо разницы в процентных ставках), которые воздействуют на международное движение капиталов: таможенные барьеры (мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков на ввоз капитала для проникновения на рынок), стремление фирм к географической диверсификации капиталовложений, политические разногласия между странами, риск зарубежных инвестиций и их деление на этой основе на безопасные и рискованные.

Р. Нурксе создал различные модели международного движения капиталов и пришел к выводу, что в стране с быстро растущим экспортом товаров быстро растет спрос на капитал и она его импортирует (и наоборот).

К. Иверсен дополнил неоклассическую теорию некоторыми новыми положениями, в частности, о делении международного движения капиталов на реальное и уравновешивающее, т. е. нужное для регулирования платежного баланса. Он также показал, что виды капитала имеют разную предельную международную мобильность (прежде всего из-за издержек перевода капиталов) и что этим объясняется тот факт, что одна и та же страна может активно вывозить и ввозить капиталы. Иверсен четко сформулировал вывод о том, что перевод капитала из страны, где его предельная производительность низка, в страну с более высокой производительностью означает более эффективную комбинацию факторов производства в обеих странах и увеличение их совокупного национального дохода.

 

36.Государственная торговая политика.

орговая политика государства - система мер, воздействующих на развитие торговых отношений с иностранными государствами. Внешняя торговля обеспечивает получение дополнительных средств для развития национальной экономики и повышению конкурентоспособности отечественных производителей. Экспорт и импорт товаров способствуют росту национального дохода и ВНП. Подобно другим составляющим совокупных расходов, они действуют с мультипликационным эффектом. Регулирование внешнеторговых отношений осуществляется административными и экономическими методами. 1. Административные методы предполагают ограничительные, разрешительные меры на основе правовых норм и законов, куда могут входить акты правового регулирования торговых отношений, таможенные кодексы, постановления, правила и др. таможенное регулирование - использование таможенного кодекса, который определяет задачи и принципы таможенного обложения, структуру и функции таможенных органов, порядок разработки и утверждение таможенных тарифов. лицензирование - система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Путем лицензирования осуществляется количественное регулирование внешнеторгового оборота. 2. Экономические методы.прямое финансирование экспорта как основы развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной власти. (прямое финансирование экспортного производства в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета на покрытие разницы между ценами производства и экспортными ценами в целях получения гарантированной прибыли. косвенное финансирование экспортного производства происходит путем льготного налогообложения и кредитования. Всемирная торговая организация (ВТО)— международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств. Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: - взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле; - взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения; - регулирование торговли преимущественно тарифными методами; - отказ от использования количественных и иных ограничений; - транспарентность торговой политики; - разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: -Получение лучших в сравнении с существующими и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; -Доступ к международному механизму разрешения торговых споров; -Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; -Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере; -Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; -Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; -Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

 

37.Государственная политика протекционизма.


ПРОТЕКЦИОНИЗМ

ПРОТЕКЦИОНИЗМ - экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждениивнутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредствомвведения комплексапрямых и косвенных ограничений импорта - таможенных тарифов, континген тирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационныхпошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, " добровольных" ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертамиим портного ПРОТЕКЦИОНИЗМА развитых капиталистических стран в настоящеевремя являютсяповышение роли нетарифных ограничений и селективный ха рактер протекционистких мер - защищается невнутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционисткие меры все чаще вводятсявкачестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление на циональных производителейк происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам. Развитие интеграционных процессов привело кпоявлению " коллективного протекционизма" - образованию замкнутых группировок, практикующих защитусвоих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение.

 

38.Государственная политика свободной торговли.

Уже не одно столетие в международной торговле сохраняются две взаимосвязанные тенденции, или две экономические политики государства. Это протекционизм и свободная торговля (фритредерство).

Протекционизм — это политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов.

Свободная торговля — это политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.

Протекционизм появился в XVII— XVIII вв., и выражался в установлении государством импортных пошлин на те товары, ввоз которых был нежелателен. Пошлины составляли определенный процент от цены товара и сильно удорожали импортный товар, который становился менее конкурентным по сравнению с местными товарами. В России таможенные тарифы впервые были введены Петром I.

Политика свободной торговли стала применяться в Англии в середине XIX в. Но широкое распространение она получила только после Второй мировой войны, т. е. с середины XX в.

В настоящее время эта политика проявляется в либерализации свободной торговли, переходе многих стран к открытой экономике. Однако у политики свободной торговли есть свои положительные черты и недостатки.

К положительным чертам следует отнести прежде всего насыщение национального рынка дешевыми и качественными товарами. Значит, население сможет купить больше товаров и по выгодным ценам мирового рынка. Государство будет собирать больше налогов и с иностранных компаний, которые будут перевозить товар через наши границы, и со своих граждан, которые будут покупать эти товары. Кроме того, иностранные фирмы должны будут открыть свои филиалы в другой стране для продажи своих товаров, а это дополнительные рабочие места для местного населения.

Отрицательные черты. Поскольку население предпочтет более качественные импортные товары, спрос на отечественную продукцию упадет, производители сократят производство, уволят своих рабочих, будут платить меньше налогов государству.

Россия, как и многие другие, даже самые развитые страны, не отказалась от политики протекционизма, используя разные методы регулирования внешней торговли. Методы протекционистской политики можно разделить на две большие группы — тарифные и нетарифные.

К тарифным методам регулирования относятся таможенные тарифы на импорт и экспортные тарифы, а также таможенные союзы.

Таможенные тарифы на импорт — это пошлины на импортные товары, ввозимые в страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы государства. Обычно на готовые изделия тарифы достаточно высокие, а на сырье и материалы — более низкие. Цель такой политики — поднять отечественную цену на импортный товар выше мировой и таким образом защитить отечественных производителей от иностранных конкурентов.


Экспортный тариф — это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет.

Таможенные союзы — это объединения стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран. Примером может служить Европейский союз, куда вошли бывшие прибалтийские республики СССР (Латвия, Литва, Эстония), или Азиатско-Тихоокеанское сообщество, куда входит Россия.

К нетарифным методам регулирования международной торговли относятся установление квот, экспортные кредиты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др.

Установление квот — это количественные ограничения ввоза или вывоза определенного товара. Квоты устанавливаются путем лицензирования, его проводит государство. Иностранные компании для получения лицензии на ввоз товара должны присылать в данную страну его образцы. Задержка во времени и неопределенность, связанная с этой процедурой, негативно влияют на внешнюю торговлю.

Еще один прием скрытого протекционизма на ввозимые из-за рубежа товары — это установление стандартов на ту или иную продукцию. Стандарты связаны с классификацией, маркировкой, проведением испытаний продукции и часто вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья населения. Например, в маркировке должен быть указан состав продукта; если это продукты питания, то должны быть указаны пищевые добавки. Если они не соответствуют российским стандартам, то ввоз этих продуктов будет запрещен.

Экономические санкции — эмбарго — это установленный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной. Эмбарго применяется в основном с целью давления на эту страну по политическим мотивам. Иногда эмбарго может объявляться и на отдельные товары.

Международная торговля очень быстро развивается и поэтому нуждается в регулировании со стороны международной организации. Такая организация была создана и начала действовать в 1948 г. — это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В 1995 г. она была преобразована в ВТО — Всемирную торговую организацию, которая регулирует около 90% мировой торговли. Цель этой организации — создать для своих членов режим наибольшего благоприятствования в торговле, отменить дискриминацию и создать равные условия для всех участников. ВТО устанавливает общие тарифы и борется с нетарифными ограничениями в торговле — квотами, государственными субсидиями экспортных отраслей, налоговыми льготами для экспортных предприятий.

 

39.Теории распределения доходов от внешней торговли.

 

Согласно теории Стоппера-Самуэльсона в стране производятся только два товара при помощи двух факторов производства. Объем факторов производства постоянен, существует совершенная конкуренция на рынке обоих товаров и обоих факторов производства. Один товар более трудоемкий, а в производстве второго преобладает использование земли. Факторы производства обладают абсолютной внутренней, но не внешней мобильностью. Цена товаров равна издержкам на их производство. Установление торговых отношений приводит к росту относительной цены на экспортный товар. При наличии этих допущений авторы теории пришли к выводу, что внешняя торговля неизбежно приводит к росту вознаграждения фактора производства, использованного в производстве товара, цена на который увеличена; и снижение вознаграждения того фактора производства, который используется в производстве товара, цена на который снижена. Таким образом, свободная внешняя торговля неизбежно снижает реальный доход, приходящийся на редкий фактор производства, независимо от характера его потребления.
Теория Рыбчинского строится практически на тех же предпосылках, что и модель Стоппера-Самуэльсона, кроме допущения об изменении цен, которые считаются постоянными. Сущность заключается в том, что расширение экспортного производства, использующего относительно избыточный фактор производства, приводит к стагнации производства в других отраслях, для которых этот фактор не является относительно избыточным. Эти отрасли будут испытывать большую потребность в импортных товарах. Следовательно, практическое значение теории заключается в том, что она позволяет предвидеть последствия активного расширения производства в экспортных отраслях: такое расширение неизбежно приведет к застою или падению производства и необходимости импорта в других отраслях. Если отрицательный эффект стагнации (снижение производства) превысит положительный эффект от расширения экспортного производства, то возникает эффект «Голландской болезни».

40.Тарифные методы регулирования международной торговли.

Государственное регулирование международной торговли может быть:

  • односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);
  • двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.;
  • многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС). В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для мировой экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой - это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

  • селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
  • отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
  • коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
  • скрытый протекционизм- осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Задача другой части методов - форсирование экспорта.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные пошлины классифицируются по способу взимания:

  • адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % от таможенной стоимости);
  • специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 т);
  • комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).

По объекту обложения:

  • импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

  • сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
  • антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
  • компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По происхождению:

  • автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством экономики, финансов или торговли) и одобряются правительством;
  • конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как ГАТТ/ВТО, или соглашения о таможенном союзе;
  • преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1972 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

  • постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
  • переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

  • номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;
  • эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой.

Таможенная стоимость товара - нормальная складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. практически той цены, по которой они продаются в стране отправки. Таможенная стоимость товара в западноевропейских странах - членах ЕС оценивается на базе СИФ, т. е. включает помимо цены самого товара также стоимость его страхования и транспортировки до порта назначения. Россия в вопросе определения таможенной стоимости товара стоит ближе к западноевропейским странам. За основу классификации и определения таможенной стоимости товаров обычно берется одна из международных товарных номенклатур.

Одна из наиболее распространенных в мире - вступившая в силу с 1988 г. Гармонизированная система описания и кодирования товаров - базируется на разработанных ранее Брюссельской таможенной номенклатуре и на Стандартной международной классификации ООН.

В подавляющем большинстве стран таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты тем самым внутреннего рынка.

Если учесть, что тарифные ставки во всех странах дифференцированы в зависимости от того, какие товары импортируются, то особое значение приобретает определение не номинального уровня тарифной защиты, а эффективного, т.е. действительного.

Эффективная ставка тарифа-реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров.

Алгебраически действительный уровень таможенной защиты вычисляется по формуле

,

- эффективный уровень таможенной защиты; - номинальная ставка тарифа на конечную продукцию; - номинальная ставка тарифа на импортированные части и компоненты; A - доля стоимости импортированных компонентов в стоимости конечного продукта.

На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты принимаются важные решения в области торговой политики. Допустим, правительство хочет защитить национальных производителей готовой продукции. Для этого необходимо сделать ставку импортного тарифа на готовую продукцию на уровне выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. В результате реально существующий (эффективный) уровень таможенной защиты будет выше номинального. Если правительство ставит задачу защитить от иностранной конкуренции секторы, производящие промежуточную продукцию, но стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовую продукцию будет на деле означать более низкий, а иногда и отрицательный уровень действительной таможенной защиты.

Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.

Тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

Большинство стран мира являются малыми с точки зрения мировой экономики, поскольку изменение спроса с их стороны на импортные товары не приводит к сколько-нибудь существенным сдвигам в мировой цене на них.

В результате обложения импорта тарифом в малой стране возникают две группы экономических эффектов - перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (эффект защиты и эффект потребления):

  • эффект доходов представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор;
  • эффект передела представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вычисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара. Перераспределительные эффекты не приводят к ухудшению экономического положения страны в целом;
  • эффект защиты показывает экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. По мере того как растет защита внутреннего рынка с помощью тарифов, все большее количество ресурсов, не предназначенных специально для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к более высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами;
  • эффект потребления возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке.

Если импортирующая страна экономически значима, т. е. введение ею импортного тарифа может оказать воздействие на уровень мировых цен на данный товар, то воздействие импортного тарифа на ее экономику определяется следующим образом. Для большой страны импортный тариф является не столько средством защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, сколько средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Поведение большой страны сродни поведению монополиста, который ограничивает закупки товара, чтобы снизить его цену. Поскольку большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке, ограничение ее импорта с помощью импортного тарифа ощутимо снижает совокупный спрос на данный товар, в результате чего его поставщики вынуждены снижать цены. Падение цен на импортные товары при постоянном уровне цен на экспортные товары ведет к улучшению условий торговли страны. Однако и большая страна может рассчитывать на позитивный эффект импортного тарифа, только если он не перекрывается негативными эффектами потери для национальной экономики в результате его введения, которые существуют так же, как и у малой страны.

Основное различие воздействия тарифа на экономику большой и малой страны заключается в оценке перераспределительного эффекта дохода. Он вычисляется как произведение объема импорта после введения тарифа на размер импортной пошлины. Вследствие того, что иностранный поставщик, столкнувшись в большой стране с импортным тарифом, вынужден снизить свои цены, улучшая тем самым условия торговли большой страны, внутренние цены в большой стране в результате введения импортного тарифа растут на величину меньшую, чем размер самого тарифа. Эффект дохода в случае большой страны как бы распадается на две части - эффект внутренних доходов и эффект условий торговли.

  • Эффект внутренних доходов - перераспределение доходов от местных потребителей в бюджет страны.
  • Эффект условий торговли - перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Импортный тариф несет в себе внутреннее противоречие, которое проявляется в несовпадении интересов местных производителей и потребителей. С одной стороны, производители заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней международной конкуренции, а с другой - те же производители, которые во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в импортном тарифе, поскольку он лишает их возможности приобретать импортные товары по более низким ценам. Частично это противоречие разрешается путем использования производного инструмента таможенной политики, называемого тарифной квотой (контингентом).

Тарифная квота - разновидность переменных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.

Экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Основными функциями экспортного тарифа в этих странах являются:

  • фискальная - сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;
  • балансировочная - обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары.

В результате обложения экспорта тарифом возникают те же две группы экономических эффектов, что и при импортном тарифе, - перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (защитный эффект и эффект потребления).

В случае большой страны, которая введением экспортных пошлин может влиять на уровень мировых цен, степень эффективности такой торговой политики в критической степени зависит от правильного определения оптимального уровня экспортной пошлины. Доход от роста мировых цен на экспортный товар должен перекрывать чистые внутренние потери, возникающие в результате введения экспортной пошлины. Крайним случаем экспортной пошлины является эмбарго (запрет) экспорта, которое использовалось, например, США по политическим мотивам в отношении таких стран, как Иран, Куба и др. Частным случаем, приводящим к экономическим эффектам, сравнимым с введением экспортной пошлины большой страной, является экспортный картель или иное объединение экспортеров. Они ставят задачу создания эффекта большой страны за счет монопольного положения на рынке определенного товара и одновременного введения пошлин на его экспорт.

По мере развития экономических реформ и укрепления национальной экономики ставки экспортного тарифа постепенно снижаются.

 

41.Нетарифные методы регулирования международной торговли.

В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.

Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

  • экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);
  • импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. Например, США накладывают квоту в 5, 7 млн. л на импорт молока и сметаны из Новой Зеландии.

По охвату квоты делятся на:

  • глобальные - устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара. Примером глобальной квоты является экспорт Россией 40 млн. т нефти в 1993 г. для государственных нужд. Направление экспорта, т. е. страны-импортера, при этом не устанавливается;
  • индивидуальные - установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются взаимные политические, экономические и иные интересы. Примером индивидуальной квоты является квота в 21, 6 млн. кг на импорт США пшеницы из Канады. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными, т.е. вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия - лишь документ, подтверждающий право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором - приобретает ряд конкретных форм:

  • разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
  • генеральная лицензия - разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
  • глобальная лицензия - разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
  • автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

  • аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но не среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, который предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;
  • система явных предпочтений - закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоббистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти;
  • распределение лицензий на внеценовой основе - выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки, проведения нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. Общий экономический эффект для импортера от использования «добровольных» ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших «добровольные» ограничения на их экспорт.

Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

  • технические барьеры - скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие;
  • внутренние налоги и сборы - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, почтовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том, что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка;
  • политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности;
  • требование о содержании местных компонентов - скры<





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.