Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор технологии производства.






Технология - методы обработки, изготовления, преобразования форм и свойств ресурсов в процессе производства. Фирма может произвести одно и то же количество продукции, используя разные комбинации факторов производства, то есть разные способы производства по данной технологии.

Эффективность реализации идеи инвестиционного проекта во многом зависит от правильно выбранной технологии и организации производства продукции. Напомним, что под технологией производства понимается последовательность выполнения определенных действий, направленных на получение конечного результата, т. е. товара или услуг. Новые технологии создаются в результате проведения НИОКР, а также могут импортироваться с оборудованием, закупаемым за границей. Общий объем инвестиций на приобретение технологий и их освоение колеблется в развитых странах мира от 2 до 5 % ВНП.

Организация производства — это создание условий и предпосылок для выполнения требований принятой технологии.

В основе организации, к примеру, производственного процесса на промышленном предприятии, лежит рациональное сочетание в пространстве и во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, чтобы с минимальными издержками получить продукцию с заранее заданными свойствами. При этом эффективная организация производственного процесса базируется на следующих основных принципах.

Принцип специализации заключается в том, что за отдельными предприятиями, цехами, участками и рабочими местами закреплено изготовление определенной продукции. Соответственно эти подразделения оснащают необходимым парком машин и оборудованием, что способствует росту производительности труда за счет их специализации на отдельных операциях.

Принцип пропорциональности выражается в равной пропускной способности всех производственных подразделений предприятия. Несоблюдение этого принципа может стать причиной возникновения «узких мест» и диспропорций на предприятии. Например, число изготавливаемых деталей сборки мебели должно строго соответствовать числу заключенных контрактов на комплектную их поставку.

Принцип параллельности осуществляется при параллельном (одновременном) выполнении отдельных частей производственного процесса посредством создания широкого фронта работ. Чем шире фронт работ, тем (при прочих равных условиях) короче производственный цикл.

Принцип прямоточности находит свое выражение в кратчайшем пути прохождения продукции через все стадии и операции производственного процесса, начиная от запуска сырья и материалов и кончая выпуском готовой продукции. Согласно этому принципу расположение зданий и размещенных в них отдельных цехов должно обеспечивать с минимальными издержками транспортировку сырья, материалов, полуфабрикатов и изделий.

Технология производства продукции и связанная с ней организация определяет пространственное размещение объектов предприятия, включающих, как правило, основные, вспомогательные и обслуживающие цеха и участки, а также инженерную инфраструктуру. Поэтому каждое предложение по технологии и организации производства, принятое к рассмотрению для включения в инвестиционный проект, должно содержать сравнительную характеристику основных технико-экономических показателей по отдельным технологическим схемам: от прохождения исходного сырья до получения готовой продукции. Например, технологическая карта производства облицовочной плитки включает следующую технологическую цепочку: добыча глины — обогащение — транспортировка — прессование — обжиг в печах — нанесение покрытия — упаковка. Для производства ткани «джаванеза», используемой для пошива блузок, платьев, костюмов и другой продукции, технологическую схему можно представить следующим образом: подготовка текстильной нити к ткачеству (снование, шлихтование, проборка, привязывание) — ткачество и очистка — отделка ткани (разбраковка, расшлихтовка и беление, промывка, ширение, разбраковка, упаковка).

Чтобы выпускать ткань «джаванеза», на предприятии можно использовать, к примеру, часть имеющегося оборудования (пропиточную машину фирмы «Кюстерс», промывочную машину и красильный аппарат той же фирмы). Кроме того, необходимо приобрести следующее оборудование:

· сновальную машина фирмы «Хакоба», 1 шт., производительностью 1, 125 млн пог. м, стоимостью 250 тыс. дол.;

· шлифовальную машину «Целл», 1 шт., производительностью 1, 2 млн пог. м, стоимостью 900 тыс. дол.;

· ткацкие станки, 64 шт., производительностью 4 млн пог. м, стоимостью 4, 8 млн дол. (предполагается наращивать объемов выпуска ткани в течение эксплуатационной стадии проекта);

· проборочный станок, 1 шт., стоимостью 32 тыс. дол.;

· узловязальную машину, 1 шт., стоимостью 25 тыс. дол.;

· ширильную стабилизационную машину, 1 шт., производительностью 4900 тыс. пог. м, стоимостью 800 тыс. дол.

Рассматривая технологию и организацию производства продукции важно учесть все основные виды работ, а также их трудо-, материало-, и энергоемкость, состав машин и механизмов на единицу продукции, продолжительность технологического цикла производства, включая поставку различных ресурсов, хранение, упаковку готовых изделий и т. д. Необходимо определить число рабочих мест по каждой операции, учитывая необходимость ручного труда или труда высокой квалификации. Следует учесть возможные выбросы загрязняющих веществ и меры защиты окружающей среды.

Каждый элемент технологической карты можно представить в виде графиков и диаграмм, характеризующих использование машин, оборудования и других средств по времени и производительности. Полученная таким образом информация должна обеспечивать адекватную базу для анализа и сравнения с возможными вариантами реализации идеи проекта.

В ТЭО должны рассматриваться альтернативные технологии, обеспечивающие при всех прочих равных условиях производство продукции с минимальными издержками. При этом экономическая эффективность технологий как правило связана с общим уровнем развития народного хозяйства, с общими социально-экономическими условиями в стране. Например, высокопроизводительная, но дорогая технология может быть экономически эффективной в стране с высокими или средними фондовооруженностью и оплатой труда, но может оказаться неэффективной в стране с низкими фондовооруженностью и оплатой труда, а также избыточными трудовыми ресурсами. По сути, отсутствие средств для приобретения техники способствует решению социальных задач с помощью создания большого числа дешевых и малопроизводительных рабочих мест.

С другой стороны новизна технологии определяется потребительскими свойствами продукции, лежащей в основе проекта, и, соответственно, возможностями ее получения. В ряде случаев сырье и материалы могут служить определяющими факторами выбора технологии или ограничений в ее использовании. Технологический процесс, основанный на использовании местных ресурсов, может оказаться менее предпочтительным по сравнению с процессом, основанным на использовании привозного сырья, поскольку расходы на подготовку местного сырья и материалов к производству, а также затраты на необходимое при этом специальное оборудование могут превысить полученную экономию от снижения транспортных издержек.

В каждом конкретном случае на основе определенного объема производства надо рассчитывать требуемый объем сырья, материалов и комплектующих (покупных) изделий, а также потери материальных ресурсов (отходы) и соответственно затраты на их переработку с учетом использования местных или привозных ресурсов.

Конкретную технологию надлежит анализировать с позиций общей номенклатуры продукции, изготавливаемой с ее помощью. И если можно создать или купить альтернативную технологию, которая позволяет на основе тех же сырьевых и материальных ресурсов получить продукцию с новыми потребительскими свойствами, то естественно ей необходимо отдать предпочтение.

Надо отметить, что в настоящее время западные фирмы все в большей степени имеют дело с конкуренцией в инновациях, основанных на технологическом прогрессе, которые чаще всего служат главным наступательным оружием для завоевания рынка. При отсутствии новых технологических разработок и соответственно инновационных изменений замедляется экономический рост страны. Поэтому чаще всего в качестве альтернативы в ТЭО могут рассматриваться возможные варианты стратегии предприятия на рынке:

· производить товар здесь, а реализовывать его там;

· производить и реализовывать товар там;

· производить товар там, а реализовывать его здесь.

Выбранную технологию следует анализировать с точки зрения капиталоемкости как отдельной операции, так всего технологического процесса получения продукции. В ТЭО могут быть представлены все варианты возможных технологий с учетом выполнения НИОКР, капиталоемкости, трудоемкости, воздействия на окружающую среду и в сравнении с затратами на рабочую силу при менее капиталоемких технологиях. Предпочтение какой-либо технологии можно отдать только в том случае, если ее преимущества будут обоснованы анализом затрат и результатов.

Выбор технологии сопровождается анализом источников ее получения. К примеру, источником непатентованного технологического «ноу-хау» может стать как привлечение отдельных специалистов-разработчиков, так и предприятий, изготавливающих продукцию, которые могут оказать помощь во внедрении.

Одним из возможных способов получения такого товара, как технология, в основе которого лежат научно-технические знания и опыт, включая патенты на изобретения, промышленные образцы, «ноу-хау», научно-техническую документацию, т. е. исходные данные для использования в инвестиционных проектах, является заключение лицензионного договора. При этом предполагается сопоставление технологии производства продукции по лицензии с имеющимися аналогами.

Состав показателей и критериев такого сопоставления устанавливают эксперты. Как правило, все показатели оценки привлекательности продукции, полученной на основе использования той или иной технологии, условно делятся на две группы: объективные и субъективные. Объективные показатели основаны на определенных факторах, определяющих шкалу измерений, отношений, вес, объем, конкурентоспособность и т. д. Субъективные чаще всего применяют или для оценки того или иного свойства продукции, или для сравнительной оценки трудоемкости изготовления изделия, или для получения эргономических характеристик. Оценку по субъективным показателям дают высококвалифицированные специалисты-эксперты, которые также определяют качество продукции, полученной по лицензионной технологии. Результаты сравнения качества продукции по лицензии с аналогами используют для расчетов рациональных объемов производства и реализации продукции на весь период действия лицензионного договора.

Надо отметить, что ожидаемый спрос на продукцию, полученную по лицензионной технологии, зависит от таких факторов, как потребность в ней, конкуренция на рынке, имидж производителя, реклама, обязательства по послепродажному обслуживанию и др.

Ожидаемые объемы спроса продукции по лицензионной технологии на весь период действия лицензионного договора служат составной частью определения цены лицензии. Причем, как показывает отечественный и зарубежный опыт, максимальный объем производства предприятия достигается на втором году выпуска продукции. К концу срока действия лицензии выпуск продукции снижается. Понятно, что наряду с прогнозом спроса на продукцию надо учитывать производственные возможности предприятия, т. е. материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы.

Поскольку срок действия лицензионного соглашения порой составляет 10 и более лет, то при определении расчетной цены лицензии необходимо учитывать возможные изменения цены продукции из-за влияния инфляции, девальвации, спроса и морального старения продукции. При этом особое внимание уделяется расчету процентной ставки роялти, т. е. отчислений от стоимости реализуемой лицензиатом продукции. Как показывает статистика мировой лицензионной торговли, процентная ставка отчислений зависит в каждом конкретном случае от отрасли промышленности и наукоемкости технологии. Так, ставка от цены единицы продукции или от суммы продаж оборудования составляет: для химической промышленности - 3-5 %; для оборудования металлургической и электронной промышленности — 5-8 %; для математического обеспечения ЭВМ — 20-25 %. Внутри указанного диапазона значений эксперты могут устанавливать конкретные размеры роялти, которые зависят от объема передаваемых прав, степени промышленного освоения объекта лицензии на момент ее передачи, участия лицензиара (передающей стороны) в освоении технологии производства и реализации продукции, степени патентной защиты объекта лицензии.

В ТЭО могут быть подробно рассмотрены технологические услуги, которые могут быть предложены в связи с применением конкретной технологии, а также перечислены организации, предоставляющие их. Как правило, в состав услуг входят: разработка технологической части технического проекта; составление плана размещения и расстановки технологического оборудования; осуществление монтажа и пусконаладочных работ; технический надзор за производством монтажа и сдача оборудования в эксплуатацию.

Помимо импорта оборудования, приобретения лицензии на технологию производства важное место занимает возможность получения технологии через иностранные филиалы фирм и совместные предприятия. Участие в передаче технологии, оборудования, а затем и в разделении прибыли — один из эффективных способов внедрения новшеств. Вместе с тем, если иностранное участие в реализации инвестиционного проекта ограничивается вложением средств только в технологию, необходимо рассмотреть возможность приобретения оборудования непосредственно у поставщика с учетом формы расчета с ним в виде взносов и роялти.

В отдельных случаях приобретаемую технологию производства необходимо анализировать по отдельным составляющим, которые включают: проектно-конструкторскую документацию; привязку технологии к условиям действующего или проектируемого предприятия; поставку технологического оборудования, монтаж или шеф-монтаж (участие фирмы-производителя в монтаже); установку контрольно-измерительных приборов и средств защиты. Поскольку с позиций экономической эффективности в каждом конкретном случае такое разделение может оказаться рациональным, эта возможность должна найти отражение в ТЭО.

Особое место в ТЭО занимают вопросы освоения и адаптации выбранной технологии к местным условиям. Успешное освоение технологии, как правило, требует определенных профессиональных знаний и навыков, поэтому важным элементом ее реализации выступает подготовка и переподготовка соответствующих категорий рабочих и служащих.

В ТЭО должны быть показаны не только затраты на подготовку кадров, но и сроки реализации программы обучения, предшествующие эксплуатационной фазе реализации инвестиционного проекта. Таким образом, на основании отдельных составляющих и стоимости технологии можно получить ее общую цену, которая в зависимости от принятых способов ее использования может быть разной. При этом в ТЭО должны быть показаны:

· основные преимущества выбранной технологии по сравнению с аналогами;

· оценка влияния на окружающую среду;

· возможность совершенствования принятой технологии;

· способность предприятия освоить технологию;

· возможность приобретения и передачи технологии, включая такие аспекты, как: лицензирование; разложение технологии на отдельные компоненты, обеспечивающие эффективное внедрение с учетом финансирования проекта; расходы на приобретение технологии; подготовка специалистов и рабочих для эксплуатации технологического оборудования; условия договора о передаче технологии; меры, принимаемые сторонами, для разрешения споров при внедрении технологии.

Выбранная технология производства и условия ее внедрения должны быть отражены в контракте, который в ТЭО может быть представлен в виде отдельных положений, включающих:

· общие положения, наименование продукции и ее отдельные характеристики;

· срок действия соглашения о технологии с учетом эффективного ее внедрения;

· гарантии поставщика технологии;

· возможность усовершенствования технологии в период действия соглашения;

· права и патенты на промышленную собственность, относящиеся к определенной технологии, а также ответственность сторон в случае возможного нарушения условий соглашения;

· плату за использование торговой марки или товарного знака;

· расчеты за технологию, включая форму выплат лаушальной (твердой) суммы или выплат роялти, а также комбинации того и другого;

· эксклюзивную и неэксклюзивную возможность продажи приобретенной технологии;

· поставку импортных ресурсов, в том числе промежуточных продуктов и компонентов;

· обучение, его сроки, число обучаемых и место проведения занятий. Принятая технология производства определяет объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений.

Планирование производственной программы.

Планирование производственно-коммерческой деятельности предприятия начинается с определения объема и возможностей производства и реализации продукции, т.е.производственной программы.

Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении исходя из спроса и реальных возможностей предприятия в удовлетворении его на определенный период. Обычно составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам.

Производственная программа служит базой для разработки следующих планов:

1) материально-технического снабжения;

2) численности персонала и оплаты труда;

3) инвестиций;

4) финансового плана.

Производственная программа предопределяет задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих и др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности.

Предприятия формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля заказов (договоров)на продукцию и услуги; государственных заказов и собственных потребностей.

Годовая производственная программа устанавливает ряд номенклатурно-количественных заданий, которые составляют ее разделы:

- номенклатуру и ассортимент продукции;

- задание по выпуску готовых изделий в натуральном и стоимостном выражении по укрупненным группам;

- объем поставок полуфабрикатов сторонним организациям;

- объем работ, услуг промышленного характера сторонним организациям;

- объем выпуска прочей продукции (подсобных цехов).

Производственная программа состоит из трех разделов:

1. План производства продукции в натуральном выражении - устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется, исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей;

2. План производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции;

3. План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка. Расчет объема реализуемой продукции производится на основе величины товарной продукции с учетом изменения остатков продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной заказчиками, на начало и конец планируемого года. Но объем реализации продукции также влияют изменение качества выпускаемой продукции и действующих на предприятии цен на продукцию и услуги.

Исходными данными для определения максимально возможного выпуска продукции за год служит среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент ее использования. Часто обеспечение потребностей рынка требует введения в действие новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия.

Разработка производственной программы состоит из нескольких этапов:

1. Анализ результатов работы предприятия в текущем году.

2. На основе маркетинговых исследований составляется прогноз спроса и предложения по номенклатуре, ассортименту, объему и срокам поставки выпускаемой продукции.

3.Определяется номенклатура и ассортимент продукции в натуральном выражении.

4. На основании заключенных договоров на поставку продукции и сведений об остатках нереализованной готовой продукции на складах разрабатывается годовая производственная программа. На этом этапе принимают решения о специализации и кооперировании производства, о сроках выпуска продукции. Определяют объем товарной продукции в натуральном и стоимостном выражении.

5.Производится технико-экономическое обоснование производственной программы:

а)осуществляется расчет материальных, топливных, энергетических ресурсов, необходимых для ее выполнения (исходя из норм расхода);

б) планируются ремонтно-эксплуатационные затраты;

в)обосновывается потребность в транспортных средствах и иных факторах производства;

г) для увязки программы с имеющимися на предприятии мощностями разрабатывается баланс производственных мощностей и производится обоснование программы производственными мощностями;

д) вносятся изменения в план инвестиций с учетом принятых решений по номенклатуре, ассортименту, объему выпуска и решений по специализации и кооперированию производства.

Принятая программа конкретизируется в разрезе подразделений предприятия и отдельных деталей:

- для сборочных цехов – распределяется по плановым периодам года в разрезе изделий;

- для обрабатывающих цехов – в виде номенклатурно-календарных планов выпуска деталей и сборочных единиц.

Номенклатурно-календарные планы служат основанием для расчета календарно-плановых нормативов движения производства в каждом из основных цехов. Цехи на основании этих планов формируют на каждый месяц производственные программы по запуску и выпуску закрепленных за ними изделий с учетом дополнительных предложений со стороны производственно-диспетчерского отдела и распределяют их по участкам (бригадам).

Для участков(бригад) разрабатываются 2 вида производственных заданий:

1)оперативно-календарный план запуска-выпуска деталей с учетом равномерного и ритмичного выпуска продукции;

2) сменно-суточные задания с конкретным закреплением деталей (операций) за рабочими местами.

Планирование производственного процесса.

Производственное планирование — это умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики (предприятия) и определять ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Любой план производства строится на базе ряда научных принципов.

1. Принцип необходимости планирования. Согласно этому принципу необходимо повсеместно и обязательно применять планы при выполнении любого вида трудовой деятельности. Если этого не делать, то выполнение какой- либо операции сопровождается ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что влечет кризисное состояние или крах предприятия.

 

2. Принцип непрерывности. Суть этого принципа заключается в том, что планирование на предприятии должно осуществляться без перерывов и разрабатываемые планы должны органично приходить на смену друг другу. Например, среднесрочные и долгосрочные планы необходимо постоянно пересматривать и корректировать с учетом изменяющихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов.

 

3. Принцип единства. Этот принцип означает, что планирование на предприятии должно быть системным, то есть необходимо осуществлять разработку сводного плана социально-экономического развития предприятия, основанного на отдельных планах его служб и подразделений, увязанных с общим планом.

 

4. Принцип гибкости. Этот принцип говорит о том, что нужно придать планам и всему процессу планирования способность менять свою направленность в случае возникновения изменений внутреннего или внешнего характера (колебание спроса, изменение цен, тарифов).

 

5. Принцип точности. Данный принцип предполагает, что разрабатываемый план должен быть настолько точен, насколько это доступно для предприятия на данный момент и достаточно для решения возникающих проблем. Степень точности зависит от уровня планирования: чем он ниже, тем выше степень точности.

 

6. Принцип участия. Этот принцип означает, что каждый элемент производственной деятельности, каждое подразделение предприятия является участником планирования.

 

7. Принцип обоснованности целей и нацеленности на конечный результат деятельности. Этот принцип говорит: так как планирование имеет системный характер, то все звенья предприятия имеют единую конечную цель. Реализация этой цели является приоритетной.

Основные методы разработки планов.

1. Нормативный метод — этот метод заключается в наличии на предприятии в процессе планирования единой системы норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования и др.).

 

2. Балансовый метод — этот метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия посредством составления балансов производственной мощности, рабочего времени, материального, энергетического, финансового и других, а также между разделами плана.

 

3. Расчетно-аналитический метод — этот метод используют для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. С помощью этого метода определяют базисный уровень основных показателей плана, а также их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов.

 

4. Экономико-математические методы — эти методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

 

5. Графоаналитический метод — этот метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами.

 

6. Программно-целевые методы — эти методы позволяют составлять план в виде программы, то есть комплекса задач и мероприятий, которые объединены одной (генеральной) целью и имеют конкретные сроки достижения.

В процессе планирования на предприятии используют не какой-либо один метод, а весь их комплекс.

В зависимости от периода времени различают следующие виды планирования:

1. долгосрочное планирование (от 10 до 25 лет) имеет проблемно-целевой характер, в нем формулируется стратегия деятельности предприятия на продолжительный период. Цели и задачи долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане;

 

2. среднесрочные планы (на 2 — 3 года) в качестве объектов имеют организационную структуру, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки и тому подобное;

 

3. краткосрочные планы (на 1 год (редко на 2 года)) включают конкретные способы использования ресурсов на предприятии. Эти планы детализируются по кварталам, месяцам, декадам.

Перечисленные выше виды планирования необходимо увязывать между собой, они не должны противоречить друг другу.

В зависимости от содержания и значения планирования в процессе плановой деятельности выделяют три вида планирования:

1) стратегическое планирование — это набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, которая обеспечивает достижение его целей. Стратегия в данном случае означает план наиболее эффективного распределения ресурсов для достижения целей.

Процесс стратегического планирования содержит:

1) определение миссии предприятия;

2) формулирование целей и задач функционирования предприятия;

3) оценку и анализ внешней и внутренней среды (возможностей и потенциала предприятия);

4) разработку и анализ стратегических альтернатив (как предприятие будет достигать своих целей);

5) выбор оптимального варианта стратегического плана;

6) тактическое планирование — это мероприятия по расширению производства и по повышению технико-экономического уровня, обновлению и повышению качества продукции, наиболее полному использованию достижений научно-технического прогресса, то есть процесс реализации стратегических планов. Тактическое планирование охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды;

 

7) оперативное планирование — является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности, задачей которого является конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной работы предприятия и его подразделений.

В процессе оперативного планирования:

1. определяется время выполнения отдельных операций, изготовления отдельных единиц продукции, устанавливаются сроки передачи продукции, полуфабрикатов из одного цеха в другой или покупателю;

 

2. осуществляется оперативная подготовка производства (доставка сырья, инструмента на рабочее место и др.);

 

3. осуществляется систематический контроль, учет, анализ и регулирование производственного процесса.

Оперативное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм.

Производственная программа (план производства) предприятия — важнейший раздел плана предприятия, в котором отражаются определенный объем и ассортимент продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса.

К показателям производственной программы относят:

1) темп роста производства товарной (валовой) продукции;

2) производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием «в том числе продукция на экспорт»);

3) показатель качества продукции.

Производственная программа формируется на основании данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, уже сформированного портфеля заказов, а также существующих ограничений по всем видам ресурсов.

Разделы производственной программы:

1) план производства продукции в натуральном выражении является основой для определения объема продукции в стоимостном выражении. Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в тоннах, штуках и так далее.

В практике планирования используют:

1. натуральные единицы измерения — зависят от специфики продукции. Например, в нефтяной промышленности единицей измерения является тонна, лесопереработке — кубический метр;

 

2. условно-натуральные единицы измерения — применяют тогда, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют различную потребительную стоимость или же выпускаемая продукция (например, машины, механизмы) неодинакова по мощности, производительности. Например, уголь может иметь различную калорийность, поэтому на практике добыча топлива может планироваться в условных тоннах, а продукция консервной промышленности выпускается в банках различной емкости, поэтому производство консервов может планироваться в тысячах условных банок.

Важной частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество продукции по своим технико-технологическим и экономическим показателям должно отвечать высшим достижениям науки на стадиях проектирования и изготовления продукции.

К недостаткам планирования продукции в натуральном выражении следует отнести то, что не всегда есть возможность определить общий объем производства, темпы его роста и структуру;

3) план выпуска продукции в стоимостных показателях выражается в объеме валовой, товарной, чистой и реализованной продукции. Самыми главными стоимостными показателями, которые используются для определения объема промышленного производства, его структуры, темпов роста, производительности труда, фондоотдачи и других технико-экономических показателей деятельности предприятия, являются объем товарной и валовой продукции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.