Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неоконсервативная стратегия






В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

Планово - директивная финансовая политика

Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Управление финансами осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово - директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

Можно выделить 6 основных направлений:

(1) формирование условий для появления в экономике «длинных» денег и доступного

рыночного кредита;

(2) поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности, благоприятствующей

развитию частного сектора (за счет стабилизации и сокращения бюджетной нагрузки к ВВП и

оптимизации налоговой системы в интересах экономического роста);

(3) формирование условий для существенного роста деловой активности и роста уровня

внутренней конкуренции (экономическая либерализация и ограничение рентоориентированных

практик ведения бизнеса); 23

(4) повышение эффективности использования трудовых ресурсов в условиях сокращения

экономически активного населения, привлечение трудовых ресурсов и повышение внутренней

мобильности населения;

(5) использование конкурентных преимуществ в сфере человеческого капитала,

недоиспользованных в прошлом периоде;

(6) расширение емкости рынка и поиск новых ниш в мировом разделении труда за счет

стимулирования несырьевого экспорта и международной кооперации российских фирм.В соответствии с Концепцией «образ будущего» России к концу следующе -го десятилетия выглядит следующим образом:

I. Макроэкономическая и бюджетная стратегия

1. Денежно-кредитная политика и финансовый сектор.

Цели:

сокращение отрицательного влияния «голландской болезни» и стерилизация притока

капитала, если такая проблемо вновь возникнет;

использование сырьевой ренты в целях стимулирования экономического роста и

поддержания макроэкономической стабильности;

сокращение инфляции;

стимулирование сбережений и повышение нормы накопления;

повышение роли внутренних факторов в регулировании денежного предложения,

позволяющих смягчить зависимость от внешней конъюнктуры;

повышение устойчивости и эффективности финансового сектора.

В последние годы согласованным Правительством Российской Федерации и Банком

России приоритетом в денежной политике являлась двойственная задача: сдерживания

валютного курса и сокращения инфляции. Однако по факту выполнялась лишь первая

часть задачи, существенно снизить инфляцию относительно достигнутого еще в

середине 2000-х гг. уровня в 10–12 % не удавалось. Годовая инфляция колебалась в

течение года в диапазоне 8–12 % (за исключением 2007 и 2010 гг.). Такой уровень

инфляции не соответствует сформулированным выше условиям выхода на траекторию

устойчивого экономического роста (требование однозначной инфляции). Кроме того,

подобная денежная политика (подразумевающая активное присутствие ЦБ на валютном

рынке) вела к тому, что процентная ставка не работала как механизм, регулирующий

денежное предложение. Отрицательная (по большей части) ставка являлась причиной

отрицательных депозитных ставок, что в свою очередь снижало склонность к сбережению

и стимулировало рост потребления.24

В связи с этим в рамках выработки новой модели роста предлагается частичное

изменение приоритетов денежной политики. Главным приоритетом становится

снижение инфляции до уровня ниже 5%. Такая политика приведет к изменению

механизма денежного предложения — снижению роли валютного рынка и росту роли

процентной ставки; произойдет переход к активному использованию операций

рефинансирования, а не интервенций на валютном рынке, как способу предоставления

ликвидности банковской системе. В этом случае возникнут условия для развития

внутреннего рынка «длинных денег» и замещения им спекулятивных потоков капитала

из-за рубежа. Отметим, что в сложившейся ситуации на глобальных финансовых рынках

подобный переход будет не только желаемым, но и вынужденным, так как в условиях

возобновляющихся кризисов доверия на мировом рынке все более серьезной угрозой для

России становится отток капитала, а не его приток, что было характерно для середины

2000х годов.

Предложенный «маневр» сопряжен с очевидными рисками: волатильность курса окажет

отрицательное влияние на конкурентоспособность российской промышленности,

ограничение присутствия Центрального банка на валютном рынке приведет к временному

росту реальных кредитных ставок и росту волатильности процентных ставок. Для

снижения этих рисков стратегия снижения инфляции должна сопровождаться:

развитие инструментов, с помощью которых можно было бы осуществлять

стерилизацию притока капитала,

развитием инструментов хеджирования валютных и процентных рисков,

повышением конкурентоспособности и эффективности финансового сектора,

направленным на снижение операционных издержек по привлечению финансовых

ресурсов,

совершенствованием микропруденциального регулирования и надзора

развитием инструментов макропруденциального регулирования и контроля за

стабильностью финансового сектора.

(см. главу 7)

А также: активными мероприятиями по ограничению немонетарных факторов

инфляции, что подразумевает дальнейшее реформирование монопольных секторов

экономики и снижение общего уровня монополизма, активные мероприятия,

направленные на рост конкурентности внутренних рынков, снижение барьеров

входа на рынок и прочих мероприятий по улучшению деловой среды;

гарантии стабильности налоговой системы и ориентацию на необходимость

снижения налоговой нагрузки, что должно частично компенсировать рост рисков,

связанных с волатильностью валютного курса;

2. Бюджетная политика.

Цели: 25

создание условий долгосрочной макроэкономической стабильности и стабильности

государственных финансов;

снижение бюджетной нагрузки к ВВП;

рационализация фискальной нагрузки на экономику в целях ослабления ее негативного

влияния на экономический рост;

адаптация структуры бюджетных расходов к целям догоняющего развития

(модернизации)

II.Разработка стратегии улучшения делового климата, развития конкуренции,

повышения инвестиционной привлекательности и качества инвестиций

(институциональная и инвестиционная стратегии)

1. Улучшение делового климата и защита конкуренции.

Цели:

повышение уровня деловой активности и внутренней конкуренции как средство

перехода к новой модели роста; 26

снижение искажающего эффекта на рыночные стимулы избыточного

государственного вмешательства в экономику;

сокращение государственного и монопольного секторов экономики;

контроль и снижение уровня коррупции;

повышение уровня защищенности и стимулирование инвестиций.

2. Повышение инвестиционной привлекательности и качества инвестиций.

Цели:

повышение конкурентоспособности России на мировом рынке капитала;

замещение краткосрочных инвестиций долгосрочными в целях повышения стабильности

экономического развития и снижения зависимости от внешней конъюнктуры;

улучшение отраслевой структуры иностранных инвестиций.

повышение уровня защиты инвестиций;

создание благоприятных условий и преференций для прямых иностранных

инвестиций, в том числе за счет создания и развития специальных институтов по

привлечению инвестиций (агентства, ОЭЗ, др.);

формирование системы стимулов к привлечению инвестиций для органов

государственной власти разных уровней.

Более подробно направления и меры Институциональной стратегии см. в главе 2.

3. Стратегия на рынке труда и в сфере миграционных процессов.

Цели:

сокращение отрицательного влияния на экономический рост демографического тренда;

повышение конкуренции на рынке труда в целях сдерживания роста издержек на труд;

стимулирование внутренней миграции в соответствии с географией спроса на труд;

повышение иммиграционной привлекательности России и за счет этого — качества

миграционного притока;

преодоление искажений, связанных с избыточным регулированием рынка труда.

4. Поддержка несырьевого экспорта и международной кооперации российских фирм.

Цель: поддержка темпов роста экономики за счет более активной ориентации на внешний

спрос в несырьевом секторе, увеличение доли несырьевого экспорта.

Основные направления: упрощение режима пересечения границы, снижение прямых и

косвенных издержек, улучшение администрирования налоговых льгот, программы содействия

экспорту. Ожидаемое замедление темпов роста внутреннего спроса заставляет искать новые

источники роста экономики, в частности, повышать ориентацию экономики на внешний спрос в

промышленном секторе, не связанном с топливно-энергетическими ресурсами. Только

сбалансированная ориентация, как на внутренний, так и на внешний спрос, позволит снизить

зависимость экономики от волатильности мировых цен на топливо.

5. Новая социальная стратегия: инвестиции в человеческий капитал.

Цели:

сохранение и наращивание конкурентного преимущества в сфере человеческого

капитала;

предотвращение «утечки мозгов», бегства элиты и переноса центров прибыли фирм

новой экономики за рубеж.32

Основные направления: перестройка приоритетов социальной политики в соответствии с

требованиями современной стадии развития экономики, рационализация социальных расходов

государства, наращивание инвестиции в человеческий капитал за счет структурного маневра

бюджетных расходов, создание благоприятной институциональной среды в секторах, связанных с

поддержанием и развитием человеческого капитала (проработку соответствующих направлений и

перечни мер см. в разделе III).

Финансовое планирование.

Финансовое планирование занимает центральное место в системе управле­ния финансами. Очевидно, что в связи с тем, что движение денежных средств является обособленным и в процессе воспроизводства имеет место распределение финансовых ресурсов, возникает крайняя необходимость в планомерности процессов формирования и перераспределения данных ресурсов. Содержание финансового планирования состоит в том, что «это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности движения денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов».[1]

Применительно к управлению государственными финансами следует отметить, что по сути, финансовое планировании позволяет оценить не только возможности увеличения финансовых ресурсов, но и пропорции и наиболее эффективные на­правления их использования. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.[2]

Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность государства в целом, а субъектом, соответственно, органы государственной власти. Для разработки финансового планирования, что представляет собой неотъемлемую часть народнохозяйственного планирования, информационной базой служит анализ финансовой информации, который состоит из макроэкономических показателей прогноза социального и экономического развития страны, а также различных программ развития регионов, муниципальных образований и др. Такая информация используется для обоснования текущего и последующего развития экономики и ее отдельных отраслей.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что данный элемент управления государственными финансами служит для обеспечения финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов на основе распределительной функции, т.к. именно она позволяет через распределение и перераспределение финансовых ресурсов определить объем финансовых показателей, источники и направления их использования. Такая сбалансированность и пропорции показателей определены в единый документ – финансовый план – «документированная система взаимоувязанных показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период».[3]

Изучив исследуемый материал, можно прийти к выводу, что в самом общем виде финансовое планирование – это именно составление, разработка и реализация финансовых планов всех звеньев финансовой системы страны, которые объединены в единую систему для наилучшего функционирования и движения денежных средств.

Как известно, специфика каждого звена финансовой системы отражена в форме финансового плана и его составе показателей. Так, центральное и самое важное место в системе финансовых планов всех звеньев занимает бюджетный план государства.

Наряду с проектом бюджета на очередной финансовый год формируется и перспективный финансовый план на три года, который законодательно не утверждается и разрабатывается на основе среднесрочных социально-экономических прогнозов. Это такой документ, который содержит «данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета».[4] Очевидно, что перспективный финансовый план формируется тогда, когда необходимо создать условия для обеспечения устойчивости бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, макроэкономической стабильности, преемственности всех политик страны и исполнения необходимых бюджетных обязательств РФ.

Виды финансовых планов:

· Бюджетный план

· Финансовые планы внебюджетных фондов

· Сводный финансовый баланс государства (субъекта РФ и муниципальных

· образований)

· Баланс денежных доходов и расходов населения.

 

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается Минэкономразвития и Министерством финансов России. В этом плане (еще второе название: баланс финансовых ресурсов) отображается формирование и использование ресурсов, планируемого в составе бюджетного и внебюджетных фондов, страхового и кредитного фондов, денежных фондов предприятий и организаций, а также денежных средств населения.

 

Зачем нужен такой план? Он позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе всей страны, обосновано перераспределить их в случае необходимости.

 

Баланс денежных доходов и расходов населения. В этом плане отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме (все денежные средства населения: оплата товаров и услуг, все-все). Для чего нужно такой план? Он имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота в стране, для планирования розничного товарооборота, для планирования налоговых поступлений и необходимых кредитных ресурсов.

Для того, чтобы качественно разработать финансовые планы, финансовое планирование проводится в несколько этапов: 1) анализируются финансовые планы за отчетный и текущий года, их выполнение; 2) рассчитываются плановые показатели и 3) на основе предыдущих двух этапов составляются финансовые планы на очередной год и плановый период.

На первом этапе используется метод экономического анализа, который позволяет путем сравнения с фактическими данными выявить процент выполнения плановых показателей за отчетный год; разработать мероприятия по повышению эффективности использования финансовых ресурсов и выявить возможные резервы увеличения доходов и др.

Для получения сравнения показателей, выявления резервов доходов и т.д. применяют следующие виды экономического анализа при планировании государственных финансов:

· «горизонтальный (сравнение плановых показателей с фактическими и плановых показателей за текущий год с плановыми показателями за отчетный год);

· вертикальный (определение структуры плана, доли отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты);

· трендовый (выявление тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет и на этой основе прогнозирование показателей на плановый период);

· факторный (выявление влияния отдельных факторов на финансовые показатели)».[5]

Второй этап финансового планирования характеризуется расчетом числовых величин, которые отражают определенные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Здесь используются следующие методы расчета показателей:

Метод экстраполяции. Данный метод состоит в том, что рассматриваются финансовые показатели на основе выявления из динамики развития, т.е. полученный уровень показателей в отчетном периоде корректируются на «относительно устойчивый темп их роста».[6]

Нормативный метод. Из названия метода ясно, что суть состоит в том, что плановые показатели основываются на нормах и финансово-бюджетных нормативов.

Индексный метод. Данный метод при расчете плановых показателей базируется на различных индексах, таких как индексы потребительских цен, уровня жизни, производительности труда, дефлятор и др., при чем учитывая инфляцию рыночной экономики.

Программно-целевой метод. Этот метод оценивает различные варианты социально-экономического и производственного развития страны в аспектах территории, цели и отрасли, и позволяет выбрать наиболее предпочтительный вариант.

Вышеперечисленные методы употребляются наиболее часто. Но по поводу методов расчета показателей существуют дискуссии. Так, Нешитой А.С. выделяет балансовый метод и метод математического моделирования помимо нормативного и метода экстраполяции. Очевидно, что с развитием экономики и изменением взглядов на функционирование финансовой системы, происходят и изменения в планировании финансовых ресурсов.

На последнем, третьем, этапе планирования государственных финансов составляется сам финансовый план на среднесрочный период на основе анализа данных при использовании указанных методов. Данный документ является очень важным для государства и подлежит обязательному утверждению и исполнению. Подъяблонская Л.М. считает, что балансовый метод следует использовать на данном этапе финансового планирования, а не на втором, как считает Нешитой А.С. в своем учебнике. Использование балансового метода на данном этапе позволяет увязать имеющиеся финансовые ресурсы с потребностями в них; расходы органов государственно власти с их доходами; а также, на базе распределительной функции, установить необходимые пропорции распределения средств по направлениям использования и т.д.

Итак, используя необходимые методы финансового планирования, можно корректно оценить плановые показатели, которые «являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) для перспективного планирования».[7]

Финансовое прогнозирование занимает второе по важности место в управлении государственными финансами после финансового планирования и исследует перспективы развития государственных финансов в будущем.

Цель финансового прогнозирования заключается в исследовании возможного со­стояние финансов в будущем периоде, определении приемлемых объемов финансовых ресурсов, источников их формирования, обосновании финансовых планов, а также в выявлении возможных отклонений от принятых корректировок. Система финансовых прогнозов содейст­вует выработке финансовой концепции развития страны и позволяет органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать наилучшие методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнози­рование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Минфин РФ и другие.

Поскольку финансовое прогнозирование выявляет ожидаемое состояния финансовых ресурсов и потребности в них, а также оценивает возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений, то оно представляет собой основу для финансового планирования, т.к. при планировании фиксируются финансовые показатели, которые необходимы для обеспечения воспроизводственных процессов по объему, объектам, направлениям использования и т.д. в соответствии с социально-экономическими прогнозами и тенденциями развития.

Также как и в финансовом планировании, в прогнозировании используются конкретные методы расчета финансовых показателей. К ним относятся:

Математическое моделирование. Данный метод способствует учесть все взаимосвязанные факторы, которые оказывают влияние на показатели прогноза, а также выбрать наиболее благоприятный вариант прогноза в соответствии с социально-экономическим развитием и целями проводимой финансовой политики государства.

Эконометрическое прогнозирование. Этот метод основан на статистических оценочных коэффициентов и принципах экономической теории, который позволяет рассмотреть несколько переменных, которые могут влиять на показатели прогноза, а также, при использовании регрессионного анализа для построения эконометрических моделей, можно рассмотреть количественные оценки пропорций, которые сложились в базисном периоде.

Метод экспертных оценок. Суть метода заключается в том, что эксперты-специалисты оценивают математическую обработку по конкретному вопросу. Очевидно, что качество оценки будет зависеть от профессионализма эксперта. Но бывают случаи, когда эксперты дают субъективную, а не объективную оценку и оценки не всегда могут быть рациональны.

Трендовый метод, учитывающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд).[8] Минусом данного метода можно назвать игнорирование таких важных факторов, как экономических и др.

Разработка сценариев. Еще один метод финансового прогноза. Он состоит в том, что при разработке не всегда учитываются научная обоснованность и объективность прогнозов, а чаще давление оказывают политические предпочтения или желания отдельных уполномоченных лиц. Качество и выбор варианта прогноза можно увидеть уже впоследствии реализации политических обещаний.

Последний методы – стохастические. Эти методы предполагают использование вероятностного характера прогнозов, который определяется объемом эмпирических данных. Также рассматривается вероятностный характер между предполагаемыми финансовыми показателями и используемыми для этого необходимыми данными.

Таким образом, в результате прогнозирования при использовании сочетания разных методов, органы управления государственными финансами получают финансовый прогноз, который предоставляет обоснованное предположение о будущем развитии финансов и их состоянии, а также о развитии финансовой системы и ее отдельных звеньев.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ " Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" по инициативе Правительства Российской Федерации был введен базовый принцип - перемещение основной ответственности за соблюдение положений бюджетного законодательства Российской Федерации как части административного права и, соответственно, ответственности за соблюдение условий предоставления средств из бюджета (субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов) с юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, на участников бюджетного процесса.

 


[1] Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с. – (Университеты России). – Стр. 91.

[2] Тосунян Г.А. Государственной управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. – М.: Дело, 2004. – стр. 23.

[3] Подъяблонская Л.М. Финансы: уч. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л.М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. Стр. 112.

[4] Подъяблонская Л.М. Финансы: уч. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л.М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. Стр. 114.

[5] Подъяблонская Л.М. Финансы: уч. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л.М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. Стр. 120-121.

[6] Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – Стр. 120.

[7] Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с. – (Университеты России). – Стр. 92.

[8] Подъяблонская Л.М. Финансы: уч. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л.М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. Стр. 109.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.