Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изложение документа






 

Изложение самостоятельных работ следует выполнять в стиле письменной научной речи, основанной на нормах русского литературного языка и академических традициях [5]. Письменная научная речь характеризуется формально-логическим изложением текста в форме рассуждений, предположений, доказательств и соответствующих выводов.

В самостоятельных работах нежелательна эмоциональная окраска (кроме эссе, где личное отношение подчёркивается). В стиле письменной научной речи не принято использовать личные и притяжательные местоимения в именительном и косвенном падежах («я», «мы», «мой», «мне», «я сделал», «я считаю», «я измерила», «мы провели», «мои расчёты», «мною были испытаны», «по моему мнению» и т.п.). Следует использовать безличное изложение текста: «были получены», «наблюдения показали», «были рассчитаны», «было установлено», «был использован метод …», «на основании проведённого исследования можно утверждать» и т. п.

Не допускается применение оборотов разговорной речи, профессионализмов, произвольных словообразований, не установленных правилами русской орфографии и национальными стандартами сокращений слов (ГОСТ 7.11, ГОСТ 7.12). Следует избегать использования канцеляризмов, техницизмов, персонификации, длиннот.

Также желательно придерживаться правильного порядка слов в предложении [7]. В общем случае это:

1) вводные слова, при необходимости;

2) обстоятельство (времени, места, образа действия), при необходимости;

3) подлежащее;

4) сказуемое;

5) дополнение;

6) обстоятельство, при необходимости.

В соответствии с ГОСТ 2.105 в тексте не допускается:

· применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу, а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

· сокращать обозначения физических величин, если они употребляются без чисел, за исключением физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

· употреблять математические знаки и знаки «№» (номер), «%» (процент) без числовых значений. Также вместо знаков «», «», «», «», «№», «%» следует писать «меньше», «не менее», «не равно», «приблизительно», «номер», «процент»;

· применять аббревиатуры «ГОСТ, ТУ, СТО и другие» без регистрационного номера документа.

Аббревиатуры типа «РФ», «ГОСТ», «ФГОС», «ГУЗ» и т.п. пишутся заглавными буквами и не склоняются. Напротив, аббревиатуры типа «вуз», «загс», «завлаб» и т.п. пишутся строчными буквами и склоняются [7].

Ссылка на нормативный документ в тексте работы оформляется без указания года и наименования (например, «… наименование, обозначение, определение и правила применения единиц физических величин в соответствии с ГОСТ 8.417.»). Проверку нормативных документов на актуальность можно сделать по сайтам: www.gost.ru [8], www.vniiki.ru [9].

Имена собственные приводят в тексте на языке оригинала. Допускается их транслитировать в переводе на русский язык. При этом в списке сокращений и обозначений необходимо привести их оригинальное написание.

 

Содержание структурных элементов документа

 

Общие требования к содержанию структурных элементов

«Титульный лист». Титульный лист является первой страницей документа и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Формы титульных листов приведены в приложении А.

При подписях на титульном листе указывается дата подписания. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30 и ГОСТ 7.32 дата оформляется арабскими цифрами в последовательности: день месяца (двумя цифрами), месяц (двумя цифрами), год (четырьмя цифрами) (например: 07.12.2012.), допускается словесно-цифровой способ (например: 7 декабря 2012 г.).

«Задание». Задание на выполнение работ (курсовой, реферата, эссе, отчёта по практике, дипломной работы/ проекта) подписывается руководителем и студентом. Один экземпляр выдается студенту, другой остается на кафедре. В задании указываются:

v тема работы;

v краткая аннотация задания (для курсовой и дипломных работ/ проекта);

v дополнительные требования по выполнению, оформлению работы;

v сроки сдачи и защиты работы.

Задание на дипломную работу/ проект подписывается научным руководителем и дипломником, утверждается на заседании кафедры.

Образцы заданий приведены в Приложении Б.

«Наименование». Наименование должно кратко и точно отражать описываемую работу.

Наименование записывается в именительном падеже. Пример – наименование настоящего документа.

В наименовании не допускается использование нерасшифрованных сокращений слов (аббревиатур) или словосочетаний, (кроме общепринятых стандартизованных обозначений видов, типов, марок), а также римские цифры, математические знаки, греческие буквы.

«Реферат». Реферат в соответствии с ГОСТ 7.32, в качестве элемента отчёта о НИР, выполняет следующие функции:

· даёт возможность установить основное содержание документа, определить его смысловое соответствие теме и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

· представляет информацию о документе для использования в информационных поисковых системах.

Реферат содержит следующую информацию:

· объём документа (количество страниц, таблиц, иллюстраций, источников, приложений);

· ключевые слова по теме работы;

· объекты работы;

· цель работы;

· используемые методы;

· полученные основные результаты;

· область применения;

· дополнительная информация при необходимости (место выполнения работы, ссылки на ранее опубликованные работы).

Реферат как самостоятельная работа, так же как и эссе, оформляется аналогично курсовой работе в виде отчёта.

«Введение». Если типом работы предусмотрено введение, то в нём раскрывается актуальность избранной темы, сфера деятельности, определяется цель и задачи работы. Также кратко описываются использованные методы и средства, содержание каждой главы. Для дипломной работы объём введения оставляет1 - 2 листа формата А4.

«Содержание». Содержание включает порядковые номера и наименования разделов (при необходимости - подразделов), приложения с указанием их обозначений и заголовков. Обычно этот элемент входит в состав документа, если число листов его превышает 10.

Содержание к работе размещается, начиная с новой страницы. Слово «Содержание» записывается посередине строки с прописной буквы.

Содержание включает «Введение», «Определения, обозначения и сокращения», наименование всех разделов, подразделов и пунктов (при, необходимости, если они имеют наименование), а также «Заключение», «Список используемых источников» и «Приложение». В оглавлении, против каждого названия отдельной части работы, в правой стороне листа в одну колонку, проставляется номер страницы, с которой начинается данная часть работы. Текст работы располагается в точном соответствии с оглавлением. Содержание удобнее всего оформляется в виде таблицы с линиями белого цвета. Примером оформления содержания работы является структурный элемент «Содержание» этого документа.

«Определения, обозначения и сокращения». В этом разделе приводятся термины и определения, используемые в работе. Стандартизованные термины и определения используются с обязательной ссылкой на соответствующий нормативный документ. При отсутствии терминов в нормативных документах внешнего происхождения, допускается использование терминов, разработанных и применяемых в университете. Термины, а также перечень обозначений и сокращений, используемых в документе, приводятся в алфавитном порядке. Перечень располагается в виде столбца. Слева приводятся сокращения, обозначения, единицы физических величин, справа – их расшифровка.

«Основная часть». В основной части представляется содержание темы самостоятельной работы. Эту часть рекомендуется разделить на главы, раскрывающие различные аспекты анализируемой проблемы (см. таблицу 2). Объем каждой главы варьируется в пределах 10-15 страниц, в зависимости от объема материала. Объём основной части для дипломных работ 50 – 60 страниц, для диссертаций 90 – 100 страниц. По гуманитарным и общественным наукам объём работы может быть увеличен на 1/5 – 1/3.

«Заключение». В Заключении кратко описывается проделанная работа по главным позициям, делаются основные выводы, рекомендации (при необходимости).

Объём заключения должен составлять 1 - 3 страницы.

«Список использованных источников». В нём в соответствии с ГОСТ 7.1 приводится перечень документов, на которые сделаны ссылки при изложении документа. Номера ссылок на документы оформляются арабскими цифрами в квадратных скобках в порядке упоминания в тексте. В списке должен содержаться перечень: источников по изучаемым в работе проблемам; официальных нормативных актов; специальных, периодических, методических, статистических и других материалов. Список позволяет подтвердить достоверность приводимой в работе информации по её источникам, показать глубину и охват изучения проблемы, продемонстрировать эрудицию и уровень компетентности автора.

Список по печатным изданиям и электронным ресурсам оформляется с соблюдением требований ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.11, ГОСТ 7.12, ГОСТ 7.82.

Объём библиографического списка должен зависит от вида работы. Так, для КНИРС список должен содержать около 15 наименований, в дипломной работе – около 40.

Примеры оформления ссылок приведены в приложении В.

«Приложения». В них приводятся, при необходимости, все необходимые материалы, дополняющие, поясняющие работу. Часто в приложения помещают методические и иллюстративные материалы (большие таблицы, рисунки, схемы, графики, расчёты. протоколы испытаний, описания средств измерения и испытаний).

Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.

Приложения обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова " Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность. Если в стандарте одно приложение, то оно обозначается «Приложение А».

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху посередине строки слова " Приложение" и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово " обязательное", а для информационного - " рекомендуемое" или " справочное". Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой. Заголовок выделяют шрифтом и делают пропуск по одному интервалу до него и после.

Если приложение состоит из нескольких разделов, то их необходимо обозначать «Приложение А.1, Приложение А.2» и так далее, каждое со своим подзаголовком.

Приложения должны иметь общую с остальной частью стандарта сквозную нумерацию страниц.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.