Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Социальный конфликт






 

Одним из типов социального взаимодействия выступает конфликт, под которым подразумевается столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Конфликт пронизывает все сферы жизни общества и без него не возникает в общественной жизни ничего нового. Возникновение и развитие конфликтных ситуаций и взаимодействий не только не неизбежно, но даже необходимо.

Конфликт – это столкновение противоположных и несовместимых взглядов, позиций, интересов на почве соперничества и отсутствия взаимопонимания, на фоне проявления негативных эмоций.

Два основных признака конфликта:

1. конфликт возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений;

2. конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия.

Конфликт может принимать самые разнообразные формы и протекать в виде: ссоры, забастовки, парламентских дебатов, демонстрации, террористического акта, экономической блокады, идеологической борьбы, бунта, военного переворота и т. д.

Развитие любого конфликта (от семейной ссоры до военных действий) происходит по одной схеме:

конфликтная + инцидент = конфликт

ситуация

Основные этапы (стадии) развития конфликта:

1. возникновение напряженности в отношениях субъектов социального взаимодействия;

2. осознание складывающейся конфликтной ситуации как трудноразрешимой и негативное эмоциональное переживание;

3. начало открытого конфликтного взаимодействия;

4. развитие открытого конфликта;

5. разрешение конфликта.

В большинстве случаев конфликт воспринимается как негативное явление, в основе которого лежит недовольство, неудовлетворенность сложившейся ситуации и т. п. Соответственно в анализе конфликтных ситуаций на первый план выдвигается точка зрения о том, что конфликт выполняет только негативные функции в обществе, т. к. нередко ведет к беспорядку, нестабильности, психологическому дискомфорту, снижает социальную активность индивидов и т. д. Действительно, конфликт часто оказывает негативное воздействие на психическое состояние его участников, деструктивное воздействие на общность, нарушая сложившиеся связи между людьми, и даже способен разрушить устойчивое функционирование общества. Несмотря на то, что большинству конфликтов часто свойственна достаточно высокая степень остроты, длительности и разрушительности, однако необходимо акцентировать внимание и на позитивной направленности функций конфликта. Г. Зиммель отметил тот факт, что конфликт имеет и положительные стороны. Ранее предполагалось, что если индивиды заинтересованы в сохранении той системы, в рамках которой они реализуют власть и влияние, то любой конфликт рассматривается ими как нечто негативное, способное разрушить уже сложившийся способ их жизнедеятельности. Однако не существует социальных групп без конфликтных отношений, и то, что конфликт подавляется, еще не говорит о гармоничных взаимоотношениях внутри группы. Л. Козер, вслед за Г. Зиммелем, рассматривает конфликт как результат действия сил притяжения и отталкивания, гармонии и дисгармонии, являющихся теми составляющими элементами социального целого, которые структурируют все связи в обществе. Поэтому не может существовать группа, в которой действуют только силы притяжения и гармония, т. к. группа есть соединение двух процессов: объединения и разъединения, кооперации и конфликта. Группа есть результат соединения двух процессов – объединения и разъединения, кооперации и конфликта.

К. Маркс, автор социологической теории конфликтов, утверждал, что в условиях классовой борьбы конфликт является неизбежным явлением общественной жизни. Антагонизм классов нельзя разрешить в рамках существующего строя. Согласно его теории, классовый конфликт является движущей силой истории, так как является основой и главной причиной преобразования общества и перехода на более совершенную стадию развития, как коммунизм.

В отличие от Маркса, Г. Зиммель видел источник конфликта не в противоположности экономических интересов противоборствующих классов, а в инстинкте враждебности. Зиммель утверждал, что чем сильнее межгрупповой конфликт, тем менее вероятно исчезновение границ между группами, и чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность внутри конфликтующих групп.

По мнению Р. Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Таким образом, основные конфликты воз­никают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет. Основные положения его теории кон­фликта можно свести к следующему: а) во всех обществах есть господство, конфликт и подчинение; б) общественная структура основа на власти и подчинении; в) интересы членов различных групп противоположны; г) при осознании общих интересов образуются общественные классы; д) классовый конфликт обостряется, если вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, остальные же не имеют возможности ее получить.

Конфликт может протекать в виде ссоры, забастовки, протеста, конкуренции, внутриличностных переживаний, войны, террористического акта, идеологической борьбы и т. д. В развитии конфликта можно выделить основные этапы: 1) возникновение напряженности в отношениях; 2) осознание складывающейся ситуации как конфликтной; 3) открытое конфликтное взаимодействие; 4) развитие конфликта; 5) его разрешение.

Не существует и не может существовать бесконфликтного общества. Российский социолог В. А. Ядов подчеркивает, что конфликт является нормальным состоянием общества. Конфликт выполняет как деструктивные (негативные), так и конструктивные (позитивные) функции.

Деструктивные функции конфликта:

1. Конфликт способен разрушить социальную общность.

2. Неизбежно ведет к ухудшению морально-психологического климата в коллективе.

3. Приводит к душевному кризису человека, всей системы его ценностей.

4. Создает трудности для трудовой и социальной активности индивидов.

5. Противостояние может привести к неразрешимости конфликтной ситуации.

Конструктивные функции:

1. Конфликт содействует быстроте и эффективности принятия решений.

2. Может способствовать укреплению внутренней солидарности в группах.

3. Указывает на неблагополучие в той или иной области отношений между людьми, тем самым, позволяя оперативно отреагировать на это неблагополучие.

4. Делает отношения между людьми более напряженными.

5. Позволяет человеку разобраться кто враг, а кто друг.

Типы конфликтов: 1) внутриличностный (столкновение противоположных мотивов, невозможность реализовать желаемое, невозможность социально или профессионально адаптироваться, противоречия между притязаниями человека и его оценкой своих возможностей); 2) межличностный конфликт; групповые конфликты (нарушение трудового законодательства, неудовлетворительные коммуникации, такие как сплетни, слухи, плохие условия труда, низкая заработная плата, борьба за сферы влияния, противоположные интересы и цели); 3) конфликт в семье; 4) организационный конфликт.

Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации: а) конструктивная модель поведения (стремление уладить конфликт и поиск приемлемого для обеих сторон решения); б) деструктивная модель поведения (стремление обострить ситуацию, унизить соперника); в) конформистская модель поведения (пассивность и склонность к неоправданным уступкам).

Выделяют пятьосновных типов разрешения конфликтов: 1) конкуренция или конфронтация (настаивание на ошибочности позиции оппонента, с одной стороны, это ведет к одностороннему контролю за ситуаций, но с другой – к ненадежности решений и отказу от сотрудничества); 2) сотрудничество (стремление к позитивному взаимодействию, это приводит, с одной стороны, к максимальному удовлетворению интересов сторон, с другой – к риску нерешения данной проблемы); 3) компромисс (стремление идти на уступки, это ведет, с одной стороны, к получению равных шансов, с другой стороны – к нестабильности постконфликтной ситуации); 4) уклонение (разрыв отношений приводит, с одной стороны, к изменению отношения к конфликту, с другой – к невозможности управлять ситуацией); 5) приспособление (примирение с происходящим ведет, с одной стороны, к невозможности обострения конфликта, но с другой – к невозможности решения основных спорных вопросов).

Стили в процессе переговоров могут изменяться и сочетаться друг с другом. Наибольшего успеха в сложных переговорах, проходящих в условиях конфронтации, можно ожидать, когда оба их участника настроены на сотруднический стиль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.