Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный контроль






Обычно под поведением понимается взаимодействие индивидов и их групп с окружающей средой, опосредованное их двигательной активностью и внутренними потребностями. Деятельность – это сознательная целенаправленная активность, связанная с изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.

Т. Парсонс исследовал поведение людей как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий» в том смысле, что их поступки ориентированы на определенные ожидания партнера. На поведение человека оказывает формирующее воздействие не только система ожиданий его партнеров по взаимодействию, но и нормы, ценности культуры, господствующие в обществе.

Парсоновская теория социального действия вплотную подводит к пробле­ме нормативности и ненормативности (антинормативности) социального пове­дения. Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуют как «нормальные». Те же, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняю­щимся (от норм), либо девиантным, поведением. Девиация чрезвычайно много­лика. К ее различным проявлениям относятся и алкоголизм, и наркомания, и проституция, и рэкет, и коррупция, и подделка банкнот, и наркомания, и убийство и др. Девиация – это отклонение от общепринятой в социальной группе или обществе нормы, правила, которое влечет за собой моральное осуждение, изоляцию, наложение штрафа, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.

Правила, закрепляемые в обычаях, традициях, а затем (в некоторой своей части) и в законодательных актах, становятся социальными нормами. В связи с тем, что сами нормы, границы их применимости, степень отклонения от них понимаются разными людьми по-разному, существуют серьезные трудности с определением самого понятия девиации. Во-первых, проблема определения поступка как девиантного связана с тем, что в разных общества имеются разные нормы, т. е. один и тот же поступок в одном обществе будет оцениваться как нормальный, а в другом – как девиантный (например, в мусульманских странах многоженство рассматривается как норма, в православных как девиация). Во-вторых, девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых тем или иным поступкам различными людьми. Один и тот же поступок одни люди склонны считать девиацией, другие – нормой. В-третьих, оценивание поступка или поведения с учетом ситуации (например, убийство в мирное время – девиация, на войне – норма и геройский поступок). В-четвертых, существует проблема согласия относительно того, что считать девиацией (для студента списывание на экзамене – норма, для преподавателя – девиация). В-пятых, с развитием общества происходит развитие и изменение самих норм (пирсинг еще двадцать лет назад в нашем обществе оценивался как девиация, сейчас – это норма, диктуемая модой).

Отклонения от нормы могут быть как в положительную (гении, творящие новые нормы), так и в отрица­тельную сторону. К группе с максимально одобряемыми отклонениями относятся нацио­нальные герои, выдающиеся спортсмены, ученые, писатели, художники, поли­тические лидеры и др.

Виды отклоняющегося поведения с «отрицательным знаком» различаются в зависимости от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе или обществу в целом и от типа нарушаемых норм.

1. Деструктивное поведение причиняет вред только самой личности и не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам – мазо­хизм, жадность и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семье, друзьям, соседям и др.) – алкоголизм, наркомания, само­убийство и др.

3. Противоправное поведение представляет собой нарушение как мо­ральных, так и правовых норм и наносит вред обществу, социальной группе, а также индивиду – убийство, террористический акт и др.

В социологии большое значение придается не только определению девиа­ции как антинормативного поведения и выявлению его основных видов, но и выяснению причин девиантных поступков. В истории социологии можно выде­лить несколько основных направлений по анализу причин девиации: биологиче­ское, психологическое и социологическое.

В основу биологического объяснения положены идеи Ч. Ломброзо. Со­гласно теории Ломброзо, «криминальный тип личности» является результатом деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Для этого типа характерны определенные физические черты: выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и др., на что было указано еще в концепции Шелдона. Он утверждал, что наиболее склонны к девиации мезоморфы – инди­виды, отличающиеся физической силой, повышенной активностью и понижен­ной чувствительностью. Однако, как показывает практика, преступник может иметь ангельскую внешность.

Психологическое объяснение связано, прежде всего, с именем 3. Фрейда, который усматривал в основе формирования личности и мотивации ее поведения инстинкты, бессознательные влечения. Источником девиации является ин­стинкт агрессии, для снятия которого важное значение для человека имеет процесс социализации.

Социологическое объяснение впервые было предложено в теории аномии Э. Дюркгейма. Источником девиации, по Дюркгейму, является аномия, т. е. пренебрежение или отрицание существующих в обществе норм большинством индивидов. Отклоняющее­ся поведение ощутимо возрастает в случае, когда общество оказывается в си­туации социально-экономического кризиса. Концепцию аномии Дюркгейма развил Р. Мертон, который источником девиации считал конфликт между системой культуры, культурными целями, диктуемыми обществом, с одной стороны, и доступностью социально одобряемых средств к их достижению для различных социальных групп, с другой стороны.

Для предупреждения девиантного поведения важное значение имеет социальный контроль, введенный в научный оборот французским социологом и социальным психологом Г. Тардом. Данное понятие первоначально означало возращение к соответствующему нормам общества поведению. В осуществлении социального контроля акцент делается на «групповом давлении», принуждающим индивида приспособится к существующим нормам.

Таким образом, социальный контроль можно определить как способ саморегуляции системы посредством поощрения или наказания с целью упорядочить взаимодействие индивидов в обществе. Санкции социального контроля подразделяются на формальные, официально предписанные обществом (например, понижение должностного статуса или премия), неформальные (одобрение или негодование), позитивные (общественное признание заслуг) и негативные (осуждение). Наиболее действенным видом социального контроля является формальный контроль, основывающийся на трех принципах: предупреждение, удержание, применение санкций.

Т. Парсонс выделил три метода социального контроля: 1) изоляция (тюремное заключение); 2) обособление (ограничение контактов, например, в психиатрической больнице); 3) реабилитация (подготовка человека, нарушившего норму, к возвращению в нормальную жизнь).

К числу социальных институтов, которые созданы для выполнения функций социального контроля относятся: уголовное право, милиция, психиатрические больницы, суды и прокуратура, тюрьма, социальная работа. Необходимо подчеркнуть роль социальной работы, которая рассматривает девиантное поведение не как злой умысел, а как проблему, требующую применения не только санкции, но и сочувствия, поддержки, оказания реальной помощи. Цель социальной работы заключается в том, чтобы помочь человеку вернуться к социально активной жизнедеятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.