Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления реформы государственной службы Российской Федерации.






Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

. Под реформой государственной службы (ГС) следует понимать осуществление целенаправленных преобразований, результатом которых является постепенное формирование новой системы ГС либо появление у существующей системы новых качеств, черт или существенных признаков.

Рассматривая вопрос о реформировании государственной службы Российской Федерации необходимо прежде всего обратить внимание на ее основные недостатки. К ним следует в первую очередь отнести:
-противоречивость законодательства о государственной службе;
-бюрократические методы руководства государственной службой;
-корпоративность и замкнутость сознания государственных служащих;
-коррупцию и массовые нарушения установленных запретов и ограничений для служащего;
-пренебрежение государственных служащих нравственными нормами.
Как справедливо отмечает М. Дмитриев, " в результате недостаточно последовательных действий и отсутствия четкой концепции ее формирования состояние государственной службы в настоящее время далеко от того чего от нее ждут. Реформирование государственной службы недопустимо отстало от изменений в обществе, и ее недостатки стали одним из серьезных препятствий на пути развития гражданского общества, демократии и рыночной экономики".
Узаконеной концепции реформы государственного аппарата пока нет. Правда, 15 августа 2001 года Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации была утверждена Президентом вместе с планом первоочередных мер. В настоящее время ведется работа по подготовке Программы реформирования государственной службы, в которую предполагается включить перечень конкретных мероприятий и изменений организационного, структурного, правового, экономического и финансового характера, необходимых для проведения реформы. Уже подготовлен законопроект о системе государственной службы, в котором вводятся единые принципы и для федеральных, и для региональных органов власти. И, главное, в проекте бюджета-2003 предусматриваются деньги под реформирование государственной службы.
В научной и учебной литературе высказано немало рациональных предложений об основных направлениях реформирования государственной службы. Рассмотрим некоторые из них. Так, по мнению К. С. Бельского, концепция реформы государственной службы должна предусматривать решение следующих задач:
-учреждение специализированной структуры на федеральном уровне, которая могла бы отвечать за реформирование государственной службы на всей территории России и во всех трех ветвях власти;
-разработку пакета нормативно-правовых актов о государственной службе и определение этапов их реализации;
-законодательное закрепление основных принципов построения и функционирования государственной службы и особенно принципа рангирования должностей;
-обеспечение социального контроля над служащими государственного аппарата в целях предупреждения административного произвола и нарушения прав граждан.
Опыт проведенных реформ в странах Запада позволяет утверждать, что без органа, способного разработать программу реформы государственной службы и умело корректировать ее с течением времени, подготавливать методические разработки в этой сфере и доказывать необходимость принятия тех или иных законодательных актов, реформа государственной службы в Российской Федерации будет обречена на провал либо ей будет придан лишь фасадный характер.
Основная задача реформы государственной службы состоит в повышении эффективности государственной службы и преодоления недоверия между институтами государственной службы и гражданами.
В сложившейся ситуации на повестку дня выходит разработка такой стратегии модернизации госаппарата, которая позволит вывести его по основным параметрам и результатам деятельности на уровень большинства развитых стран.
Предлагается следующий план проведения реформы государственной службы:
-существенное увеличение денежного содержания государственным служащим;
-отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и " политических назначенцев";
-принятие этического кодекса государственного служащего;
-усиление роли законов в действиях чиновников, в том числе разграничение компетенции чиновников и сокращения сферы действия " личного усмотрения";
-установление жесткого порядка взаимодействия чиновников и граждан, при котором гражданам хорошо известны как их права, так и обязанности чиновников; ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонения от предписанного законами поведения;
-повышение престижа государственной службы (необходимо избавляться от распространенного мифа - воруют все);
-поддержка институтов гражданского общества.
Реформа государственной службы состоится если будет предполагать формирование государственного аппарата на основе системы " заслуг и достоинств", которая показала свою эффективность во многих странах мира. Для формирования российской модели системы " заслуг и достоинств" требуется:
-отбор (преимущественно конкурсный) государственных служащих, продвижение и удержание на государственной службе наиболее квалифицированных и добросовестных кадров;
-четкая дифференциация статуса " каръерных" и " политических" чиновников;
-четкое определение должностных обязанностей государственных служащих;
-создание режима, обеспечивающего, с одной стороны, подконотрольность корпуса государственных служащих, а с другой - его правовую защищенность от произвола и некомпетентности руководителей и средств массовой информации;
-научный подход к определению затрат на содержание госаппарата, прежде всего увеличение доли прямых материальных стимулов и снижение косвенных, ликвидация " теневых" привелегий;
-вместо штатного расписания введение сметы расходов на выполнение соответствующих функций государственного органа, что неизбежно приведет к сокращению численности аппарата и повышению уровня оплаты труда государственных служащих при одновременной интенсификации их работы;
-повышение внимания к вопросам административной этики.
При таком подходе со временем на государственной службе можно было бы сосредоточить высокоморальных людей, преданных своему народу и отечеству, профессионально подготовленных и компетентных, оснащенных новейшей организационной техникой и методологией, в достаточной степени материально обеспеченных за свою ответственную, сложную и напряженную деятельность.
Что касается оплаты труда государственных службы, то она должна быть конкурентоспособной с оплатой труда в частном секторе. В этих целях можно было использовать сокращение государственных структур и уменьшение численности государственных чиновников. Чиновников в стране должно быть столько, сколько у государства есть реально денег на их достойное содержание. В этой связи заслуживает внимания план, разработанный Центром стратегических разработок, который предлагает сократить число федеральных министерств и ведомств, повысить статус и роль министров, уменьшить численность госчиновников. При этом министр экономического развития Герман Греф настаивает на том, чтобы аппарат правительства, который сейчас насчитывает 1200 человек, был сокращен наполовину. Основание - чиновники аппарата правительства большей частью дублируют работу министерств и ведомств. Евгений Ясин, консультирующий правительство, предлагает лишить государственных служащих всех должностных льгот и привилегий, возместив понесенные потери существенным повышением зарплаты - до полутора тысяч долларов месяц.
Важное направление реформы государственной службы - освоение государственными служащими новых технологий управления. Основным каналом освоения новых управленческих технологий призвана стать система образования и повышения квалификации кадров государственных служащих.
Однако приходится констатировать, что в России реформирование государственной службы пока носит преимущественно фасадный характер.

2 Вопрос: Конституционный статус человека и гражданина Российской Федерации. Роль государства в обеспечении прав человека и гражданина.

 

ПРАВОВОЙ (ЮРИДИЧЕСКИЙ) СТАТУС ЛИЧНОСТИ - совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.

Права и свободы человека и гражданина - центральный конституционно-правовой институт, значимость которого определена не только целью российского конституционализма, но и ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита — обязанность государства.


ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — это мера возможного поведения лица как участника общественных отношений вне зависимости от того, в каком государстве возникают эти отношения.

ПРАВА ГРАЖДАНИНА тесно сопряжены с государством, гражданство которого имеет данное лицо.


Часто употребляемая конструкция «права и свободы» создает основу для отождествления прав и свобод. Вместе с тем свободы представляют собой возможность для самовыражения (самореализации) лица, которая не требует строгой правовой регламентации со стороны государства. Сфера, которая непосредственно не управляется гос-вом, определяется как гражданское общество.

Поэтому свободы наиболее полно реализуются именно в гражданском обществе: свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28), свобода мысли и слова, свобода массовой информации(ст. 29), свобода деятельности общественных объединений (ст. 30), свобода литературного, художественного, научного творчества, свобода преподавания (ст. 44).

Несмотря на то, что Конституция России не содержит в своем тексте понятия «гражданское общество», в ней отражены его системообразующие элементы (например: личность, достоинство которой охраняется государством (ч. 1 ст. 21); собственность (ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 35); семья (ч. 1 ст. 38); общественные объединения (ч. 4 ст. 13); религиозные объединения (ч. 2 ст. 14), профессиональные союзы (ст. 30); институты местного самоуправления (ч. 22 ст. 130).

I. ПРАВА ЛИЧНОСТИ МОЖНО ГРУППИРОВАТЬ ПО РЯДУ ОСНОВАНИЙ:

Ø по статусу субъекта: права человека (например, право каждого свободно выезжать за пределы РФ) и права гражданина (например, право российских граждан беспрепятственно возвращаться в страну гражданства) (ч. 2 ст. 27);

Ø по количественному признаку: индивидуальные права (право на имя, честь, достоинство (ст. 21)), коллективные права (право на объединение (ст. 30), на коллективные обращения в гос. и мун. органы (ст. 33));

Ø по происхождению: естественные права (право на жизнь (ч. 1 ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22)), позитивные права (право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37), на социальную защиту (ст. 39));

Ø по производности: базовые права (например, право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32)), производные права (право избирать и быть избранным (ч. 2 ст. 32), равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32));

Ø по содержанию: личные, политические, социально-экономические и социокультурные права.

Один из современных подходов к классификации прав личности — поколения прав человека.

Человечество в своем развитии «выработало» три поколения прав человека:

§ " первое поколение" включает в себя личные и политические права (право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), совести и религии (ст. 28), право на жизнь (ч. 1 ст. 20), свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22) и т.п.), которые стали завоеванием буржуазных революций и получили развитие в практике построения демократических государств; права данного поколения корреспондируют обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы;

§ " второе поколение" оформилось в конце ХIX — начале ХХ в. и представлено правами, в реализации которых участвует государство, т.е. это социально-экономические права (право на труд, на свободный выбор работы (ч. 1 ст. 37), право на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), право на защиту материнства и детства (ч. 1 ст. 38) и др.) и социально-культурные права (право на образование (ч. 1 ст. 43), право на участие в культурной жизни общества, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) и др.);

§ " третье поколение" порождено глобальными проблемами человечества и эпохой информатизации (например, право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию об ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); право свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29)); специфика прав третьего поколения состоит в их коллективном характере, что способствует их совместной реализации.

 

Личные права и свободы наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе и гарантируют невмешательство государства в сферу частных интересов личности.

Назначение личных прав может быть выражено в совокупности трех аспектов.

Во-первых, они призваны гарантировать человеческую жизнь и обеспечивать защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.

Во-вторых, с личными правами связано обеспечение защиты человеческого достоинства, неприкосновенности личности (физич. и нравственно-психологической), его частной жизни.

В-третьих, личные права обусловливают возможности беспрепятственного выбора человеком своего поведения в сфере личной частной жизни (например, право указывать свою национальную принадлежность, право выбирать место своего пребывания и жительства, свобода вероисповедания).

Политические права и свободы российских граждан непосредственно связаны с организацией и осуществлением власти в гос-ве и характеризуют положение личности в политич. отношениях.

Специфика политических прав и свобод выражается в их носителе — гражданине государства, в цели — реализация народного суверенитета, в функциях — привлечение граждан к осуществлению народовластия. Чем шире спектр политических прав и свобод и совершеннее механизм их реализации, тем выше уровень демократизации общества.

 

Социальные, экономические и культурные права традиционно относят ко второму поколению прав человека. Для них характерна материальность содержания, поскольку они опосредованы отношениями собственности, социально-экономическими элементами гражданского общества. Эта группа прав связана с удовлетворением значимых для каждого человека потребностей в жилье, питании, работе, отдыхе и т.п. Поэтому можно сказать, что экономические, социальные и культурные права являются в конечном счете предпосылкой развития всех иных прав и свобод.

 

II. Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. С правами лица тесно связаны его обязанности. Эти структурные элементы правового статуса личности взаимообусловливают друг друга. Обязанности выступают пределами свободы личности, которые очерчены в нормативном порядке.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ — разновидность социальных обязанностей — меры должного поведения лица в общественных отношениях.

Составной частью юридических обязанностей являются конституционные.

Их особенности состоят в следующем:

o направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей,

o служат как личным, так и общественным интересам;

o имеют важную общественную и государственную значимость.

Конституционные обязанности, будучи закрепленными в Конституции России, приобретают высшую юридическую силу и всеобщий характер.

Конституционные обязанности - высшие правовые требования, предъявляемые к личности и связанные с охраной и защитой важнейших ценностей, с осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению личных и обществ. интересов в правовом демократическом гос-ве.

Исходя из текста Конституции РФ, структурно обязанности закреплены отдельной статьей (например, ст. 57, 58) или совместно с правами и свободами (например, ст. 44, где ч. 1, 2 посвящены правам, а ч. 3 — обязанности; ст. 59, где ч. 1, 2 посвящены обязанностям, а ч. 3 — праву).

Специального внимания заслуживает ч. 2 ст. 38, где право и обязанность совпадают: забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

На взаимообусловленность прав и обязанностей указывает также формулирование конституционной меры возможного поведения (права лица) через «необязанность»: ч. 2 ст. 49 определяет, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; ч. 1 ст. 51 закрепляет, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и круга близких родственников.

Обязанности, как и права, могут адресоваться «каждому» и «гражданину».

На примере обязанностей, включенных в Конституцию России, это выглядит так: «каждый» обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окр. среду (ст. 58), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44), получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43); «гражданин» России обязан защищать Отечество (ст. 59).

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого лица, проживающего в РФ, является соблюдение Конституции и законов РФ (ст. 15).

 

В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина РФ. Употребление близких по смыслу терминов «долг» и «обязанность» указывает на двоякую природу должного поведения гражданина по защите Отечества, в силу чего оно подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности. Долг и обязанность граждан РФ защищать Отечество реализуется на основе фед. законов: от 31 мая 1996 г. 61-ФЗ «Об обороне», от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Обязанность, связанная с прохождением военной службы по призыву, установлена Фед. законом «О воинской обязанности и военной службе». Конституционный Суд РФ определил прохождение гражданами военной службы по призыву в качестве основной формы реализации конституционной обязанности по защите Отечества.

К конституционным принципам правового статуса человека и гражданина России относятся:

§ приоритет человека, его прав и свобод («высшая ценность» (ст. 2));

§ формально-юридическое равенство, т.е. речь идет о применении равного правового масштаба к фактически неравным людям (ч. 1 ст. 19);

§ неотчуждаемость прав и свобод (ч. 2 ст. 17);

§ недопустимость произвольного ограничения прав и свобод, т.е. любое «купирование» правового статуса человека и гражданина не должно быть дискреционным, а должно обусловливаться правом и законом (ч. 3 ст. 55);

§ недопустимость дискриминации по какому-либо основанию (по полу, возрасту, расовой, национальной или этнической, религиозной принадлежности, языку, социальному происхождению, имущественному и должностному положению и т.п.) (ч. 2 ст. 19);

§ недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при реализации своих, т.е. правовой статус одного человека ограничен аналогичным состоянием другого (ч. 3 ст. 17); «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека»;

§ единство прав и обязанностей граждан (ч. 2 ст. 6), т.е. нет прав без обязанностей, как нет и обязанностей без прав;

§ защищаемость прав и свобод человека в судебном (ч. 1 ст. 46), в административном (ч. 2 ст. 46) порядке, в порядке самозащиты (ч. 2 ст. 45);

§ гарантированность прав и свобод человека и гражданина в России (ч. 1 ст. 45).

Смысл деятельности гос. и мун. органов определен правами человека, признание, соблюдение и защита которых — обязанность государства.

Согласно Конституции РФ, гарантом прав человека и гражданина является Президент России (ч. 2 ст. 80).

Показательным является введение в России института Уполномоченного по правам человека. Статус Уполномоченного по правам человека в России определен Фед. конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

В защите прав человека особую роль играют правозащитные организации. В России их развитие свидетельствует о становлении гражданского общества как признака правовой государственности. По некоторым оценкам, в России насчитывается более 2 тыс. правозащитных организаций, или 1, 5% от числа зарегистрированных общественных объединений.

Таким образом, Конституция РФ уделяет пристальное внимание правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, вопросам гражданства и принципам правового статуса личности, закрепляя основополагающие начала данного института в гл. 1 Конституции РФ, а развивая — в гл. 2.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.